Новый враг. Новый враг Петр пустынник крестовый поход

Был военным, потом удалился от света и стал монахом, пустынником. В то время христианский мир был одержим идеей крестовых походов.

Папа был главным двигателем этого движения, в котором ярко отразилось аскетическое настроение целой эпохи; но по преданиям, записанным у Альберта Ахенского и Вильгельма Тирского, во главе крестового похода стоял не папа, а Пётр, своим воодушевлением увлёкший даже папу. Небольшого роста, имея жалкую наружность, он таил в себе великую доблесть.

Он был ума «быстрого и проницательного, говорил приятно и свободно». Прибыв в Палестину, Пётр был глубоко опечален, познакомившись с бедственным положением христиан. Во время беседы с иерусалимским патриархом Симоном Пётр посоветовал ему обратиться за помощью «к владыке-папе и римской церкви, королям и князьям Запада», а сам выразил готовность идти к ним, умолять их о помощи. Уверенность в успехе возникла у «жалкого, бедного и лишенного всяких средств пилигрима» вследствие помощи самого Христа Спасителя. Он явился Петру во сне, ободрил его и предписал крестовый поход. В Риме Пётр обратился с призывом к папе Урбану II.

Пётр Амьенский проповедует народу необходимость Первого Крестового похода.

Тот смиренно и радостно выслушал воззвание, благословил Петра на проповедь и обещал свое ревностное содействие. Пётр направился в Верчелли, оттуда в Клермон, прошёл все страны, призывая их к борьбе за Спасителя. Народ окружал его толпами, приносил ему дары и прославлял его святость. «Всё, что он ни говорил, ни делал - обнаруживало в нём божественную благодать». Все признавали его власть. Никто лучше его не умел улаживать несогласия и мирить самых жестоких врагов. Многие выдёргивали, как святыню, шерсть из его мула. Хлеба Пётр не ел, питаясь вином и рыбой. Собрав многочисленную армию, Пётр решился направить свой путь через землю венгров. Тогда поднялись все земли и все князья и рыцари во всей Франции на освобождение Гроба Господня. По этому преданию, Пётр сделал уже половину дела, когда прибыл в Клермон папа Урбан с призывом к походу (в году).

Легенда в той версии, которую излагают Вильгельм Тирский , аббат Гвиберт Ножанский и Анна Комнина , отодвинула папу на второй план, выдвинув Петра. Меж тем современники не знают Петра, не приписывают ему почина крестовых походов, не говорят о нём, как о посланнике Божьем, взволновавшем Запад. На севере Франции Пётр известен был лишь как один из многих народных проповедников; англичанам и итальянцам он совсем не был известен. Современникам он представлялся обыкновенным фанатиком-аскетом, собравшим ополчение из крестьян, нищих, крепостных, бродяг. Вождями этих полчищ были Пётр и Готье Нищий. Плачевна была судьба первого ополчения.

Постоянные стычки, битвы в Венгрии и Болгарии, общая беспорядочность лишили вождей влияния на массы. Венгры и болгары уничтожали крестоносцев. После переправы в Азию Пётр покинул ополчение, которое вскоре было истреблено турками, и присоединился к армии Готфрида Бульонского . Когда крестоносцы в году были осаждены в Антиохии эмиром Кербогой, настал такой голод, что многие бежали толпами, другие спускались на верёвках со стен и уходили в леса.

В числе «верёвочных беглецов» был и Пётр, но ему не удалось бежать, так как его поймал Танкред Тарентский и заставил присягнуть, что Пётр не убежит. Имя Петра упоминается во время переговоров с Кербогой под Антиохией. После взятия Иерусалима Пётр вернулся на родину, прибыл в Пикардию и основал в Юи в году августинский монастырь, настоятелем которого он и умер в году.

Литература

  • Sybel, «Geschichte des ersten Kreizzuges», где рассмотрены легенды крестового похода.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Петр Пустынник" в других словарях:

    Петр Амьенский («Пустынник») - (Peter the Hermit) (1050 1115), франц. монах, к рому приписывается орг ция 1 го крестового похода. Харизматическая личность, П.А. собрал в 1096 г. во Франции и Германии 20 тыс. чел., но среди них было мало опытных воинов. Они дошли до… … Всемирная история

    ПЕТР АМЬЕНСКИЙ, Пустынник (Petrus Eremita) (ок. 1050 1115), французский монах, один из руководителей первого крестового похода. После взятия Иерусалима (1099) возвратился во Францию, где основал монастырь Нефмутье … Энциклопедический словарь

    Пустынник (Petrus Eremita) (ок. 1050 1115), французский монах, один из руководителей первого крестового похода. После взятия Иерусалима (1099) возвратился во Францию, где основал монастырь Нефмутье … Большой Энциклопедический словарь

    Пустынник (Pierre l Ermite; в лат. источн. Petrus Heremita) (ок. 1050 1115), франц. монах, предводитель наиболее крупного сев. франц. отряда крестоносной бедноты, выступление к рой в марте 1096 послужило началом крестовых походов. Родом из Амьена … Советская историческая энциклопедия

    Пётр мужское имя, в переводе с древнегреческого языка «скала, камень» (греч. Πέτρος камень). Отчества, образуемые от этого имени, Петрович, Петровна. Образованная от него фамилия Петров одна из самых популярных в России. От имени Пётр… … Википедия

    Пётр Пустынник указывает крестоносцам путь в Иерусалим. Французская миниатюра (около 1270 г.) Пётр Амьенский (Ambianensis), он же Пётр Пустынник (Heremita), аскет, которому приписывалась организация первого крестового похода. Пётр родился около… … Википедия

