Их называли «ночные ведьмы». Великая Отечественная война и женщины герои. Как воевали «ночные ведьмы» на Великой Отечественной

Умерла Надежда Попова, легендарная летчица, последняя из «ночных ведьм». 91 год. Все понятно. Пройден огромный путь, достойный, красивый. Наверное, счастливый. И все же, и все же… Пока эти старики находят в себе силы приходить 9 мая к Большому театру, стоять на ветру во время парада с дрожащими в руках гвоздиками, нестройно маршировать по Красной площади, все тише бренча своими медальками, - у нас есть тыл. Нас держит фундамент, пусть и зыбкий. Кажется, что мы все еще чьи-то дети.

Я знал их всех. Кинорежиссер Евгения Жигуленко была командиром звена того самого знаменитого 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка. Она окончила ВГИК в 50 лет и сняла только две картины - автобиографическую «В небе ночные ведьмы» и нашу совместную работу «Без права на провал».

Командир звена легендарного 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка, полка «ночных ведьм», гвардии лейтенант, Герой Советского Союза, Кавалер двух орденов Отечественной войны I степени, двух орденов Красной Звезды и двух орденов Красного Знамени Евгения Жигуленко. К ноябрю 1944 года совершила 773 ночных боевых вылета, нанеся противнику большой урон в живой силе и технике.

Ночные ведьмы. Так немцы называли летчиц 46-го Гвардейского Таманского полка ночных бомбардировщиков. Девочки летали на У-2 (По-2) – легких фанерных кукурузниках без верха с маленькой скоростью. «Небесный тихоход» - говорили о них в народе, девушки же дали более нежное имя – «ласточка». Работали в основном ночью, в условиях практически нулевой видимости, чтобы избежать зенитного огня, за что и получили прозвище «ночные ведьмы».

Выяснилось, что самолет девушек был сбит над Керчью. Пана сгорела в машине, а Женю отбросило на несколько метров. Жители города обнаружили в самолете только сапоги большого размера, решили, что это мужчина, и захоронили девушку как неизвестного солдата в братской могиле. Женю же похоронили в керченском парке имени Ленина.

А любимая подруга Жени Дина Никулина погибла спустя полвека от руки современного фашиста. Он пришел к ней в дом, назвавшись другом фронтового товарища, напал на Дину, избил ее и трехлетнюю внучку, забрал боевые награды и исчез. Вскоре Дина умерла.


Надежда Попова и Семен Харламов. Прототипы Маши и Ромео в фильме Леонида Быкова "В бой идут одни старики".

«Мы выпьем раз, и выпьем два за наши славные У-два, но так чтоб завтра не болела голова!», - так поется в фильме «Небесный тихоход», снятом о женщинах-авиаторах, которые в действительности лихо управляли славными, простенькими моделями У-2 (ПО-2) в дни Великой Отечественной Войны. Летчицы 46-го гвардейского ночного бомбардировочного полка нагоняли такой ужас на захватчиков, что немцы именовали их «ночными ведьмами».

У истоков полка стояла Раскова Марина, герой Советского Союза и первый штурман прекрасной половины человечества. Марине в начале войны не исполнилось еще и тридцати, но опыт полетов у нее имелся уже огромный. В ее подразделении не было представителей мужского пола, все ремонтные работы, обязанности механиков, техников, санитаров легли на хрупкие девичьи плечи.

Руководить 46 нбап была назначена Евдокия Бершанская, чьи родители погибли в ВОВ, и девочка оказалась на воспитании у своего дяди. Работу в полку и подготовку молодого поколения взяла «под свое крыло» Мария Рунт, мужественная девушка-летчик и опытный педагог. В самом первом боевом полете участвовали вместе с Бершанской такие бесстрашные летчицы, как Лариса Розанова, Софья Бурзаева, Серафима Амосова, Ольга Яковлева, Руфина Гашева и многие-многие другие.

Кстати, Розанова несколько раз получала отказы о зачислении её в армию, но как оказалось зря, ведь Лариса участвовала в освобождении Кубани, Беларуссии, Востояной Пруссии, Ставропольского края, Крыма, Новороссийска, Польши и Ставропольского края. Пройдя всю войну, Розанова торжествовала Победу Родины на территории Германии.

Слова не в силах передать, что пришлось пережить и преодолеть в борьбе за мир этим нежным созданиям. А цифры ошеломляют: 18-22 летние девушки еженощно совершали до 10 вылетов, а зимними длинными ночами и по 15-16, причем перерыв составлял всего несколько минут! Около 3 млн. бомб получил враг! Разгромленным оказался почти десяток поездов, 2 станции железнодорожных путей, переправы и склады, автомобили и прожекторы, устроено множество пожаров на захваченной оккупантами земле. Кроме вреда фашистским захватчикам, летчицы доставляли бесценную помощь своим, ведь тем, кто находился в осаде, «ночные ласточки» сбрасывали провиант и боеприпасы. Стандартные сапоги 42 размера были велики и неудобны воздушным «амазонкам», и фронтовые «100 грамм» от девушек-пилотов получали портные за переделку и подгонку обуви.

