Ифнс в ходе камеральной проверки запросила карточки бухгалтерских счетов не имеющих отношение к проверяемому факту. как отказать? Учетные регистры бухгалтерского учета (формы, образцы) Нужно ли предоставлять налоговой карточки счетов

Из налоговой инспекции получено требование о предоставлении документов по одному из контрагентов нашей организации.В числе запрашиваемых документов карточки бухгалтерских счетов. Карточки бухгалтерских счетов не относятся к деятельности контрагента нашей организации. Обязаны ли мы предоставлять по запросу эти карточки? В интернете нашла ссылку о том, что при камеральной проверке не могут быть затребованы карточки бухучета. Действительно ли мы может не предоставлять эти карточки?

Проверяющие могут запросить у организации любые документы, которые непосредственно касаются деятельности контрагентов. При этом по запросам ИФНС контрагенты обязаны представлять только те документы (сведения), которые непосредственно касаются деятельности проверяемой организации.

Карточки бухгалтерских счетов не относятся к деятельности контрагента. Они не являются документами (информацией), служащими основанием для исчисления и уплаты налогов. Карточки счетов – это регистры бухгалтерского учета, которые в силу Закона № 402-ФЗ, предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах. Поэтому организация вправе их не предоставлять инспекторам. Однако подобный отказ может стать поводом для штрафа до 10 000 руб. Этот штраф можно оспорить в суде: судьи в данных спорах поддерживают организации.

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Каковы полномочия проверяющих при налоговой проверке

Ситуация: когда и как проводится встречная налоговая проверка

Встречные налоговые проверки проводятся для того, чтобы получить необходимые документы или информацию об организации (заключенных с нею сделках) от других лиц, располагающих такими сведениями. Получив эти сведения, инспекция сверяет их с данными, которые отражены в документах проверяемой организации.

Непосредственно понятия «встречная налоговая проверка» в Налоговом кодексе РФ нет. То есть она не является самостоятельным видом проверок и проводится как одно из мероприятий налогового контроля:

  1. при проведении выездной (камеральной) проверки налогоплательщика;
  2. после окончания выездной (камеральной) проверки в период рассмотрения материалов налоговой проверки.

Следует отметить, что по запросам налоговых инспекций контрагенты обязаны представлять только те документы (сведения), которые непосредственно касаются деятельности проверяемой организации. К таким документам могут относиться и внутренние документы контрагента, если в них содержится информация о его взаимоотношениях с проверяемой организацией. Например, приказы о командировании в эту организацию сотрудников контрагента или штатные расписания, из которых можно сделать вывод, что контрагент располагает персоналом для выполнения обязательств по договорам, заключенным с проверяемой организацией. Такой вывод подтверждается письмом Минфина России от 9 октября 2012 г. № 03-02-07/1-246 .

Требовать документы (сведения), не относящиеся к деятельности проверяемой организации, инспекция не вправе. Например, организация не обязана информировать инспекцию о деятельности другой организации, которая является ее контрагентом, но не является объектом налоговой проверки. Или о поставщиках товаров, реализованных организацией контрагенту, в отношении которого проводится проверка. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода. Суды отказывают инспекциям во взыскании штрафов, если организация не представила такую информацию, а инспекция привлекла ее к ответственности по статье 129.1 Налогового кодекса РФ (см., например, определение ВАС РФ от 9 марта 2011 г. № ВАС-1965/11 , постановления ФАС

  • представил документы с заведомо недостоверными сведениями.
  • В этих случаях контрагента оштрафуют на основании пункта 2 статьи 126 Налогового кодекса РФ. Размер штрафа – 10 000 руб.

    Кроме того, за неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

    Закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

    «Статья 10. Регистры бухгалтерского учета

    1. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.»

    В связи с проведением налоговой проверки у контрагента организации направлено требование о представлении документов, в том числе карточек бухгалтерских счетов по расчетам с контрагентом. Организация представила все истребованные документы, за исключением карточек бухгалтерских счетов. За непредставление последних налоговая инспекция оштрафовала организацию по ст. 129.1 НК РФ. Правомерны ли действия налоговой инспекции?

