Использование форм и методов эвристического обучения на уроках окружающего мира. Формы и методы эвристического обучения на уроках окружающего мира IV. Динамическая игра «Капельки»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Павловская основная общеобразовательная школа»

Сценарий проблемно-эвристического урока

по окружающему миру в 4 классе
Животноводство в нашем крае

УМК «Школа России

Тема: Животноводство в нашем крае
Цель:

«открыть» новое знание: в нашей Ленинградской области животноводство имеет особенности, которые зависят от природных условий.
Задачи:

Образовательные


  • продолжить формирование представление учащихся о составной части сельского хозяйства – животноводстве;

  • познакомить с отраслями животноводства региона;

  • раскрыть понятие “породы домашних животных”.
Развивающие

Создавать условия для формирования УУД:

Личностных : целостный, социально ориентированный взгляд на мир; сотрудничество с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

Регулятивных : планирование учебных действий в соответствии с поставленной задачей, определение способов достижения результата; определение общей цели и путей её достижения; освоение начальных форм рефлексии.

Познавательных : выводы в результате совместной работы обучающихся и учителя; преобразование информации из одной формы в другую; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений.

Коммуникативных : готовность слушать собеседника и вести диалог; изложение своего мнения; договор о распределении функций и ролей в совместной деятельности; слушать и понимать речь других; работа в группе.
Оборудование: физическая карта России, гербарий, книга для семейного чтения «Бабочка над заливом», авт. Кудрявцева Т.А., изд. «Первый класс» 2008 г., словарь С.И.Ожегова, учебник 4 класса «Мир вокруг нас» (авт..А.А.Плешаков, Н.Н.Гара, Назарова З.Д.), рабочие тетради, тесты, рабочие листы по числу групп, компьютер, мультимедийный проектор
Ход урока:
1. Самоопределение к деятельности. (Организационный момент). до 1 мин

Прозвенел звонок, начинаем наш урок!

Желаю успешной работы на уроке окружающего мира.

- Если при выполнении домашнего задания в рабочих тетрадях встретились трудности, поставьте карандашом знак вопроса. Рабочие тетради сдать на проверку.
2. Актуализация знаний. 5 мин

(Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».)

Чтобы определить, о чем мы узнаем сегодня на уроке, отгадаем загадки: (слайд 2)

1.Кто ни в жару,
Ни в стужу н е снимает шубу. (Овца)

2. Она на белых камушках сидит.

Не подходите близко – закричит. (Курица)
3. По земле ходит, неба не видит,

ничего не болит, а все стонет. (Свинья)
4. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова)

5. Лежит кучка поросят, только тронешь – завизжат. (Пчелы)
6. Надутый, баловень двора, он выступает важно.

О красоте его пера петух мечтает каждый. (Индюк)
7. С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, доят,

а не корова, лыки дерет, лаптей не плетет. (Коза)
8. Быстрый прыжок, теплый пушок, красный глазок. (Кролик)

Докажите, почему так думаете?
(картинки на мультимедийной доске появляются по мере отгадывания)

К какой группе животных их отнесем? (Домашние животные) – На какие группы можно разделить этих домашних животных?

(Могут быть различные основания для классификации, учителю важно: тех, которых разводят в Ленинградской области и тех, которых у нас не разводят).
3. Постановка учебной задачи. (Проговаривание цели урока в виде вопроса) 3 мин

А как называется отрасль (часть) сельского хозяйства, которая занимается разведением домашних животных? (Это - животноводство. Животноводы занимаются разведением домашних животных в больших количествах.)

Сформулируйте тему нашего урока:

Животноводство нашего края – Ленинградской области.

Отгадайте еще одну загадку.

Всю жизнь ношу я два горба, имею два желудка!

Но каждый горб - не горб, амбар!

Еды в них - на семь суток! (Верблюд)

(слайд 3)
-Верблюды – сильные выносливые животные, которые перевозят грузы, а верблюдица дает молоко. Разводят ли у нас в ленинградской области верблюдов? Почему?

Отчего это зависит? (От природных условий, от растительности – основы питания животных, от потребностей людей.)
4. «Открытие нового знания» (Формулировка вопросов, на которые будем искать ответы).

Работа в группах. 5 мин

Попытайтесь в группе сформулировать вопросы, на которые будем искать ответы на уроке.

На какие вопросы будем искать ответы? (слайд 4)


  • Для чего человек занимается животноводством, какие особенности сельскохозяйственных животных старается использовать?

  • Каковы природные особенности Ленинградской области, как это влияет на животноводство?

  • Какие виды животных разводят в нашем крае?
- Чтобы ответить на эти вопросы мы должны владеть информацией. Такую информацию мы можем получить…

Спросить у взрослых, которые работают в этой отрасли – животноводстве,

В учебнике, на карте;

В дополнительной литературе;

В Интернете.

Сегодня на уроке будем использовать учебник, книгу «Бабочка над заливом». Каждая группа будет использовать свои источники информации. Приступая к работе, распределите поручения и задания в группе.
5. Первичное закрепление (запись нового знания в виде опорных таблиц) 15 мин
Работа по группам.

Группы получают рабочие листы.

Группа 1 . Работает с книгой «Бабочка над заливом».

Рабочий лист 2 группы.


  1. Найдите на карте Ленинградскую область.

  2. Найдите в книге «Бабочка над заливом» на стр. 271 -274. тест и вставьте пропущенные слова в рабочий лист. Обсудите с товарищами.

3.Найдите в гербарии названные травы.
(Форма представления)

1. Показать на карте Ленинградскую область.

Группа 2. Работает с учебником и словарем С.И. Ожегова

Рабочий лист 2 группы.

1. Прочитайте с.214 учебника. Подумайте, где можно найти объяснение слову «порода»?

2. Найдите лексическое значение слова «порода».

3. Найдите в статье учебника на с.214 ответ на вопрос: Какие породы кур удалось вывести людям?

4. Найдите на с. 216 -217 ответ на вопрос: На какие породы делятся коровы? Овцы и козы?

5. С.217.Выпишите название распространенных пород свиней.

6. Прочитайте с.217-218. Подумайте, какие качества ценятся в лошадях?

7. Прочитайте с.219. Подумайте, ради чего разводят кроликов?

(Форма представления).

Группа 3 . Работает по учебнику «Окружающий мир» с.215-221

Рабочий лист 3 группы.