Больше пуда весил парашют, и вместо него героини выбирали запас боеприпасов, а автомат, наоборот, снимали с борта самолета, чтобы избавиться от лишнего груза. В таком образе бывший «кукурузник» становился невероятно уязвимым, ведь фанерный корпус и малая высота пикетирования делали его беззащитным даже перед дулом пистолета. Не говоря уже о хрупкости конструкции, невероятно быстрой возгораемости и отсутствием каких-либо защит. А «штопать» летательные аппараты приходилось бесконечно, причем в рекордно укороченные сроки.

Известен случай, когда спустя 10 часов изрешеченный, «на ладан дышащий» У-2, снова был поднят в небо. Так как аэродром был основательно замаскирован, ремонт самолетов проводили в темное время суток, на открытом воздухе и даже в нелетную погоду. Самоотверженные девушки из наземного состава полка едва ли уступали своим «крылатым» подругам. Но что касается последних, конечно, тут требовались не только летные навыки, а вдобавок решительность и мгновенная реакция.

Наиглавнейшим качеством была душевная стойкость. Это о таких людях, как «ночные ведьмы» сказано, что они «сделаны из особого сплава, бесценного и закаленного пуще стали».

Продолжая чисто математические выкладки, надо отметить, что более 20 летчиц эскадрильи удостоились звания героя Советского Союза. Не вернулись с поля боя 32 летчицы, но после Победы их уцелевшие боевые подруги сделали все возможное, чтобы отыскать могилы своих однополчанок.

Некоторые из них по сей день живы, и могут в подробностях повествовать о том, как все было на самом деле в непростом труде военных летчиц. Александра Федоровна Акимова после войны вышла замуж и родила дочерей, а её платье, которое сшили «ночным ласточкам» к приезду Рокоссовского в полк, единственным сохранилось с тех времен и теперь украшает музей Истории. Александра Федоровна рассказывает про то, как сложно им приходилось вылетать по ночам, а ведь совершила она ни много ни мало 710 вылетов, хотя и стала Героем по званию лишь спустя 60 лет.

А Надежда Васильевна Попова рассказывает о том, как порой хотелось плакать, и было невыносимо тяжело от постоянных бомбежек и от того, что почти в каждом вылете они теряли своих девочек. До войны Надежда Васильевна работала в аэроклубе, а когда оказалась на фронте, ей было всего 19 лет.

Пасько Евдокия Борисовна, рассказывая о своих воспоминаниях, делится впечатлениями о том, как вызвалась добровольцем в армию и покинула студенческую скамью, а также о том, как на сборах впервые увидела М.М. Раскову, уже хорошо знакомую ей по портретам. Не забывает Евдокия Борисовна и о своих подругах, которые вместе с ней отправились на это сложное жизненное испытание. После войны Пасько вернулась в институт, окончила обучения, стала кандидатом наук и чудесным учителем.

Не надо обладать богатым воображением, чтобы представить себе за этими сухими фактами реальные жизни, Женщин - прекрасных и сильных духом в любых условиях. В их возрасте в мирное время готовятся к свадьбам и экзаменам, флиртуют и развлекаются, весело и беззаботно. А эти девочки, украшая кабины самолетов картинками из журналов и цветами, называя боевые машины ласково «ласточками», совершали подвиг наравне с остальными защитниками Родины, а ведь риск был велик. Это сочетание мужества и женственности доводит до слез на глазах и «комка в горле». Ведь ничто не забыто, и никто не забыт! Вечная память летчицам «небесного тихохода»!

Совсем недавно по мотивам историй Героев Великой Отечественной Войны был снят сериал «Ночные ласточки», повествующий о победах, сражениях, отваге и неисчерпаемой веры летчиц, сражающихся за свободу своей Родины. В съемках приняли участие: Татьяна Арнтгольц, Мария Пирогова, Олеся Фаттахова, Наталья Людскова и многие другие.

Во Вторую мировую войну на фронт ушли не только молодые семнадцатилетние парни, но и девочки-студентки. Юные красавицы, которые еще вчера готовились к экзаменам, встречались с парнями и мечтали о свадебном платье, сегодня боролись за жизнь своих соотечественников и свободу Родины. Кто-то из отважных девушек стал военной санитаркой, кто-то - разведчицей, кто-то - пулеметчицей, а кто-то - военной летчицей. Боролись с фашизмом они наравне с мужчинами, зачастую в одном полку.

«Ночные ведьмы»

Самым известным и при этом единственным женским полком в отечественной и мировой истории является 46 гвардейский женский полк ночных бомбардировщиков, ласково именуемый регулярной армией Советского Союза «Дунькиным полком» и со страхом прозванный, фашистскими солдатами «Ночными ведьмами».