    Ответ: Карточки бухгалтерских счетов не относятся к деятельности контрагента организации и не могут свидетельствовать о факте совершения хозяйственных операций (сделок) между организацией и ее контрагентом. Также они не являются документами (информацией), служащими основанием для исчисления и уплаты налогов, или документами, подтверждающими правильность их исчисления и своевременность уплаты. Поэтому непредставление налоговому органу карточек бухгалтерских счетов не может являться основанием для штрафа по ст. 129.1 Налогового кодекса РФ. Такой позиции придерживаются суды.

    Обоснование: В соответствии с пп. 1 п.

    1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы, которые служат основанием для исчисления и уплаты налогов или подтверждают правильность их исчисления и своевременность уплаты.

    В частности, проверяющие вправе истребовать у организации:

    — документы (информацию), касающиеся деятельности ее контрагента, — в рамках проводимой в отношении его налоговой проверки (п. 1 ст. 93.1 НК РФ);

    — документы (информацию) относительно конкретной сделки с контрагентом — в случае если вне рамок налоговой проверки возникает обоснованная необходимость получения этих документов (информации) (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

    Требование о представлении указанных документов (информации) направляется организации через налоговый орган, в котором она состоит на учете (п. п. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ).

    В соответствии с п. 5 ст. 93.1 НК РФ организация, получившая такое требование, в течение 5 рабочих дней обязана либо представить истребуемые документы (информацию), либо сообщить инспекции о том, что не располагает ими. За отказ от представления запрашиваемых документов или за непредставление их в установленные сроки организация, располагающая указанными документами (информацией), может быть привлечена к ответственности по ст. 129.1 НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ). Данная статья предусматривает наказание в виде штрафа в размере 5000 руб. или 20 000 руб., если правонарушение совершено повторно в течение года.

    Из смысла и содержания положений указанных норм следует, что налоговому органу даны полномочия по истребованию у лица, обладающего соответствующей информацией, только тех документов (информации), которые непосредственно касаются деятельности проверяемого контрагента либо конкретной индивидуально-определенной сделки.

    Карточки бухгалтерских счетов являются регистрами бухгалтерского учета, которые в силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах. Они не относятся к деятельности контрагента организации, а также не могут свидетельствовать о факте совершения хозяйственных операций (сделок) между организацией и ее контрагентом. Кроме этого, карточки счетов не являются документами (информацией), служащими основанием для исчисления и уплаты налогов, а также документами, подтверждающими правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Следовательно, карточки счетов не являются теми документами, которые организация обязана представить налоговому органу в целях осуществления мероприятий налогового контроля в отношении ее контрагента.

    Таким образом, непредставление карточек счетов бухгалтерского учета не образует состав правонарушения, установленный ст. 129.1 НК РФ. Это подтверждает сложившаяся к настоящему времени арбитражная практика (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.08.2013 по делу N А10-2526/2012, от 25.02.2013 по делу N А10-2227/2012, ФАС Северо-Западного округа от 29.11.2011 по делу N А42-1789/2011).

    Следовательно, решение налоговых органов о привлечении организации к ответственности по ст. 129.1 НК РФ за непредставление карточек бухгалтерских счетов может быть успешно оспорено в суде.

    Е. М.Сигаева

    Группа компаний

    "Аналитический Центр"

    М. Н.Озерова

    Группа компаний

    "Аналитический Центр"

    ——————————————————————

    План счетов бухгалтерского учета 2018-2019

    Карточки счетов бухгалтерского учета

    Учетные регистры бухгалтерского учета (формы, образцы)

    Читай всё полезное и впитывай, а нападки игнорируй. Здесь так принято. aka AMIGO

    ВНИМАНИЕ! Ctrl-F5 или Ctrl-R


    2000 человек.

    (0)не верю что налоговая такое может требовать

    TurboConf 5 — расширение возможностей Конфигуратора 1С

    ВНИМАНИЕ! Если вы потеряли окно ввода сообщения, нажмите Ctrl-F5 или Ctrl-R или кнопку "Обновить" в браузере.