  1. Найдите текст «Отрасли животноводства» на стр.215. Рассмотрите заголовки к подразделам. Распределите, кто какую часть будет читать.

  2. Ответьте на вопросы:
Что такое отрасли животноводства?

Назовите отрасли и составьте схему на листе и на доске:

4 группа . Работает с книгой «Бабочка над заливом» с.277-279.

Рабочий лист 4 группы.

1.Прочитайте с. 277-279 книги, выпишите названия всех отраслей животноводства нашего края, назовите главные отрасли,

Заполните таблицу.

(Форма представления). Заполнить такую же таблицу на доске.

- Сообщения групп. 10 мин

(4 группа слайды 5-13)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой. 3 мин
- Предлагаю проверить, как вы усвоили то, что мы сегодня изучали.

(Работа по пособию «Тесты по окружающему миру» 4 класс)

Проверьте себя.

Без ошибок - «5»

1 ош. - «4»

2 ош. – « 3».
7. Включение нового знания в систему знаний. 1 мин

Что нового вы узнали на уроке о домашних животных нашего края?
8. Рефлексия деятельности (итог урока) 1 мин

Вспомним вопросы, на которые должны были получить ответы? (слайд 14)

Удалось ли нам это?

Удалось ли найти информацию полностью самостоятельно или пришлось просить помощи?

Удачно ли распределили работу? (работали группой или разделили на части)

Как участвовали в работе группы?
9. Домашнее задание: прочитать с.214-222 учебника, выполнить задания, рабочая тетрадь с.73.

По желанию: 1. Подготовить сообщение или презентацию, о тех домашних животных, которые тебя заинтересовали. 2. Придумать вопросы, которые ты хотел бы задать товарищам по теме урока.
Литература:


  1. Корбакова И.Н. , Терешова Л.В. Деятельностный метод обучения. Волгоград: Учитель, 2013

  2. Кудрявцева Т.А. Книга для семейного чтения «Бабочка над заливом». - Санкт-Петербург: «Первый класс», 2008

  3. Плешаков А.А., Н.Н.Гара, Назарова З.Д. Учебник «Мир вокруг нас» 4 класс в 2 ч. Ч.1. - М. : Просвещение, 2007

Которое является условием формирования интересов, потребности в деятельности, которое является условием формирования интересов, потребности в деятельности, способствует более успешной социализации школьника, способствует более успешной социализации школьника, определяет успешность его в познании, специфику овладения им компонентами учебной деятельности. определяет успешность его в познании, специфику овладения им компонентами учебной деятельности.




Эврика – поиск, находка в ходе приобретения знаний приносят успех и удовлетворение обучаемому в получении даже малого результата. Эврика – поиск, находка в ходе приобретения знаний приносят успех и удовлетворение обучаемому в получении даже малого результата.


Урок-исследование включает следующие структурные компоненты, которые одновременно становятся этапами урока: Урок-исследование включает следующие структурные компоненты, которые одновременно становятся этапами урока: 1. Сначала следует найти предмет учебного исследования. Дети должны ясно представлять, что они будут исследовать, что будут искать. 1. Сначала следует найти предмет учебного исследования. Дети должны ясно представлять, что они будут исследовать, что будут искать. 2. Предмет исследования позволит сформулировать суть проблемы скорее всего в проблемного вопроса. Этот вопрос станет основой той учебной задачи, которую ребята будут решать на уроке. 2. Предмет исследования позволит сформулировать суть проблемы скорее всего в проблемного вопроса. Этот вопрос станет основой той учебной задачи, которую ребята будут решать на уроке. З. Далее следует выработать план исследования, определить пути решения проблемы, ход дальнейших действий. З. Далее следует выработать план исследования, определить пути решения проблемы, ход дальнейших действий. 4. Проведение


На уроке математики учитель может ставить перед обучаемыми эвристическую задачу при таком виде деятельности, как решение задачи несколькими способами. На уроке математики учитель может ставить перед обучаемыми эвристическую задачу при таком виде деятельности, как решение задачи несколькими способами. Это приучает детей делать предположения, составлять гипотезы и проверять их, сравнивать математические результаты, делать выводы, т.е. учит правильно мыслить. Это приучает детей делать предположения, составлять гипотезы и проверять их, сравнивать математические результаты, делать выводы, т.е. учит правильно мыслить.


Задача: Задача: «Один теплоход за 8 часов прошёл 312 км. За сколько часов пройдёт 231 км другой теплоход, если его скорость будет на 6 км меньше скорости первого?» «Один теплоход за 8 часов прошёл 312 км. За сколько часов пройдёт 231 км другой теплоход, если его скорость будет на 6 км меньше скорости первого?»




2 способ 2 способ 1) На сколько км меньше пройдёт второй теплоход за 8 час, чем первый за такое же время? 6 x 8 = 48 (км) 2) Какое расстояние пройдёт второй теплоход за 8 часов? 312 – 48 = 264 (км) 3) Чему равна скорость второго теплохода? 264: 8 = 33 (км в час) 4) За сколько часов пройдёт 231 км второй теплоход? 231: 33 = 7 (час)


3 способ 3 способ 1) Чему равна скорость первого теплохода? 312: 8 = 39 (км в час) 2) Чему равна скорость второго теплохода? 39 – 6 = 33 (км в час) 39 – 6 = 33 (км в час) 3) Какое расстояние прошёл бы второй теплоход за 8 часов? 33 x 8 = 264 (км) 4) Какое расстояние прошёл бы второй теплоход за 8 часов плюс неизвестное время? = 495 (км) 5) Сколько времени потратил бы второй теплоход, пройдя этот путь? 495: 33 = 15 (час) 6) Сколько времени затратил второй теплоход, пройдя 231 км? 15 – 8 = 7 (час)


На уроках русского языка приёмов исследования огромное количество: На уроках русского языка приёмов исследования огромное количество: это поиск закономерностей; нахождение вывода, исходя от частных примеров к общему или наоборот, применяя знания научной информации, это поиск закономерностей; нахождение вывода, исходя от частных примеров к общему или наоборот, применяя знания научной информации, подбор частных примеров; самостоятельный подбор информации. подбор частных примеров; самостоятельный подбор информации.