«Ночные ведьмы» вначале вызывали у немецкой армии лишь презрительный смех, так как летали они на фанерных самолетах «У-2», которые при прямом попадании не составляло труда сбить из Однако в ходе сражений бесстрашные воительницы сумели показать, чего они стоят, внушив противнику ужас перед «ночными ласточками» (так девушки называли свои самолеты).

Женский авиационный полк ночных бомбардировщиков внес неоценимый вклад в победу.

«У-2» - картонный кукурузник или боевой «Небесный тихоход»?

«У-2» и «По-2» - это легкие фанерные самолетики, корпуса которых не были защищены от попаданий крупнокалиберного оружия. Они загорались при малейшем контакте с огнем. Медлительные машины, предел скорости которых был чуть выше 100 км/ч, набирали высоту до 500 метров, но в умелых руках девушек-летчиц превращались в грозное оружие.

С наступлением темноты из ниоткуда появлялся 46 женский авиационный полк ночных бомбардировщиков и забрасывал вражеские позиции бомбами.

Ракобольская с уважением отзывается о Расковой, которая сделала из «неоформленной, лохматой, с грязными волосами армии» профессиональный полк ночных бомбардировщиков. Со смехом вспоминает девяностолетняя Ирина Вячеславовна о своей девичьей обиде, когда ей, как и всему женскому полку, командование приказало коротко остричь волосы, и о досаде, возникшей, когда она узнала, как именуют их подразделение боевые братья.

Женщина, воевавшая за народ, за будущее своих детей, со слезами на глазах рассказывает о том, как сложилась судьба некоторых девушек из «Дунькиного полка» после войны, ведь не каждая из них нашла свое призвание в мирное время. Однако мудрая Ирина Вячеславовна Ракобольская, не держит зла ни на власть, ни на взбалмошную молодежь. Она считает, что, начнись война в наше время, молодые ребята и девушки, ни минуты не сомневаясь, отправились бы защищать Родину.

«Ночные ведьмы» в искусстве

Слава настигла полк и в сфере искусства. Про отважных девушек снято немало фильмов и спето множество песен.

Первая кинолента про 46 гвардейский женский полк ночных бомбардировщиков с названием «1100 ночей» была снята Семеном Ароновичем еще при Советском Союзе, в 1961 году. Через 20 лет на экраны вышел еще один фильм - «В небе «Ночные ведьмы».

В известном и всеми любимом произведении «В бой идут одни старики» за основу сюжета взяли историю «Ночной ведьмы» Надежды Поповой и летчика Семена Харламова.

Некоторые иностранные группы, такие как Hail of Bullets и Sabaton, в своих композициях прославляют 46 гвардейский женский полк.


В дни празднования Великой Победы нельзя не вспомнить о женщинах-воинах, которые бок о бок сражались рядом с мужчинами и практически ни в чем им не уступали.

46-й гвардейский Таманский Краснознамённый ордена Суворова 3-й степени ночной бомбардировочный авиационный полк (46-й гвардейский нбап) - женский авиационный полк в составе ВВС СССР во время Великой Отечественной войны.

Авиационный полк был сформирован в октябре 1941 года по приказу НКО СССР № 0099 от 08.10.41 «О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии». Руководила сформированием Марина Раскова. Командиром полка была назначена Евдокия Бершанская, летчик с десятилетним стажем. Под её командованием полк сражался до окончания войны. Порой его шутливо называли: «Дунькин полк», с намёком на полностью женский состав и оправдываясь именем командира полка.

Партийно-политическое руководство полком возглавила Мария Рунт. Некоторое время начальником штаба полка была Фортус, Мария Александровна.

Формирование, обучение и слаживание полка проводилось в городе Энгельс. Авиаполк отличался от прочих формирований тем, что был полностью женским. Созданные согласно тому же приказу два других женских авиаполка в ходе войны стали смешанными, но 588-й авиаполк до своего расформирования остался полностью женским: только женщины занимали все должности в полку от механиков и техников до штурманов и пилотов.


Командир женского авиаполка Е.Д. Бершанская ставит боевую задачу своим летчицам

23 мая 1942 года полк вылетел на фронт, куда и прибыл 27 мая. Тогда его численность составляла 115 человек - большинство в возрасте от 17 до 22 лет. Полк вошёл в состав 218-й ночной бомбардировочной авиадивизии. Первый боевой вылет состоялся 12 июня 1942 года. Тогда это была территория Сальских степей. Тогда же полк понёс первые потери.


Летный состав полка. Ассиновская 1942 год.

До августа 1942 года полк сражался на реках Миус, Дон и в пригородах Ставрополя. С августа по декабрь 1942 года полк участвовал в обороне Владикавказа. В январе 1943 года полк принимал участие в прорыве оборонительных линий противника.