    Тема не обновлялась длительное время, и была помечена как архивная. Добавление сообщений невозможно.
    Но вы можете создать новую ветку и вам обязательно ответят!
    Каждый час на Волшебном форуме бывает более 2000 человек.

    —>Урок № 95. Карточка счета и карточка субконто.

    Карточка счета по праву считается одним из самых популярных отчетов у пользователей системы «1С». Популярность этого отчета обусловлена рядом свойственных ему особенностей, среди которых можно отметить следующие: удобство в работе, хорошая читаемость, способность наряду с компактностью отчетной формы аккумулировать в себе краткую, но в то же время достаточно полную и конкретную информацию обо всех движениях по счету, возможность отслеживать текущее сальдо и др.

    Удобство карточки счета отмечают не только непосредственные пользователи системы.

    Нередки случаи, когда при проведении всевозможных проверок налоговые органы просят предоставлять необходимую информацию на карточке счета из «1С».

    Чтобы получить карточку счета, нужно выполнить команду главного меню Отчеты | Карточка счета. В результате на экране откроется такое же окно, как и для оборотно-сальдовой ведомости по счету,

    в котором нужно указать параметры отчета и нажать кнопку Сформировать. Пример готового отчета показан:

    Карточка счета

    Двойным щелчком мыши на любой позиции карточки счета можно быстро перейти в режим просмотра и редактирования документа, на основании которого была сформирована данная проводка. В программе есть еще один похожий отчет – карточка субконто, который выглядит примерно так же, как и карточка счета, только привязан не к счету бухгалтерского учета, а к субконто.

    Чтобы сформировать карточку субконто, нужно выполнить команду главного меню Отчеты | Карточка субконто, затем в инструментальной панели открывшегося окна нажать кнопку Настройка и выбрать субконто для формирования отчета. Пример карточки субконто:

    Карточка субконто

    Из этого отчета также можно быстро перейти в режим просмотра и редактирования первичного документа, для этого нужно дважды щелкнуть мышью на соответствующей проводке.

    Урок № 96.

    Анализ счета и анализ субконто

    Клерк.Ру > Бухгалтерия > Общая бухгалтерия > Бухучет и Налогообложение > Требование налоговой и непредоставление?

    Просмотр полной версии: Требование налоговой и непредоставление?

    Налоговая в требовании по встречке с контрагентом выставила среди прочего
    1.04 [Код документа-1987] Карточки бухгалтерских счетов за период с по

    Можно ли не предоставлять это? Как пояснить почему не предоставляем?

    Старый ворчун

    31.07.2017, 13:50

    Смотря каких счетов. По 62 ж наверное вы можете карточку предоставить. А по остальным напишите, что по запрашиваемому контрагенту карточки таких счетов не ведутся и предоставить их нет возможности.

    что такое "карточка счета"?

    что такое "карточка счета"?
    согласна))) никогда не задумывалась:D

    согласна))) никогда не задумывалась:D так что написать в ответ — почему не предоставляем?

    так что написать в ответ — почему не предоставляем?Вот это:

    что такое "карточка счета"?.

    я обычно пишу "что план счетов утвержденный тем то от такого то числа, состоит из 99 счетов + энное количество субсчетов + энное количество забалансовых счетов. Из вашего требования непонятно по какому именно конкретному счету требуется "карточка счета" и прошу разъяснить мне и отправить соответствующий запрос"

    Что самое странное — проглатывают ответ с доками без этой карточки, запросы на уточненный номер карточки не поступают))))

    а что стесняться то… как вас имеют, так и вы имейте их)))

    А если вообще ничего не писать и не предоставлять по этому пункту? Чем это чревато?
    Фирма у нас маленькая, покупателей не так много. Лучше бы хотелось какой-то ответ дать обтекаемый, чтобы отстали.

    Невоспитанная

    31.07.2017, 17:49

    Я просто игнорю пункты о карточках и оборотках на встречках.
    То есть не даю, и не пишу, что их не даю.

    требовании по встречке с контрагентом
    если малый объем был, 1-2 сделки
    я давала выписки по 62, 76 АВ, 90 давала в на день отгрузки, именно по контрагенту выбирала
    а что не дать?
    пусть смотрят

    Можно ли написать — ведение карточек бухгалтерских счетов учетной политикой не предусмотрено?