На уроках окружающего мира, экологии, познания окружающего мира огромный простор применению эвристических задач. Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. На уроках окружающего мира, экологии, познания окружающего мира огромный простор применению эвристических задач. Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы.




При изучении учебного материала после формирования базовых знаний, умений и навыков необходимо провести работу по решению проблемных задач, требующих применения эвристических приемов. А это ведёт к поисковой работе: При изучении учебного материала после формирования базовых знаний, умений и навыков необходимо провести работу по решению проблемных задач, требующих применения эвристических приемов. А это ведёт к поисковой работе: Поиск творческого характера Поиск творческого характера Поиск закономерностей Поиск закономерностей Поиск истины Поиск истины Метод проблемного обучения Метод проблемного обучения Исследовательский метод Исследовательский метод Метод эвристического обучения Метод эвристического обучения




Признаки эвристической беседы: а) каждый вопрос представляет логический шаг поиска; б) все вопросы взаимосвязаны; в) поиск протекает при частичной самостоятельности учащихся под руководством учителя: учитель направляет путь поиска, а учащиеся решают частичные задачи, то учителя: учитель направляет путь поиска, а учащиеся решают частичные задачи, то есть шаги целостной задачи; есть шаги целостной задачи; г) поиск ориентирован на получение знаний и способов получения знаний либо на доказательство истинности последних; на доказательство истинности последних; д) успех поиска обеспечивается наличным запасом исходных знаний.


Эвристические приёмы переформулировка задачи, т.е. замена ее равносильной, но более простой задачей; переформулировка задачи, т.е. замена ее равносильной, но более простой задачей; привести контрпример (для задач на доказательство); привести контрпример (для задач на доказательство); произвести проверку по размерности; произвести проверку по размерности; найти сходную задачу из ранее решенных; найти сходную задачу из ранее решенных; сформулировать какую-нибудь частную вспомогательную задачу (подзадачу); сформулировать какую-нибудь частную вспомогательную задачу (подзадачу); индукция (лат; – наведение); рассмотрение частных случаев наводит на решение задачи в общем случае; индукция (лат; – наведение); рассмотрение частных случаев наводит на решение задачи в общем случае;


Сформулировать более простую задачу; сформулировать более простую задачу; найти закономерность; найти закономерность; умозаключение по аналогии; умозаключение по аналогии; прием малых шевелений; для задач, в которых требуется выбрать из некоторого множества фигур ту, которая является наилучшей; берем произвольную фигуру и пытаемся малыми шевелениями ее улучшить, т.е. из нескольких ее свойств изменяем только одно, стараясь сохранить остальные; прием малых шевелений; для задач, в которых требуется выбрать из некоторого множества фигур ту, которая является наилучшей; берем произвольную фигуру и пытаемся малыми шевелениями ее улучшить, т.е. из нескольких ее свойств изменяем только одно, стараясь сохранить остальные; использовать непрерывность (для задач на оценку); использовать непрерывность (для задач на оценку);


Обратиться к предельному случаю; рассмотреть вспомогательную задачу, у которой условие или какие-то данные получаются из условия или данных исходной задачи путем предельного перехода; обратиться к предельному случаю; рассмотреть вспомогательную задачу, у которой условие или какие-то данные получаются из условия или данных исходной задачи путем предельного перехода; перевести задачу с одного языка на другой; например, с языка геометрии на язык алгебры или физики; перевести задачу с одного языка на другой; например, с языка геометрии на язык алгебры или физики; ввести вспомогательную фигуру (вспомогательные неизвестные). ввести вспомогательную фигуру (вспомогательные неизвестные).


Метод эвристического диалога позволяет усилить роль ученика в учебном познании, повысить его познавательную самостоятельность и творческую самореализацию при усвоении нового материала, поскольку обладает следующими необходимыми и достаточными для этого функциональными особенностями: Метод эвристического диалога позволяет усилить роль ученика в учебном познании, повысить его познавательную самостоятельность и творческую самореализацию при усвоении нового материала, поскольку обладает следующими необходимыми и достаточными для этого функциональными особенностями:



Деятельность учителя

1. Подготовительный этап (актуализация знаний).

Задачи этапа :

1).Создание высокого уровня мотивации для работы детей на уроке.

2).Развитие произвольного внимания.

3.)Фиксация в ходе рефлексии границы знания - незнания (постановка учебной задачи).

4).Осуществление педагогической диагностики владения опорными знаниями (готовности учащихся к освоению новой единицы содержания).

На предыдущих уроках вы познакомились со свойствами воздуха. Чем важен воздух для всего живого на Земле?

Каков состав воздуха?

Может ли исчезнуть кислород из воздуха? Откуда он поступает в воздух?

Пока на Земле есть чистые водоёмы и растения, воздух будет пополняться кислородом, так необходимым для всего живого.

Без чего ещё не могут существовать живые организмы?

Верно. Второй важнейший источник жизни - вода.

Эмоциональный настрой. (Слайд №2 со звуковым сопровождением)

Объявление темы урока: Бесценный дар природы.

Постановка учебной задачи.

Прочтите девиз нашего урока.

Как понимаете эти строки?

Какова основная мысль этого высказывания?

Как вы думаете, какую задачу перед собой поставим на уроке?

Чтобы справиться с её решением, нам необходимо вспомнить – какую роль играет вода в жизни живых организмов.

Записываю на доске:

1.Роль воды в жизни живых организмов.

(Слайды №3,4,6,7,8,10.)

Страничка для любознательных. Слайд №5.

Чтобы получить 1 т бумаги, нужно использовать 250 т воды.

Подсчитайте количество воды в своём организме.

Слайды№6,7,8,10

Итак, повторим. Как человек использует воду?

Проверим свои ответы. (Слайд №9).О чём не сказали, не знали?

Как вы считаете, мы справились с заданием?

Педагогическое оценивание.

2. Этап усвоения нового материала.

Задачи этапа:

1).Развивать речь учащихся (введение новых слов), коммуникативные навыки (работа в парах).

2). Продолжить работу по развитию учебно-познавательной, общекультурной, информационной компетенции (работа с картой, навыки экспериментальной работы, умение находить информацию из различных источников).

3).Развивать аналитические умения.

Вся ли вода, имеющаяся на планете, используется человеком?

Где сосредоточены основные запасы пресной воды?

(Слайды№10,11,12.)

Как вы думаете, почему медицинские работники советуют пить талую воду?

Использование сети интернет.