Верные подруги Т. Макарова и В. Белик. Ассиновская 1942 год

Приказом НКО СССР № 64 от 8 февраля 1943 года, за мужество и героизм личного состава, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, полку было присвоено почётное звание «Гвардейский» и он был преобразован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк.


Вручение полку гвардейского знамени.10 июня 1943 года. Ивановская.

Летчицы 46-го гвардейского ночного легкобомбардировочного авиаполка прошли в годы войны славный боевой путь от гор Кавказа до фашистской Германии. 23672 раза поднимались в небо экипажи полка, они сбросили на врага почти три миллиона килограммов бомб! За бесстрашие и мастерство немцы прозвали лётчиц полка «ночными ведьмами».


Группа лётчиц 46-го гвардейского полка. Кубань, 1943 год.

С марта по сентябрь 1943 года лётчицы полка участвовали в прорыве обороны «Голубой линии» на Таманском полуострове и освобождении Новороссийска. С ноября 1943 по 1944 года полк поддерживал высадки десантов на Керченском полуострове (в том числе знаменитый Эльтиген), освобождение Крымского полуострова и Севастополя.


Летчицы у фронтовой землянки в Геленджике.
Сидят Вера Белик, Ира Себрова, стоит Надежда Попова.

В 46-м гвардейском не было мужчин, все его воины – от летчиков и штурманов до техников – были женщины. Вчерашние студентки, воспитанницы аэроклубов, работницы фабрик и заводов. Юные, хрупкие они по зову сердца встали в солдатский строй и с честью прошли нелегкой дорогой войны до великого Дня Победы. 23 из них удостоились звания героя Советского Союза. Среди них Марина Раскова, Вера Белик, Татьяна Макарова, Евгения Руднева, Марина Чечнева, Ольга Санфирова, Марина Смирнова, Надежда Попова.


Штурманы.Сидят Р. Гашева, Н. Меклин. Стоят Н. Ульяненко,Х. Доспанова, Е. Рябова, Т. Сумарокова. Осень 1942 года. Ассиновская.

46-й авиаполк летал на легких ночных бомбардировщиках У-2 (По-2). Девушки нежно назвали свои машины «ласточками», но широко известное их название – «Небесный тихоход». Фанерный самолетик с маленькой скоростью. Каждый вылет на По-2 был сопряжен с опасностями. Но ни вражеские истребители, ни зенитный огонь, встречавший «ласточек» на пути не могли остановить их полет к цели.

«Наш учебный самолёт создавался не для военных действий. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением - для лётчика и штурмана. (До войны на этих машинах лётчики проходили обучение). Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час.

На самолёте не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолёта. Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы). Количество бомбового груза менялось от 100 до 300 кг. В среднем мы брали 150-200 кг. Но за ночь самолёт успевал сделать несколько вылетов, и суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика.»- Ракобольская И. В., Кравцова Н. Ф. «Нас называли ночными ведьмами».


Т. Сумарокова, Г. Беспалова, Н. Меклин, Е.Рябова,М. Смирнова,Т. Макарова, М. Чечнева.

Управление было сдвоенным: самолётом возможно было управлять и пилоту и штурману. Были случаи, когда штурманы приводили на базу и сажали самолёты, после того, как пилот погибал. До августа 1943 года лётчицы не брали с собой парашюты, предпочитая взять вместо них ещё 20 кг бомб. Пулемёты на самолётах также появились только в 1944 году. До этого единственным вооружением на борту были пистолеты ТТ.


С.Амосова и Т.Алексеева

Летать приходилось на высоте 400-500 метров. В этих условиях ничего не стоило сбить тихоходные По-2 просто из крупнокалиберного пулемета. И нередко самолеты возвращались из полетов с изрешеченными плоскостями. Техники латали их на скорую руку, и в дальнейшем крылья многих машин стали походить на лоскутные одеяла. Чтобы не демаскировать аэродром, техникам приходилось работать в полной темноте, в любую погоду под открытым небом.


Командир дивизии вручает боевой орден штурману Н. Реуцкой. 1944 год.

Девушки творили просто чудеса, так как нередко требовалось вернуть в строй искалеченную машину в, казалось, невозможные сроки. Техники и механики – Галя Корсун, Катя Бройко, Аня Шерстнева, Маша Щелканова и другие – закладывали своим трудом на земле основу боевых успехов в небе.


Технический состав полка. 1943 год

Однажды две летчицы вернулись с задания на совершенно разбитом самолете: как только их «ласточка» дотянула до аэродрома?.. Тридцать пробоин, перебиты шасси, повреждены центроплан и фюзеляж. Подруги были уверены, что дня три им придется быть безлошадными. Но каково же было их удивление, когда самолет был восстановлен за 10 часов!


Перед полетами. Метеоролог докладывает летному составу полка о погоде.Пересыпь. Весна 1944 года.