    Допускается такое?

    Невоспитанная

    31.07.2017, 19:48

    Можно ли написать

    Старый ворчун

    31.07.2017, 20:37

    Лучше ничего не писать. Просто перечислить документы, которые даете.


    Старый ворчун

    31.07.2017, 21:17

    9. Сведения о суммах НДС, исчисленных и уплаченных в бюджет по данному контрагенту за тот налоговый период, в котором отражены операции по реализации товара(оказании услуг);
    11. Сведения об отражении операций на счетах бухгалтерского и налогового учета;

    По этим вопросам, если не написать ничего, тоже ничего страшного?

    Встречные вопросы:

    №№ КНД или ОКУД, форма, правила заполнения? где опубликовано?

    Невоспитанная

    31.07.2017, 21:34

    1. Что такое "Сведения о суммах…" и т.д. ?
    2. Что такое "Сведения об отражении…." ?
    №№ КНД или ОКУД, форма, правила заполнения?

    3. Где в налоговом (или бухгалтерском) учете можно увидеть суммы НДС, уплаченные в бюджет по конкретному контрагенту?
    ++

    Встречные вопросы:
    1. Что такое "Сведения о суммах…" и т.д. ?
    2. Что такое "Сведения об отражении…." ?
    №№ КНД или ОКУД, форма, пр

    все это болтовня
    к чему это

    Старый ворчун

    31.07.2017, 22:26

    все это болтовня
    я уверена вы сами такие вопросы в ответ налоговой не пишете
    к чему это

    конечно, не пишу.
    своевременно представляю унифицированные документы, которые у меня есть и которые я обязан представлять.


    оборотно сальдовую ведомость
    карточки бух счетов

    и еще журнал регистрации ПОЛУЧЕННЫХ счетов фактур
    это зачем?

    сегодня пришло требование по проверки нашего покупателя НДС
    требуют предоставить, в числе прочих:
    оборотно сальдовую ведомость
    карточки бух счетов
    структура и штатная численность

    весь ответ состоит из фразы "на ваш №/дата направляю копии следующих документов:" и реестра. всё.
    ++

    почитайте ветку. Все уже это обсудили.

    Невоспитанная

    05.04.2018, 12:57

    так за непредоставленный документ штраф

    А вы предоставьте документы, которые есть и обязаны быть.

    Не имеется ввиду, что злостно не предоставлять. Предоставить то, что есть, и если этого достаточно, чтобы подтвердить сделку или вашу налоговую благонадежность, то все сойдет. Мы обычно пишем: по пункту такому-то документы отсутствуют, это обычно про карточки бух счетов.
    Из содержания норм ст. 93 и 126 НК РФ следует, что для привлечения налогоплательщика к ответственности за правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 126 НК РФ, необходимо, чтобы он располагал соответствующими документами (документы должны быть у него в наличии) и представил их не в установленный срок либо уклонялся от их представления. Нарушение установленного срока представления документов по требованию налогового органа, проводившего налоговую проверку, влечет ответственность, предусмотренную названной нормой в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. (Статья: О спорах вокруг реквизитов запрашиваемых документов: нужны ли они в требовании? (Фирфарова Н.В.) ("Налоговая проверка", 2017, N 5)

    вы думаете я не читала, прежде чем задать вопрос??

    Нигде не видела описания документа "структура и штатная численность"
    +

    ну наверное я тогда не поняла Вас)))

    +
    Я еще бывает (когда совсем обнаглею) пишу что-то типа: "у моей организации отсутствует информация о структуре и штатной численности по запрашиваемому контрагенту")))

    а что, это мысль, и также написать что не обладаем ОСВ нашего покупателя:)

    а что, это мысль, и также написать что не обладаем ОСВ нашего покупателя
    ну вообще-то, это очень наглая мысль))))))

    05.04.2018, 22:13

    Коллеги, как думаете, прилетело требование, просят учетную политику за 3 года с 2015-2017.