В каких ещё водоёмах может быть пресная вода?

Озеро Байкал заполнено самой пресной в мире водой. Значит эта вода образовалась от таяния ледников? Я верно рассуждаю, как вы думаете? Помогите мне разобраться.

Где узнать истину?

Использование сети интернет.

Как вы уже доказали, наибольшее практическое значение для человека имеют пресные водоёмы. Взгляните на карту. Много ли рек протекает на территории России?

Постановка проблемы.

В начале прошлого века трудно было себе представить, что на Земле, богатой реками и озёрами, наступит время нехватки чистой питьевой воды, время, когда каждый её кубометр надо будет ставить на строгий учёт. (Показ слайдов №14,15.) Почему это произошло, нам предстоит выяснить.

Запись на доске:

2 . Почему запасы пресной воды ограничены?

Предлагаю послушать сказку А.А.Рыжова «Жила-была река» .

(Слайды№16-23.) Читаю сказку, сопровождая показом слайдов.

Минутка отдыха – слайд№17(исп. музыкальное сопровождение)

Беседа.

Как речка помогала людям?

Как люди относились к реке?

Что случилось с горожанами, когда речка ушла?

Смогли бы мы жить без рек?

Ребята, но может быть люди не везде так поступают с реками, как в прочитанной нами сказке? И существует другая причина сокращения запасов чистой пресной воды?

Региональный компонент.

Мы живём на благодатной донской земле. Основными источниками централизованного водоснабжения для 70 % населения Ростовской области являются реки Дон и Миус, Цимлянское и Соколовское водохранилища. (Слайд№25.)

Как вы думаете, существует ли в нашем регионе проблема обеспечения жителей области чистой питьевой водой?

(Слайды№26,27,28.) Как загрязняются реки.

К чему приводит бесхозяйственная деятельность человека? (Слайды№29,30.)

Можете назвать причину сокращения запасов чистой воды?

Как происходит загрязнение рек?

К сожалению, краса и гордость дончан и жителей области река Дон тоже попала в список загрязнённых рек. Как вы думаете, что послужило основной причиной загрязнения реки? (Слайд №31 – сброс сточных вод).

Постановка проблемы .

- Как помочь рекам ? (Вопрос записываю на доске).

Какие задачи для этого необходимо решить?

- А хотите сами поучаствовать в очистке реки ?

Оборудование: лабораторные стаканчики с чистой и грязной водой, пустые стаканчики, воронки, фильтры (по количеству пар детей в классе).

Инструктаж о технике безопасности.

У вас на столах вода из реки. В 1-м стаканчике – из чистой, во 2-м – из грязной. Сравните воду в двух стаканах. В чём отличие?

В какой воде могут жить рыбы, раки и другие водные животные и растения, а в какой – нет?

Предлагаю вам помочь реке: очистить воду с помощью фильтра, чтобы она опять стала чистой.

Когда вся вода пройдёт через фильтр, сравните её с водой в чистом стакане.

Спасибо. Благодаря вашим усилиям речка выздоровела.

О каких свойствах воды вы узнали в результате проделанной работы? (В случае затруднения, организую дополнительные наблюдения).

О других волшебных свойствах и превращениях воды вы узнаете на следующем уроке.

Есть такие большие фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реку с фабрик и заводов.

Вспомните, как Крокодил Гена в мультфильме закрывал собой отверстие в трубе, из которой текла грязная заводская вода. А если отверстие закрыть фильтром, который очистит воду...

Помогите мне закончить мысль.

- Как же происходит очистка воды с помощью фильтров ? И как их установить на реках? Найдите ответы в учебнике . (Задание предлагается ученикам по вариантам).

Слайд №32.

Используют и биофильтры, состоящие из плантаций водного гиацинта (эйхорнии), который своими длинными корнями выбирает сложные химические соединения, разлагая их на простые и безвредные элементы. (Слайд №33)

Какие предпринимаются меры по очистке малых рек области?

Сообщения:

  1. Река Темерник просит о помощи...
  2. Мокрый Еланчик возрождается.
  3. Пока речка ещё жива. Река Сухой Еланчик

В с. Екатериновка. (Сообщения сопровождаются показом слайдов № 34,35,36)

Мы нашли ответы на поставленные вопросы? Оцените свою долю участия в этой работе.

3.Этап первичного закрепления и применения знаний.

Задачи этапа:

1). Определение уровня усвоения материала.

2).Развивать умение использовать знания в необычной ситуации.

3). Организация коммуникации и группового взаимодействия для работы с пониманием.

4).Формировать навыки проектной деятельности.

Вернёмся к возникшей в ходе урока проблеме:

Как помочь рекам стать чистыми?

Что мы можем сделать для реки, которая находится рядом с нами? (река в с. Екатериновка Сухой Еланчик).

Ролевая игра .

Предлагаю детям выступить в роли экологов - одна группа ребят, и жителей села (собственно они ими и являются) – другая группа.

Группы получают задание: обсудить и кратко изложить (можно письменно) экологическую проблему.

В ходе работы оказываю помощь командам.

Знакомство с результатом деятельности.

Что не учли?

Как помочь реке стать здоровой?

4.Итог на рефлексивной основе.

Задачи этапа:

1). Развивать умение адекватно оценивать свою работу на уроке.

2).Развивать память, умение воспроизвести основные моменты занятия.

3). Учить вычленять главное, делать выводы.

- Обратимся к задаче нашего урока. Справились ли мы с её решением?

Дайте краткие ответы на поставленные в ходе урока вопросы (записаны на доске).

Что вас затронуло больше всего на уроке, не оставило равнодушным?

Чем опасно загрязнение рек?

Рефлексия коммуникативных умений:

Получилась ли у вас сегодня работа в группе?

Сумели ли вы слушать своих товарищей?

Кто был самым активным в вашей группе?

Помогала ли работа в группах или наоборот мешала? Почему?