Наши маленькие По-2 не давали покоя немцам. В любую погоду они появлялись над вражескими позициями на малых высотах и бомбили их. Девушкам приходилось делать по 8- 9 вылетов за ночь. Но бывали такие ночи, когда они получали задание: бомбить «по максимуму». Это означало, что вылетов должно быть столько, сколько возможно.


Вера Хуртина, Таня Осокина, Лена Никитина,Тоня Розова, Шура Попова, Маша Рукавицына.1944-45 год.

И тогда их число доходило до 16-18 за одну ночь, как это было на Одере. Перерывы между вылетами составляли 5-8 минут. Летчиц буквально вынимали из кабин и несли на руках, - они валились с ног. Один пленный немецкий офицер на допросе жаловался, что "руссфанер" не дают им покоя по ночам и назвал наших летчиц "ночными ведьмами", из-за которых они не могут выспаться.


На полеты. Н. Студилина, Н. Худякова, Н. Попова, Н. Меклин, Ж. Гламаздина,?, С. Акимова

Летать приходилось в основном ночью, подходили к цели с приглушенным мотором. Это были опасные полеты в ночном небе, изрезанном клинками прожекторов, прошитом трассирующими снарядами. Это были риск и отвага, преодоление собственной слабости и страха, непременная воля к победе. Каждый полет для них был по-своему труден, а потому и памятен. Но были среди них те, что помнятся особенно, такие, когда минуты стоят недель и месяцев жизни, полеты, после которых появляется первая седина.


Летчицы Тоня Розова, Соня Водяник и Лида Голубева перед боевым вылетом.

Боевые потери полка составили 32 человека. Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести. После войны комиссар полка Евдокия Яковлевна Рачкевич на деньги, собранные всем полком, объездила все места, где гибли самолёты и разыскала могилы всех погибших.


Слева направо сидят: летчик Аня Высоцкая, фотокор журнала "Огонек" Борис Цейтлин, штурман Ирина Каширина, командир эскадрильи Марина Чечнева; стоят: штурман и адьютант эскадрильи Мария Ольховская и штурман звена Ольга Клюева. За несколько дней до гибели Ани и Ирины. Июль 1943 г. Кубань.Ивановская.

Однако, помимо боевых, были и иные. Так, 22 августа 1943 года в госпитале от туберкулёза умерла начальник связи полка Валентина Ступина. А 10 апреля 1943 года уже на аэродроме после очередного вылета погибло 3 девушки: один самолёт, садясь в темноте, сел прямо на другой, только что приземлившийся. Гибли экипажи и ещё до отправки на фронт, в катастрофах во время обучения.


Экипаж у боевого самолета

С 15 мая 1944 года входил в состав 325-й ночной бомбардировочной авиадивизии. В июне-июле 1944 года полк сражался в Белоруссии, помогая освобождать Могилёв, Червень, Минск, Белосток. С августа 1944 года полк действовал на территории Польши, участвовал в освобождении Августива, Варшавы, Остроленка. В ходе освобождения Крыма в мае 1944 года полк временно входил в состав 2-й гвардейской ночной бомбардировочной авиадивизии.


Небесный тихоход над поверженным Рейхстагом.

В январе 1945 года полк сражался в Восточной Пруссии. В марте 1945 года гвардейцы полка участвовали в освобождении Гдыни и Гданьска. В апреле 1945 года и до окончания войны полк помогал в прорыве обороны противника на Одере. За три года боёв полк ни разу не уходил на переформирование. 15 октября 1945 года полк был расформирован, а большинство лётчиц демобилизовано.


Наталья Меклин (справа, 980 боевых вылетов) и Руфина Гашева (слева, 848 боевых вылетов).
Фото сделано уже после победы.

По неполным данным, полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов, 12 цистерн с горючим, 1 самолёт, 2 баржи, 76 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов. Сейчас, оглядываясь назад, трудно представить, что эти юные хрупкие девушки обрушивали смертельный груз на врага, уничтожали прицельным огнем фашистов. Каждый полет был экзаменом - испытанием на летное умение, на мужество, находчивость, выдержку. Они сдали его на "отлично".


«Групповой портрет лётчиц-героинь 46-го авиационного полка». 1985 Сергей Бочаров.

Их называли «ночными ведьмами» и «легендами» - героических девушек, которые отчаянно боролись за победу нашей страны в годы Великой Отчественной войны. Отважные боевые девушки от 15 до 29 лет в составе 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка принимали участие в освобождении Новороссийска, боях на Кубани, Крыму, Беларуси, Польше, добрались до Берлина. По неполным данным, полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов, 12 цистерн с горючим, 1 самолёт, 2 баржи, 76 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов. Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности. Также было сброшено 155 мешков с боеприпасами и продовольствием окружённым советским войскам.