    На 2017 год я сделала УП, а в 2015-2016 была УП вообще неадекватная. Вот я в раздумьях, что делать, заменить неадекватную, а вдруг моя предшественница ее уже засветила… отправить как есть, рука не поднимается, уж слишком она корявая

    Коллеги, как думаете, прилетело требование, просят учетную политику за 3 года с 2015-2017. На 2017 год я сделала УП, а в 2015-2016 была УП вообще неадекватная. Вот я в раздумьях, что делать, заменить неадекватную, а вдруг моя предшественница ее уже засветила… отправить как есть, рука не поднимается, уж слишком она корявая

    А зачем она ее могла светить? Были уже проверки?
    Согласна. Ну и кроме всего прочего, вы же всегда можете сказать "ОЙ!…."

    06.04.2018, 08:59

    Ну, рабочие совещания в налоговой точно были, да и всякие встречки, пояснения. Я все папки перешуршала с налоговой перепиской, ничего не нашла, но душа не спокойна. Думаете, все-таки отправить им сейчас обновленную мою УП, на тоненького так сказать, меня уже посещают мысли просто "забыть" про этот документ

    требуют предоставить, в числе прочих:
    оборотно сальдовую ведомость
    карточки бух счетов
    структура и штатная численность

    мы что должны предоставить им всю нашу обороку за 3й квартал?

    я тупо представляла выписку из оборотки или карточки именно по этим отгрузкам

    сначала делала копии реализаций и потом на каждую реализацию делала карточку например по сч 90,01
    или по сч 41

    а вообще, что они хотят этим всем узнать, ведь сейчас все практически прозрачно по НДС
    мы подали декларацию, они подали декларацию, все сошлось
    что еще то нужно?

    что еще то нужно?
    Мне кажется, они просто переживают что без их требований у нас просто работы не будет и нас поувольняют всех)))))))))))))) Заботються о нас)))))))))

    06.04.2018, 11:41

    Поплачусь немного, пофлужу, у меня сейчас 8!!! требований на предмет поясни, предоставь, приди поговорить и тд и тп. Директор уже предлагает мне взять отдельного буха конкретно на работу с налоговой, потому что меня уже не хватает на это все

    у меня 4е за неделю (по двум фирмам) 🙁

    Powered by vBulletin® Version 4.2.1 Copyright 2018 vBulletin Solutions, Inc. All rights reserved. Перевод: zCarot

    В рамках камеральной проверки декларации по НДС налоговый орган выставил компании требование о представлении документов: анализ счета 41 «Товары», карточки бухгалтерских счетов в разрезе данного счета и оборотно-сальдовые ведомости.
    Компания, полагая, что не обязана представлять эту документацию, обратилась в арбитражный суд.
    Суд признал действий ИФНС по выставлению требования незаконными, исходя из следующего.
    До выставления требования компания представила в ИФНС документы, содержащие всю необходимую информацию о движении товара и подтверждающие налоговые вычеты по НДС: грузовые таможенные декларации; акты о приемке товара, платежные поручения, отчет о расходовании денежных средств, книгу покупок, выписку по счету 41, счета – фактуры, акты выполненных работ.
    Запрашиваемые ИФНС документы являются сводными или аналитическими документами бухгалтерского учета. Они формируются на основании первичных документов и не являются основанием для исчисления налога.

    Требуя их, инспекция нарушает п. 8.1 ст. 88 НК РФ, поскольку они не относятся к конкретным операциям, по которым у инспекции возникли вопросы.
    Таким образом, ИФНС нарушила права компании, тем, что обязала формировать и изготавливать документы, которые законодательство не обязывает предоставлять на камеральную проверку.

    Для производства бухгалтерских карточек используется картон или бумага плотностью 170 г/кв. м. Основное их отличие от других форм регистров - отсутствие переплета. Такие бланки открываются на год и служат для отображения хозяйственной деятельности предприятий в документации, сопровождающей бухгалтерский учет.

    На протяжении отчетного периода документы хранятся в картотеке. Их расположение могут диктовать:

    • алфавитный порядок;
    • номенклатурный номер;
    • бухгалтерский счет.