Личная рефлексия:

Заполнение личной карточки учащегося:

1.Я всё понял

Творческая работа - это прекрасный, необычайно тяжелый

и изумительно радостный труд.
Н. Островский

Современность меняется с геометрической прогрессией. Порою, даже имея хорошие знания, люди не могут приспособиться, найти пути решения проблем, не могут преодолевать трудности. Для решения насущно важных вопросов необходимо воспитывать креативно мыслящих, творческих, смело выражающих свое мнение людей. Сегодня становится важнее креативно думать, чем много говорить. Такая ситуация в жизни заставляет нас обновлять содержание и технологии образования. В стандартах второго поколения одной из первостепенных выдвинута задача достижения нового, современного качества образования, выражающегося в необходимости развития творческих созидательных способностей личности . Развитие творческого воображения и мышления - процесс длительный, поэтому чтобы добиться удовлетворительных результатов, надо начинать с детских лет . Большое количество педагогов стремятся решить данную задачу, освоив ТРИЗ-педагогику и технологию РКМ. Именно эти методы и приемы способствуют формированию у детей креативности, активности и коммуникативности.

Современные педагоги учат детей использовать мыслительные операции: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, проводить синтез и анализ, использовать алгоритм, строить умозаключения, рассуждать и делать выводы.

Чтобы воспитать детей с такими умениями, необходимо решать следующие задачи:

  1. развивать речь, внимание, логическое мышление, память;
  2. активизировать творческую познавательную деятельность;
  3. вызывать интерес к учебному процессу;
  4. воспитывать умения общаться в группах, в парах;
  5. учить находчивости, сообразительности, умению преодолевать трудности;
  6. развивать креативность через использование приёмов ТРИЗ и РКМ.

Привлекательность ТРИЗ и РКМ, заключается в том, что в них практически отсутствуют готовые варианты поиска решения, а основное внимание уделено на осознание операций мышления.

Применение технологий ТРИЗ и РКМ дают возможность не только умело овладеть информацией, но и критически её осмыслить, оценить, применить.

При изучении новой темы на уроках окружающего мира регулярно использую приём «Инсерт». Например, по теме «Путешествие по материкам земли. Как открывали Австралию », в 4 классе был применён этот способ.

Во время самостоятельного знакомства с учебным материалом учащиеся делали на полях пометки:

«V» - знаю;

«+» - новое для меня;

«-» - думал иначе;

«?» - не понял, есть вопросы.

Результаты этой работы обсуждаются всеми учениками. Этот приём помогает устранить пробелы в знаниях учащихся, развивает речь, учит общаться, высказывать и выслушивать другие мнения.

Приём «Верные - неверные утверждения» заставляет учащихся вдумчиво и критически рассматривать информацию, делать выводы о точности и ценности данных сведений. Полученные результаты школьники совместно обсуждают.

Очень важно умение компактно представлять изученный материал. Такое умение можно развивать использованием приёма «Кластер», который представляет собой выделение смысловых слов текста и графическое оформление в определённом порядке в виде грозди. Такая система кластеров охватывает больший объём информации, чем мы бы могли получить при любой другой работе. Использую приём «Кластер» и на стадии осмысления, для полного изучения материала, и на стадии рефлексии (как итог знакомства с каким-либо разделом). Например, был составлен «Кластер» на уроке окружающего мира по теме «Путешествие по материкам земли. Как открывали Австралию».

Использование приёма «Синквейн» позволяет высказать свою точку зрения на заданный предмет. Дети с интересом составляют текст из пяти строк, который строится по правилам:

  1. В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).
  2. Вторая строка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  3. Третья строка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
  4. Четвёртая строка - это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
  5. Последняя строка - это синоним из одного слова (или словосочетание), который повторяет суть темы.

Так, после изучения темы «Путешествие по материкам земли. Как открывали Австралию», дети представили эту страну следующим образом:

Австралия

Жаркий, маленький

Удивляет, пугает, зовет

Хотелось бы увидеть сумчатых!

Одиночка.

Однако, как показывает практика, «Синквейн» можно успешно применять и на других уроках. (Литература, история, русский язык и т. д.)

На любом этапе урока можно использовать методы научного творчества, развивая у детей творческое мышление и воображение, креативность .

Для развития креативного мышления и фантазии, часто создаю на уроках проблемную ситуацию. Тогда ученики встают перед обоснованным выбором, это и способствует развитию аналитико-синтезирующего мышления: развитию умения сгруппировать факты, сделать обобщающие выводы.

Хорошие результаты при усвоении учебного материала даёт регулярное использование разных приемов ТРИЗ и РКМ, основанных на принципах и деятельности обратной связи, позволяющей контролировать процесс образования. Одним из таких приёмов считается приём «Да - нет».Ребята задают друг другу вопросы, на которые отвечают, используя только слова «да» или «нет». Если вопрос задан некорректно, т.е. не позволяет дать ответ «да» или «нет», то вправе отказаться от ответа .

На уроке «Путешествие по материкам земли. Как открывали Австралию» можно было использовать такие вопросы:

Австралия находится на полуострове? Нет.

Эту страну открыл Христофор Колумб? Нет.

В Австралии развито сельское хозяйство? Да.

Осмысление нового материала проводится в командах, так как включаетзадачи поискового характера. Командам даётся задание, для ответа на которое они должны поработать с текстом, отобрать необходимые факты, сопоставить детали и сделать выводы. Общая тема - Австралия.

1 команда - узнает об открытии Австралии.

История открытия и исследования Австралии.

Открытию Австралии препятствовали отдаленность ее от Европы. Еще древние ученые предполагали, что к югу от Южного тропика существует земля. Эту землю первыми открыли голландцы еще в первой половине 17 века. Голландский мореплаватель Абель Тасман исследовал северные и северо-западные берега материка. Восточное побережье Австралии было открыто во второй половине 18 века. Честь открытия принадлежит английскому капитану Джеймсу Куку. Трижды этот неутолимый путешественник отправлялся в океанские плавания. В 1770 году Кук высадился на восточном побережье Австралии, которая оказалась материком разных чудес. Именно Кук доказал, что Австралия - это самостоятельный материк, и нанес его на географическую карту.

Но до XVII в. Австралия существовала как мифический Южный материк, который должен занимать большую часть Южного полушария. Его называли «Неведомая Южная земля» (Terra Australia inkognita) и поисками именно этого материка занимались многие мореплаватели.

1 команда - о климате, реках, пустынях
2. Прочитайте внимательно текст учебника на странице 142-143.

Растения Австралии

  1. Прочитайте внимательно текст учебника на странице 142-143.
  2. Прочитайте дополнительную информацию:

У эвкалипта твердая древесина - хороший строительный материал. А листья его используют для производства масел, красок, лекарств.