Авиационный полк был сформирован в октябре 1941 года по приказу НКО СССР. Руководила формированием Марина Раскова, ей было всего 29 лет. Командиром полка была назначена Евдокия Бершанская, лётчица с десятилетним стажем. Под её командованием полк сражался до окончания войны. Порой его шутливо называли «Дунькин полк», с намёком на полностью женский состав и оправдываясь именем командира полка.

stihi.ru

Формирование, обучение и слаживание полка проводилось в городе Энгельсе. Авиаполк отличался от прочих формирований тем, что был полностью женским. Только женщины занимали здесь все должности: от механиков и техников до штурманов и пилотов.

Подвиги «ночных ведьм» уникальны - на счету бомбардировщиц тысячи вылетов и десятки тонн сброшенных на вражеские позиции бомб. И это на деревянных бипланах ПО-2, которые создавались никак не для военных целей и немецким силам противовоздушной обороны мало чем могли ответить!

oldstory.info

Наш учебный самолет создавался не для военных действий. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением - для летчика и штурмана. До войны на этих машинах летчики проходили обучение. Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час. На самолете не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскостью самолета. Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы). Количество бомбового груза менялось от 100 до 300 кг. В среднем мы брали 150-200 кг. Но за ночь самолет успевал сделать несколько вылетов, и суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика.

Никакие трудности не пугали летчиц. А когда им хотелось почувствовать себя просто женщинами, они устраивали танцы на аэродроме прямо в комбинезонах и унтах, вышивали на портянках незабудки, распуская для этого голубые трикотажные кальсоны.

Летчицы в воспоминаниях описывают свою мешковатую форму и огромные сапоги. Форму по размеру для них пошили не сразу. Потом появилось два вида формы - повседневная с брюками и парадная с юбкой.
На задания, конечно, вылетали в брюках, форма с юбкой была предназначена для торжественных встреч командования. Конечно, девушки мечтали о платьях и туфлях.

colors.life

Каждую ночь летчицы успевали делать по 10−12 вылетов. Они не брали с собой парашюты, предпочитали вместо них схватить с собой дополнительную бомбу. Полет длился час, потом самолет возвращался на базу, чтобы заправиться и подвесить бомбы. Время на подготовку самолета между полетами занимало пять минут.

Около часа длится полет, а на земле ждут механики и вооруженцы. Осматривать, заправлять самолет, подвешивать бомбы они умели за три-пять минут. Трудно поверить, что молодые тоненькие девочки в течение ночи своими руками и коленками, без всяких приспособлений подвешивали каждая до трех тонн бомб. Эти скромные помощники летчиков показывали подлинные чудеса выносливости и мастерства. А механики? Целые ночи работали на старте, а днем - ремонт машин, подготовка к следующей ночи. Были случаи, когда механик не успевала отскочить от винта при запуске мотора и ей перебивало руку… И тогда мы ввели новую систему обслуживания - дежурными сменными бригадами. За каждым механиком закреплялась определенная операция на всех самолетах: встреча, заправка или выпуск… Вооруженцы тройками дежурили у машин с бомбами. Руководил один из старших техников АЭ. Боевые ночи стали напоминать работу отлаженного заводского конвейера. Вернувшийся с задания самолет уже через пять минут был готов к новому вылету.

Разные истории привели женщин на войну. Среди них есть и трагические. Евдокии Носаль пришла на фронт, чтобы меньше думать о смерти новорожденного сына. Сразу после того, как Евдокия родила, в Бресте началась бомбежка родильного дома. Евдокия выжила, а тело своего сына она потом нашла под обломками.

pokazuha.ru

Дуся чудом осталась жива. Но она не могла уйти с того места, где еще недавно стоял большой светлый дом. Там, под обломками, лежал ее сын… Она скребла ногтями землю, цепляясь за камни, ее оттаскивали силой… Дуся старалась забыть все это. Летала, летала и каждую ночь успевала сделать больше боевых вылетов, чем другие. Она всегда была первой. Она приехала к нам, летала блестяще, а на приборной доске ее самолета всегда был прикреплен портрет ее мужа, тоже летчика - Грицко, так с ним и летала. Дусю первой мы представили к званию Героя Советского Союза.

colors.life

Из дневника летчицы Жени Рудневой:

«24 апреля.
Вчера утром прихожу к штурманам, собирающимся бомбить, поругала их за отсутствие ветрочетов и спрашиваю Нину Ульяненко: „Да, Нина, ты была на полетах, как там, все в порядке?“ Нина странно взглянула на меня и каким-то чересчур спокойным голосом спрашивает: „Что - все в порядке?“
- Ну, все благополучно?
- Дусю Носаль убили. Мессершмит. У Новороссийска…
Я только спросила, кто штурман. „Каширина. Привела самолет и посадила“. Да, у нас всякий раз что-то новенькое. И обычно всякие происшествия на старте бывают без меня. Дуся, Дуся… Рана в висок и затылок, лежит как живая… А ее Грицко в Чкалове…
А Иринка молодец - ведь Дуся навалилась на ручку в первой кабине, Ира привставала, оттягивала ее за воротник и с большим трудом вела самолет. Все еще надеялась, что она в обмороке…
Что бы я вчера ни делала, все время думала о Дусе. Но не так, как это было год назад. Теперь мне стало гораздо тяжелее, Дусю я знала близко, но сама я, как и все, стала другой: суше, черствее. Ни слезинки. Война. Только позавчера летала я на эту цель с Люсей Клопковой… Утром мы с ней со смехом выпили за то, что нас не подбили: мы слышали под плоскостями разрывы зениток, но они нас не достали…»