    Для обеспечения контроля сохранности каждая бухгалтерская карточка снабжается порядковым номером и прописывается в соответствующем регистре.

    Читать полностью

    Бухгалтерские карточки учета материалов, счета, накладные, личные бланки сотрудников

    В «Комусе» представлены типовые учетные документы различных видов. Например, личные бланки сотрудников, необходимые для контроля численности персонала на предприятиях и размещаемые в картотеках по алфавиту или структурным подразделениям. Основной бланк документа - форма Т2, в которой содержатся сведения о личности работника и его трудовой деятельности.

    Форма включает 4 страницы, то есть два листа формата А3. Первые 2 страницы заполняют при приеме сотрудника на работу, последующие - в процессе трудовой деятельности. Базовое количество документов в упаковке - 50 шт.

    Также вы можете купить карточки бухгалтерского учета по форме М17, которые применяются для регистрации перемещения материалов, поступающих на склад организации.

    Карточка бухгалтерских счетов заполняется на отдельный номенклатурный номер. Сведения в нее заносят на основании первичных приходных документов.

    Бланки по форме М17 можно выбрать:

    • форматов А4 и А5;
    • в количестве 50 и 1000 листов в упаковке.

    Чтобы сделать заказ, отметьте в онлайн-заявке нужные наименования типографских изделий и их количество.

    Регистры бухгалтерского учета используются для регистрации, накопления и систематизации данных, полученных из первичной документации, и являются источниками для составления отчетности. В настоящей статье будут перечислены виды регистров бухгалтерского учета, а также описан порядок их утверждения.

    Виды регистров бухгалтерского учета

    Учетные регистры позволяют систематизировать и накапливать поступающую из первичной бухгалтерской документации информацию, которая впоследствии будет использована для отражения на счетах и в бухотчетности. На основании данных из учетных регистров составляются и финансовые отчеты предприятия.

    Занося данные в учетные регистры бухгалтерского учета, бухгалтер может одновременно проводить регистрацию первички и осуществлять контроль за хоздеятельностью предприятия путем анализа результатов.

    Регистры бухгалтерского учета по характеру ведения записей подразделяются на:

    • систематические — в них ведутся записи по счетам; пример — главная книга предприятия;
    • хронологические, в которых записи ведутся по календарю без другой особой систематизации, например, кассовая книга, журналы регистрации;
    • синхронистические — объединяющие в себе особенности ведения регистров, присущих перечисленным выше группам; примером такой разновидности бухрегистров будет журнал-ордер.

    Регистры бухгалтерского учета различаются по форме построения на:

    • одно- или двусторонние;
    • шахматки — в них, как правило, записи по дебету счетов делаются по горизонтали, а по кредиту — по вертикали.
    • аналитические — в таких регистрах конкретизируются показатели определенного синтетического счета; они используются для контроля за состоянием и движением материальных ценностей, расчетов с контрагентами и пр.;
    • синтетические — в них записи делаются на основе сгруппированных однородных документов в денежном эквиваленте и в обобщенном виде; примером может служить главная книга;
    • комплексные — объединяют признаки первых двух подвидов, применяются преимущественно при журнально-ордерной разновидности учета.

    По внешнему виду регистры делятся на:

    • карточки — бланки, имеющие вид разграфленной таблицы; карточки бывают контокоррентные, многоколончатые и инвентарные, например, карточка для аналитического учета материалов;
    • книги — разграфленные и сброшюрованные многостраничные регистры; страницы в книгах, как правило, пронумерованы, прошнурованы и скреплены подписью главбуха, например, книга по учету основных средств;
    • свободные листы — это своего рода масштабированные карточки, например, ведомости;
    • машинограммы — регистры, составляемые/распечатываемые при помощи компьютерной техники.

    Регистры бухгалтерского учета: перечень

    В информации Минфина от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012 указано, что унифицированные формы регистров бухгалтерского учета больше не являются обязательными для использования, за исключением тех, которые установлены уполномоченными органами. Теперь при формировании регистров бухгалтерского учета на предприятиях необходимо лишь соблюдать наличие обязательных реквизитов в них (п. 4 ст. 10 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

    Кроме того, согласно п. 5 ст. 10 закона № 402-ФЗ формы регистров, предоставляемые главбухом, должны утверждаться руководителем организации. Перечень используемых регистров бухгалтерского и налогового учета должен быть приведен в учетной политике компании.