В лесах Австралии среди высоких трав растут пальмы, фикусы, древовидные папоротники.

4 команда - о животном мире

Животный мир Австралии.

  1. Прочитайте внимательно текст учебника на странице 142-144.
  2. Прочитайте дополнительную информацию:

Утконос, чтобы уберечься от врагов, поражает их ядовитыми шпорами на задних лапах.

Тело ехидны покрыто длинной грубой шерстью и колючими иглами
по 6-8 сантиметров. С помощью своего длинного языка она добывает корм

В дикой природе коала спит до 80% времени, активна только в ночное время. Эти животные ведут древесный образ жизни, так как питаются только листьями эвкалиптов.

5 команда - о населении

Население Австралии

  1. Прочитайте внимательно текст учебника на странице 142-143.
  2. Прочитай внимательно текст.

Современное население Австралии состоит из коренных жителей (их меньшинство) и переселенцев, которые теперь составляют основную часть страны. Коренное население - аборигены - имеют темно-коричневый цвет кожи, волнистые черные волосы, широкий нос, сильно выступающее надбровье. К пришлому населению относятся англичане, англо-австралийцы, говорящие на английском языке.

Аборигены живут в нищенских условиях. Часть аборигенов работают на фермах батраками в качестве пастухов за нищенскую зарплату. Другие продолжают вести образ жизни полубродячих охотников и собирателей.

В стране развито машиностроение, химическая и пищевая промышленности, сельское хозяйство. Ведущее место принадлежит овцеводству. Австралия занимает первое место в мире по количеству овец и настригу шерсти.

В дальнейшем каждая команда действует согласно инструктажу.

Инструктаж:

  1. Внимательно самостоятельно изучите текст.
  2. Обсудите в команде.
  3. Полученные сведения кратко запишите в 3-й столбик своего журнала.
  4. Выберите докладчика. Доложите.
  5. Выступления команд.

Обучающим моментом является прием, когда дети, работая в командах, самостоятельно составляют вопросы, адресованные учителю или другой команде.

Большое значение уделяю в своей работе развитию речи учащихся. Это очень сложная и кропотливая работа, которая должна проводиться постоянно, а не только на специальных уроках.

Развивать речь можно разными способами: написать сочинение, изложение, сообщение, характеризующие явления от 1 лица или от 3 лица, дать сравнительную характеристику героям, предметам, явлениям и т. д.

«Письма другу», «Дневниковые записи» также направлены на развитие речи, внимания, наблюдательности детей. Задания такого характера ребята выполняют без затруднений, что и было сделано на уроке.

Эффективные результаты развития речи наблюдается при использовании приема ТРИЗ «Другая точка зрения». Суть его в том, что ученики пытаются представить и описать увиденное с точки зрения любого другого человека или предмета.

Педагогика, как и сама жизнь, постоянно меняется. Вводятся новые технологии, приемы и методы работы. К учителю и ученику предъявляются высокие требования, поэтому педагог должен постоянно самосовершенствоваться. Технология ТРИЗ и РКМ помогает субъектам образовательного процесса быть мобильными, творческими, решительными, динамичными, способными мыслить нестандартно. ТРИЗ - это с одной стороны занимательная игра, с другой - развитие умственной активности ребенка через творчество. А творчество ребенку дает возможность проявить себя, получать новую информацию об окружающем, дает возможность созидать, творить, развивать и доказывать свою точку зрения.

В процессе применения этих технологий создаются условия для вариативности, креативности, дифференциации обучения, развиваются навыки и способы мышления, происходит обучение обобщенным знаниям и умениям. Новые приемы и методы воспринимаются учениками как красивый праздник и вызывают стремление к творческой мыслительной деятельности.

«Истинно то, что выдерживает проверку практикой» - писал Альберт Эйнштейн. В своей статье я также изложила некоторые приемы и методы, которые проверены временем и практикой.

Желание идти вперёд, интересно, доходчиво преподать детям знания, облегчить им путь освоения нового толкает меня шагать со временем в ногу.

Именно в приемах ТРИЗ и КРМ нахожу много интересных материалов, которые перерабатываю и внедряю в свою педагогическую деятельность. А в последнее время приемы ТРИЗ стали незаменимыми помощниками в достижении главной цели - обучение и воспитание успешного, востребованного подрастающего поколения, отвечающего запросам общества.

Конспект урока по окружающему миру с элементами ТРИЗ в 4-м классе.

Тема «Путешествие по материкам земли. Как открывали Австралию»

Тема урока: Путешествие по материкам земли. Как открывали Австралию.

Цель урока: познакомить с периодом открытия Австралии, её особенностями местоположения, флорой и фауной.

Задачи урока: активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации; развивать умения учащихся самостоятельно определять свои знания - незнания по изучаемой теме; работать в парах, группах; сравнивать, анализировать, формулировать вопросы; развивать мышление, творческие способности и познавательный интерес к окружающему миру; воспитывать внимание, навыки сотрудничества.

Структура урока: урок по ТРИЗ и РКМ.

Условия проведения: 5 групп по 5 человек.

Ход урока

I. Стадия вызова.

1) Актуализация знаний. Мотивация. (ТРИЗ)

Учитель демонстрирует действие макета корабля. (Можно показать слайд - корабль.) Дети наблюдают и высказывают свои мнения: какие бывают корабли, для чего они нужны.

2) Повторение изученного.

Мы с вами сегодня продолжим путешествие по материкам Земли.

На каких материках уже побывали?

Прочитайте имена этих людей. Что их объединяет? (Слайд 2)

На какие две группы можно их распределить?

В какую группу войдет каждое имя?

Соедините имена путешественников с географическими объектами, в честь которых они названы. Покажите эти объекты на карте. (Слайд 3)

3) Кроссворд.

Разгадав кроссворд, вы узнаете, какой уникальный материк называли в средние века «Неведомая южная земля». (ТРИЗ. Слайд 4)

1) Континент, открытый Христофором Колумбом? (Америка)

2) Имя путешественника Беринга? (Витус)

3) Край, покоренный Ермаком? (Сибирь)

4) Прогрессивный царь, во время правления которого развивались наука, флот? (Петр I)

5) Кто исследовал берега реки Амур? (Хабаров)

6) Море, носящее имя двоюродных братьев путешественников? (Лаптевых)

8) Фамилия путешественника, именем которого назван пролив между Америкой и Азией? (Беринг)

9) Часть материка восточнее уральских гор? (Азия)

10) Куда же лежит наш путь? (В Австралию.)