«…В гробу она лежала строгая, с перебинтованной головой. Трудно было сказать, что белее - ее лицо или бинт… Прозвучал салют из винтовок. Низко-низко пролетела пара истребителей. Они покачали крыльями, посылая прощальный привет.»

Летчица Наталья Кравцова попала на фронт тоже по своей воле. Она росла на Украине, в Киеве и Харькове. Там окончила школу и аэроклуб, а в 1941-м переехала в Москву и поступила в Московский авиационный институт.

tvc.ru

Началась война, и девушка вместе с другими студентами отправилась на строительство оборонительных укреплений под Брянском. Вернувшись в столицу, записалась, как и другие будущие «ночные ведьмы», в женскую авиационную часть Марины Расковой, окончила Энгельсскую военную школу пилотов, а в мае 42-го попала на фронт.

Была штурманом, а позднее переучилась на пилота. Первые вылеты в качестве летчика совершила в небе над Таманью. Ситуация на фронте была непростой, немецкие силы отчаянно сопротивлялись советскому наступлению, а противовоздушная оборона на занятых рубежах была насыщена до предела. В таких условиях Наталья стала настоящим асом: научилась уводить самолет от вражеских прожекторов и зениток, уходить невредимой от ночных истребителей немцев.

Вместе с полком командир звена гвардии лейтенант Наталья Меклин прошла путь длиной в три года, от Терека до Берлина, совершив 980 боевых вылетов. В феврале 45-го она стала Героем Советского Союза.

wikipedia.org

После войны Наталья Кравцова писала повести и рассказы о Великой Отечественной войне. Наиболее известная книга - «Нас называли ночными ведьмами. Так воевал женский 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков» - была написана совместно с ее фронтовой подругой Ириной Ракобольской.

Другая летчица, Ирина Себрова, была одной из первых, кто обратился к Марине Расковой с просьбой зачислить ее в формирующийся женский авиаполк. Она окончила московский аэроклуб, работала инструктором и до войны выпустила несколько групп курсантов.

lib.ru

Ира Себрова сделала в полку больше всех вылетов - 1004, даже произнести страшно. Я думаю, что во всем мире не найти летчика с таким количеством боевых вылетов.

Над Донбассом, Новороссийском и Эльтигеном, в Белоруссии, Польше и Германии Себрова поднимала свой самолет против врага. За годы войны она дослужилась до звания гвардии старшего лейтенанта, прошла путь от простого пилота до командира звена. Была трижды награждена орденом Красного Знамени, орденом Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени, множеством медалей, в числе которых «За оборону Кавказа».

Летчице Евгении Жигуленко был всего 21 год, когда в мае 1942-го она попала на фронт. Первые боевые вылеты в небе над Донбассом совершила в качестве штурмана, работая с Полиной Макогон. Уже в октябре 1942-го за 141 ночной вылет на самолете ПО-2 получила первую награду - орден Красного Знамени. В представлении говорилось: «Тов. Жигуленко - лучший стрелок-бомбардир полка».

mtdata.ru

Вскоре, набравшись опыта, Жигуленко сама пересела в кабину пилота и стала одной из самых результативных летчиц в полку. В ноябре 44-го гвардии лейтенанту Евгении Жигуленко было присвоено звание Героя Советского Союза. В боевой характеристике летчицы отмечалось «высокое боевое мастерство, настойчивость и мужество», описано 10 эпизодов опасных, но всегда результативных вылетов.

Когда же начались мои боевые вылеты в качестве летчицы, я стояла первой в строю как самая высокая по росту и, пользуясь этим, успевала первой добежать до самолета и первой вылететь на боевое задание. Обычно за ночь успевала совершить на один вылет больше, чем другие летчицы. Так благодаря своим длинным ногам я и стала Героем Советского Союза.

Всего за три фронтовых года летчица совершила 968 вылетов, сбросив на нацистов около 200 тонн бомб!

После войны Евгения Жигуленко посвятила себя кино. В конце 70-х окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии, снимала фильмы. Один из них - «В небе «ночные ведьмы» - посвящен боевой деятельности 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка.