    В то же время формы регистров бухучета госпредприятий устанавливаются в соответствии с действующими бюджетными законами. Перечень таких регистров утвержден приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н.

    На практике довольно часто коммерческие предприятия при разработке собственных регистров берут за основу перечень и формы регистров, предназначенных для госпредприятий.

    Приведем выдержку из этого перечня в виде часто используемых на практике регистров:

    Инвентарные карточки:

    • учета основных средств;
    • группового учета основных средств;
    • и т. д.

    Ведомости:

    • оборотная;
    • оборотная по нефинансовым активам;
    • накопительные по приходу (расходу) продуктов питания.
    • главная;
    • учета животных / материальных ценностей / бланков строгой отчетности и пр.
    • операций (по счету «Касса», с безналичными денежными средствами, расчетов с подотчетными лицами, поставщиками и подрядчиками, по оплате труда, с дебиторами по доходам);
    • по прочим операциям.
    • карточек;
    • сдачи документов;
    • учета ценных бумаг;
    • депонированных сумм;
    • (сводный) поступления и выбытий.

    Карточки:

    • многографная;
    • учета средств и расчетов;
    • учета выданных кредитов (займов);
    • учета (количественно-суммового) материальных ценностей;
    • учета ожидающих исполнения расчетных документов.
    • инвентарных карточек по учету ОС;
    • инвентаризационные.

    Ведомости:

    • расхождений по результатам инвентаризации;
    • учета невыясненных поступлений.

    Приказ об утверждении регистров бухгалтерского учета

    Регистры бухгалтерского учета — перечень и формы их должны быть утверждены соответствующим приказом. Формы регистров бухгалтерского учета разрабатывает главный бухгалтер, а руководитель утверждает их.

    Образцы ведения налоговых регистров можно найти в статье «Как вести регистры налогового учета (образец)?» .

    Такой приказ обязательно будет затребован для ознакомления проверяющим при проведении налоговой проверки. Исходя из перечисленных там регистров, налоговый инспектор затребует распечатки интересующих его форм.

    Ведь сегодня почти все компании ведут регистры в виде машинограмм.

    А в соответствии с п. 6 ст. 10 закона № 402-ФЗ регистры должны быть оформлены либо на бумажном носителе, либо в электронном варианте и подписаны цифровой подписью. Поэтому регистры придется распечатывать или отправлять в ИФНС в виде подписанного ЭЦП электронного документа.

    Зачастую в приказе утверждаются формы регистров для каждого из счетов: карточка счета, оборотно-сальдовая ведомость, анализ счета. Привязку формирования регистров по счетам бухучета целесообразно представить в табличной форме. В таблице потребуется указать Ф.И.О. ответственного за ведение регистра.

    Таблица с перечислением регистров может быть отображена в приказе так:

    Наименование счета

    Параметры детализации

    Формирование регистров бухучета

    Ф.И.О. ответственного за ведение регистра лица

    Синтетический учет

    Аналитический учет

    Анализ счета

    Карточка счета по кредиту счета

    Карточка счета

    Основные средства (ОС)

    Объекты ОС

    Амортизация ОС

    Объекты ОС

    Доходные вложения в материальные ценности

    Материальные ценности - объекты вложений

    Нематериальные активы (НА)

    Объекты НА

    С образцом ее заполнения можно ознакомиться в нашей статье «Порядок ведения и заполнения кассовой книги — образец»

    Итоги

    Применение регистров бухгалтерского учета является обязательным условием для каждой компании. Ведь на их основании составляется отчетность. А кроме того, они нужны для накопления и систематизации всей важной бухгалтерской информации.

    В коммерческих предприятиях формы регистров бухучета разрабатываются самостоятельно (зачастую на базе уже существующих и часто используемых регламентированных когда-то форм) и утверждаются приказом руководителя. Для госпредприятий формы регистров утверждаются Минфином.