4) Работа с картой.

Ребята, я приглашаю вас в путешествие на этот материк.

Покажите на карте Австралию. Что вы можете сказать об этом материке?

(Австралия на карте мира, вид из космоса. Слайды 5-7.)

Как вы думаете, на чем удобнее отправиться в путешествие с нашего материка, чтобы ничего не упустить, все заметить? (на корабле) (Слайд 10.)

И так, представьте мы на борту корабля « АВСТРАЛИЯ» (на доске название).

Для слаженной работы мы разделимся на 5 команд. Выберите капитанов.

Все путешественники ведут дневники, куда заносят свои наблюдения. У каждой группы есть тоже такой дневник.

5) Мозговой штурм. (ТРИЗ)

А так ли уж эта Земля неведома для нас?

Что уже знаете об этом материке, запишите в 1 столбик дневника. Обсудите в команде.

(Австралия - материк. Расположен в Восточном полушарии. Омывается водами Индийского и Тихого океана. Самый маленький материк. Там тепло. В Австралии живут кенгуру).

Дневник путешественника

Хочу узнать

Много ли знаем?

А что бы хотели узнать?

Запишите вопросы во 2-й столбик журнала. Обсудите в команде.

6) Составление кластера.

Что же вас интересует? Составим кластер.


II. Стадия осмысления (ТРИЗ)

1) Работа с текстом учебника с.140, 142 (фронтальная работа)

Перед тем, как отправиться в путешествие, каждый пытается заранее что-нибудь узнать об этой местности.

Про Австралию говорят - «этот материк самый-самый».

Поработайте, пожалуйста, с текстом в учебнике и найдите подтверждения.

2) Анализ текста. (ТРИЗ)

Так почему же материк этот «самый-самый»? Зачитайте доказательства.

Какая информация вас заинтересовала?

3) ФИЗМИНУТКА (ТРИЗ)

Игра «Робинзон Крузо»

4) Работа в командах.

Т. к. времени у нас на путешествие немного, каждая команда получает свое задание.

Учебник с.140-145 (Тексты на листочках)

1 команда - узнает об открытии Австралии

2 команда - о климате, реках, пустынях

3 команда - о растительном мире

4 команда - о животном мире

5 команда - о населении.

Лангепасское городское муниципальное

общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 6»

Нижневартовского района Тюменской области

Ханты-Мансийского округа-Югры

Конспект эвристического занятия в 4 классе

по теме «Древнерусский быт»

подготовила

учитель начальных классов

Усенко Елена Сергеевна

г. Лангепас

Эвристическое занятие в 4 классе по теме

«Древнерусский быт»

    Методы эвристического обучения – метод эвристических вопросов, сравнения (сравнение версий учеников с культурно-историческими аналогами), самоорганизации обучения (работа с реальными объектами), рецензий, рефлексии.

    Цели урока: 1) расширение представлений учащихся о древнерусском быте, знание основных понятий, терминов, входящих в изучаемую тему; 2) преобразование текста на древнерусском языке в текст на современном языке; 3) познание объектов окружающей реальности; 4) развитие навыков работы в группе.

3.Основные этапы эвристической образовательной ситуации.

      Образовательная напряжённость.

Учитель говорит о жизни людей в прошлом, о важности знаний быта, питания, одежды своих предков. Определяются хронологические рамки вопросов: с древнейших времён, со времени восточного славянства до петровских преобразований, т.е. с VI по конец XVII века.

Образуются в классе 3 малые группы.

Для каждой группы учеников формулируются проблемы, проходит обсуждение (10 мин).

1 группа. - Что ели в Древней Руси?

На столе лежат продукты питания (список прилагается). Ученики после обсуждения должны выбрать то, что употребляли в пищу предки и объяснить, почему они не взяли оставшиеся продукты питания.

Учащиеся при обсуждении задают друг другу вопросы: - Какая пища занимала главное место у древнерусских людей (растительная или животная)?

Как готовили хлеб?

    Какие напитки приготавливали?

    Какие фрукты и овощи известны из древности и какие появились поздно?

Список продуктов:

    хлеб белый * горох

    хлеб чёрный * греча

    чай - * просо

    кофе - * рис -

    сахар - * перец

    соль * макароны -

    пиво * картофель -

    морковь * дыня

    огурцы * подсолнух -

    помидоры - * вяленая рыба

(Знак « - » стоит возле тех продуктов, которые не употреблялись в пищу до XVII века, а порой и позже).

Справка о питаниии . В питании древнерусских людей главное место занимала растительная пища. Важнейшую роль играла продукция зернового хозяйства: рожь, пшеница, овёс, ячмень, гречиха, просо. Многие из них перемалывали и из муки делали чёрные и белые хлеба, варили различные каши, приготавливали напитки (браги и пиво, кисели, с добавлением мёда или хмеля – сбитни).

Широко и часто употребляли горох и бобы, а также репу, капусту, редьку, морковь, яблоки, вишни, груши. Насколько важна была капуста, показывает то, что огороды в ряде мест называли капустниками. Кроме того, знали в Древней Руси арбуз и дыню. Англичанин Флетчер, в XVI веке посетивший Россию, был удивлён дыней, незнакомой его стране. Флетчер писал о ней: «Плоды, похожие на тыкву, но значительно слаще». Не знал он и просо, поэтому при описании сравнивал его с рисом, который тогда на Руси не употребляли.

Такие продукты, как картофель, подсолнечник, помидор появились сравнительно поздно и вошли в рацион питания русских людей лишь в XIX веке. Поэтому вместо подсолнечного масла в древности использовали льняное и конопляное.

Широк был ассортимент и молочных продуктов. Сыром называли сыр в современном значении этого слова и творог.

Мясо употребляли по праздникам, причём в деревне чаще и обильнее, чем в городе. Это говядина, телятина, баранина, на юге ещё и свинина. Конина крайне редко шла в пищу, лишь в исключительных обстоятельствах. Это связывают с важным значением лошади в хозяйстве, в военных делах, откуда и особое отношение к этому животному.

А вот рыба, которая считалась полупостной, в пищу шла очень широко. Существовали самые разные способы приготовления рыбы, в том числе и вяление, такую рыбу называли «ветряной». Активно потребляли и разные сорта икры, а с XVI века её уже экспортировали.