К сожалению, в полном составе полк с войны не вернулся. Боевые потери полка составили 32 человека. Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести. После войны комиссар полка Евдокия Яковлевна Рачкевич на деньги, собранные всем полком, объездила все места, где падали самолёты, и разыскала могилы всех погибших.

livejournal.com

Самым трагичным эпизодом в истории полка стала ночь на 1 августа 1943 года, когда было потеряно сразу четыре самолёта. Немецкое командование, раздражённое постоянными ночными бомбёжками, перебросило на участок действий полка группу ночных истребителей. Это стало полной неожиданностью для советских лётчиц, которые не сразу поняли, почему бездействует вражеская зенитная артиллерия, но один за другим загораются самолёты. Когда пришло понимание, что против них выпустили ночные истребители Messerschmitt Bf.110, полёты были прекращены, но до этого немецкий лётчик-ас, только утром ставший кавалером Рыцарского креста Железного креста, Йозеф Коциок успел сжечь в воздухе вместе с экипажами три советских бомбардировщика, на которых не было парашютов. Ещё один бомбардировщик был потерян из-за огня зенитной артиллерии. В ту ночь погибли Анна Высоцкая со штурманом Галиной Докутович, Евгения Крутова со штурманом Еленой Саликовой, Валентина Полунина с штурманом Глафирой Кашириной, Софья Рогова со штурманом Евгенией Сухоруковой.

yaplakal.com

Однако помимо боевых были и иные потери. Так, 22 августа 1943 года в госпитале от туберкулёза умерла начальник связи полка Валентина Ступина, а 10 апреля 1943 года уже на аэродроме один самолёт, садясь в темноте, сел прямо на другой, только что приземлившийся. В итоге лётчицы Полина Макагон и Лида Свистунова погибли сразу, Юлия Пашкова скончалась от полученных ранений в госпитале. В живых осталась только одна лётчица - Хиуаз Доспанова, которая получила тяжелейшие травмы: у неё были перебиты ноги, однако после нескольких месяцев госпиталей девушка вернулась в строй, хотя из-за неправильно сросшихся костей она стала инвалидом 2-й группы. Также погибали экипажи ещё и до отправки на фронт, в катастрофах во время обучения.

К сожалению, выживших «ночных ведьм» после войны многие забыли. В 2013 году в почтенном 91-летнем возрасте тихо ушла из жизни гвардии майор запаса Надежда Васильевна Попова, последняя из двадцати трех боевых летчиц - «ночных ведьм», награжденных в годы войны Золотой Звездой Героя Советского Союза. Тихо, потому что в день ее смерти, 6 июля, о случившемся коротко сообщили разве что несколько информагентств.

nadir.ru

Погибшие подруги

Малахова Анна и Виноградова Маша Энгельс, 9 марта 1942 г.
Тормосина Лилия и Комогорцева Надя Энгельс, 9 марта 1942 г.
Ольховская Люба и Тарасова Вера Донбасс, сбиты в июне 1942 г.
Ефимова Тоня умерла от болезни, декабрь 1942 г.
Ступина Валя умерла от болезни весной 1943 г.
Макагон Полина и Свистунова Лида разбились при посадке 1 апреля 1943 г., Пашковская
Пашкова Юля умерла 4 апреля 1943 г. после аварии в Пашковской
Носаль Дуся убита в самолете 23 апреля 1943 г.
Высоцкая Аня и Докутович Галя сгорели над «Голубой линией» 1 августа 1943 г.
Рогова Соня и Сухорукова Женя - -
Полунина Валя и Каширина Ира - -
Крутова Женя и Саликова Лена - -
Белкина Паша и Фролова Тамара сбиты в 1943 г., Кубань
Масленникова Люда погибла при бомбежке, 1943 г.
Володина Таисия и Бондарева Аня потеряли ориентировку, Тамань, март 1944 г.
Прокофьева Панна и Руднева Женя сгорели над Керчью 9 апреля 1944 г.
Варакина Люба погибла на аэродроме в другом полку в 1944 г.
Макарова Таня и Белик Вера сгорели в Польше 29 августа 1944 г.
Санфирова Леля подорвалась на мине после прыжка с горящего самолета 13 декабря 1944 г., Польша
Колокольникова Аня разбилась на мотоцикле, 1945 г., Германия

  • В 1981 году в прокат вышел советский художественный фильм «В небе „Ночные ведьмы“» режиссёра Евгении Жигуленко. Прообразом части, где служат героини фильма, стал 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк, сформированный по предложению Марины Расковой [ . Режиссёр фильма Евгения Жигуленко воевала в составе этого авиаполка, была командиром звена и за проявленное в боях мужество стала Героем Советского Союза.
  • В 2005 году появилась книга Олега и Ольги Грейг «Походно-полевые жёны», в которой лётчицы изображены сексуально распущенными. Авторы так же обвинили их в том, что награды вручались только через постель. Ветераны полка подали на авторов в суд за клевету. Было возбуждено уголовное дело, которое было прекращено в связи с гибелью О. Грейг.