Кроме продуктов своего производства, были и привозные. Среди фруктов известны с древности лимоны, виноград, знатные люди потребляли пряности, практически все их виды были знакомы и использовались для приготовления острых приправ и при засолке овощей.

    группа. - Что носили люди в Древней Руси?

Выбрать из предложенных деталей одежды то, что называется «панева» и показать, как и кто это носил. Какой цвет был самым любимым цветом в одежде?

(Ученик-консультант готовит справку об одежде заранее).

3 группа. - Чем пользовались наши предки?

а) Предметы быта.

Показаны черпак и лопатник, нужно объяснить, как они употреблялись в быту. Предметы могут быть выбраны по усмотрению и возможностям учителя.

Справка. Черпак – это большая деревянная ложка, которая использовалась на пирах, братчинах, где ею разливали хмельные напитки. Просуществовали черпаки до начала XX века. Лопатник – это футляр, сплетённый из лыка. В нём хранили первоначально узкую лопатку, которой точили косы, отсюда и его название. Затем в этом футляре носили бруски для тех целей. Лопатники брали на покос, привешивали к поясу, поэтому в нём есть специальное отверстие.

б) Вещи из сказок.

Могут быть показаны самые разные, в том числе и современные предметы, из которых нужно выбрать то, что упоминаются в русских сказках и объяснить, в чём их волшебная сила.

Например, клубок указывал дорогу, пояс или полотенце превращались в реку, ковёр использовался как воздушное транспортное средство и т. п.

в) Обереги.

Нужно выбрать те предметы, которые защищали человека и объяснить их назначение. Например, гребень защищал от болезней, ложка – символ сытости, ключ – символ богатства и т.п.

II . Уточнение образовательного объекта.

После обсуждения вопросов учащиеся дают версии-ответы и заслушивают историческую справку, которую даёт учитель или подготовленный ученик-консультант.

III . Конкретизация задания.

- Как говорили в Древней Руси?

Каждой группе даётся текст на древнерусском языке, предлагается при обсуждении их прочитать вслух и дать перевод на современный язык. Тексты должны быть отобраны заранее; оформлены так, чтобы легко было их читать, т.е. шрифт должен быть крупным и разборчивым.

IV . Решение ситуации.

Групповая работа – решение образовательной ситуации с помощью обсуждения, дискуссии в группе.

V . Демонстрация образовательной продукции.

Организация рецензии текстов.

VI . Систематизация полученной продукции.

Красочное оформление текстов в форме летописи, организация выставки.

VII . Работа с культурно-историческими аналогами.

Чтение исторических текстов на современном языке учениками-консультантами.

Сравнение аналогов с текстами (образовательного продукта) учащихся.

Древнерусские тексты.

1. Задонщина. «Звонят колоколи вечнии в Великом в Новегороде. Стоят мужи наугородци у святые Софии, а ркучи такову жалобу: «Уже намъ, брате, к великому князю Дмитрею Ивановичю на пособь не поспети». Тогда аки орли слетощася со всея полуношныя страны. То ти не орли слетошася, съехалися все князи русскыя, к великому князю Дмитриею Ивановичю на пособь…»

Перевод Н.К.Фомина. «Звонят колокола вечевые в Великом Новгороде. Стоят новгородцы у святой Софии, говорят с тоской: «Уж нам, братья на помощь к великому князю Дмитрию Ивановичу не успеть». Тогда слетелись со всей северной страны орлы. Но это были не орлы. Съехались все князья русские к великому князю Дмитрию Ивановичу на помощь…»

    Домострой. «Казни сына своего от юности его, и покоит тя на старость твою, и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: аще бо жезлом биеши его, не умрёт, но здравие будет, ты бо бия его по телу, а душу его избавляеши от смерти. Дщерь ли имаша: положи на них грозу свою, соблюдеши я от телесных. да не посрамиши лица своего, да в послушании ходит, да не свою волю приимши, и в неразумии сотворится знаем твоих посмех, и посрамят тя пред множеством народа, аще бо отдаси дщерь свою без порока, то яко велико дело совершиши и посреди собора похвалишися, при концы не постонеши на ню».

Перевод. «Наказывай своего сына в юности, и тогда он успокоит твою старость и даст красоту твоей душе. И не ослабляй своей руки, наказывая младенца: ибо от наказания жезлом он не умрёт, но здоровее будет, ты же избивая его тело, душу его избавляешь от смерти.

Дочь ли имеешь: подчини её самому строгому порядку и ты сохранишь её от соблазнов, дабы подчинившись чужому влиянию, своим неразумением она не стала предметом осмеяния со стороны твоих знакомых и не осрамила тебя перед множеством народа, ибо отдав (замуж) свою дочь без порока, такое великое дело совершишь и посреди храма похвалишься, и в конце не будешь горевать над нею».

    Епифаний Славинецкий . Гражданство обычаев детских. (XVII век)

О нравах на сретени. «Что творити имать детище, аще кто е а пути чести достойный срящет?

    С пути уступити, шапку честно сняти, аще же славный человек или достоинства яковаго будут имать, тому поклонитися.

Како беседовати детище с болшими?

    Яко с равными любезно и дружески глаголати имать, тако с болшими честно и кротко: титлу достоинства им приличную часто имать усугубляти, и не имать отити от них, дондеже отпущение возмет или от них будет отпущен».

Перевод. О правилах при встрече. «Что делать ребёнку, если он встретит на пути уважаемого человека?

    Уступить дорогу, шапку прилежно снять, если же человек известный или высокого чина, то поклониться.

Как беседовать ребёнку со взрослым?

    Как со сверстниками любезно и дружески разговаривает, так и со взрослыми честно и кротко: наименование чина часто не употреблять и не отходить, пока не получит разрешения или будет отпущен».

VIII . Рефлексия.

    Что нового каждый из нас понял, узнал, придумал?

    Что вы чувствовали?

Список использованной литературы

    Е. В. Саплина, А. И Саплин. Введение в историю. 3 класс: Кн. для учителя. – М.: Дрофа, 2001.

    В. Сергеев. Викторины. – М., 2001

    М. А. Ильин. Вещи рассказывают. - М.: 1989.

    Книга для умников и умниц. Справочник эрудита. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.