    - (Ambianensis), или Пустынник (Heremita), аскет, которому приписывалась организация первого крестового похода. П. род. около 1050 г. в Амьене, был военным, потом удалился от света и сделался монахом, пустынником. В то время весь Запад всколыхался … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Пётр Александрович Корсаков (17 (28) августа 1790, по другим сведениям ок. 1787, село Буриги Порховского уезда Псковского наместничества 11 (23) апреля 1844, Санкт Петербург) русский журналист, писатель, драматург, переводчик и цензор.… … Википедия

    Пётр Васильевич Злов (1774 1823) актёр и певец бас. Учился в Московском университете. Однако, не окончив, ушел из университета и поступил актером на казенную (Императорскую) сцену. С неизменным успехом выступал в драме, комедии и в оперных… … Википедия

Шел XI век, и тут новая сила поднялась против христиан - воинственная масса турецких племен. Собрал их и сплотил храбрый вождь Сельджук. Приняв магометанство, они утвердились на востоке и начали притеснять христиан.

Ситуация становилась все опасней. Тут европейцы осознали, что это очень серьёзный прецедент и необходимо единодушно вставать на защиту христианства. И в это же время Византия обратилась к Европе за помощью.

Шёл 1095 г. В Риме папой был Урбан II, он осознавал, что Византии необходимо оказать поддержку, более того, Алексей, византийский император, буквально молил о помощи. Урбан II решил исполнить его просьбу, однако он колебался: а вдруг не поднимется народ так едино, как он говорит? А сможет ли он стать их настоящим лидером?

Петр Пустынник.

Судьба сама послала Урбану II решение вопроса в лице Петра Пустынника. В это время, вообще, многие люди боялись гнева Божьего и все проблемы списывали на то, что Господь посылает испытания, наказания… Многие люди, чтобы умилостивить Господа отправлялись в отшельничество и мучили себя строгим постом.

Таким человеком был Петр Пустынник, он в свое время удалился от людей в пустыню, где он всячески изнурял себя. Отправился он как-то на поклонение Гробу Господнему, да не удалось ему попасть в Иерусалим. А между тем увидел он общее разорение страны, страдания христиан на Востоке, вымогательства турок, которые оскорбляли христиан в общем, и его в частности. После увиденного сердце его наполнилось гневом, и решил он стать защитником веры.

«Господи! Ради имени Твоего, ради страдальцев буду убеждать дома всех скорей снять иго неверных!.. - искренне повторял он сам про себя, и слезы лились градом из глаз его.

Вот каким он вернулся в Рим. Всего себя он посвящал цели, много проповедовал. И в один день добрался до папы Урбана II и бросился к ногам его с искренней речью и со слезами на глазах. И осознал папа, что Петр сможет вдохновить толпу на ратные подвиги, и предчувствие его не обмануло.

Это стало отправной точкой движения римских христиан. Худой, изможденный всяческими лишениями, в рубище, босой, загорелый от южного солнца - сильное впечатление производил Петр Пустынник уже одним своим видом на толпу. А занимался он проповедями, сидя на осле, переезжал из селения в селение, с Распятием в руках. И всюду встречали его с восторгам. Он объехал всю Францию и соседние государства. В общем, он стал символом движения: свидетельством этого является факт того, что люди забывали все - и дом, и семью, и работу, и буквально бежали за ним следом, чтобы только уловить каждое его слово.

Если поведаем правду - превзойдем всякую вероятность

Раймонд Ажильский, историк похода

Освободители Гроба Господня

Несмотря на общеизвестность каннибализма во время первого Крестового Похода (ссылка на каннибализм в 1098 г. входит в любую Timeline(1) в интернете), иногда такие факты робко пытаются подвергнуть сомнению.

Например, некое "Общество изучения Крестовых Походов" так отвечает на этот вопрос:

"Вопрос: - Мне сказали, что во время похода вместо обычной пищи крестоносцы кормились местными младенцами, зажаренных на кольях. Это чудовищно. Не затруднит ответить?

Ответ: - "Поедание младенцев" - стандартное для цивилизации Запада обвинение против религиозного или политического противника.

(2) - I have been told that while campaigning the crusaders would eat local babies roasted on a spit in lieu of more readily available fodder. This sounds beyond barbaric. Care to answer?? - "Eating babies" is a standard accusation in Western civilisation against one"s religious or political opponents. It is the ultimate taboo, as you will realise. Hence the Romans accused the early Christians of eating babies, the medieval West accused Jews and heretics of eating babies, in medieval literature pagans eat babies, the Revolutionary French peasantry accused the French nobility of eating babies. The crusaders did eat their horses (which in Britain at least is only one step up from eating babies) and during the first crusade one group of warriors (the "Tafurs") were accused of eating babies…. The Tafurs were recorded to have resorted to cannibalism at the siege of Ma"arra; this was reported by Raymond of Aguilers, but not by other chroniclers of the First Crusade (France, Victory, p. 315 and note 49). It is tempting to deduce that they were accused of this crime because they were poor warriors, even peasants, despised and feared by the more noble warriors who regarded them of being capable of any depravity. In other words, the accusation reflects fear and distrust between classes, rather than what actually happened. Society for the Study of the Crusades http://freespace.virgin.net/nigel.nicholson/SSCLE/Crusade%20Faqs/f-babies.html

(3) Raymond d"Agiles (Or AGUILERS.) (Раймонд Агильский, Раймунд Ажильский) - A chronicler and canon of Puy-en-Velay, France, toward the close of the eleventh century. He accompanied the Count of Toulouse on the First Crusade (1096-99), as chaplain to Adhemar, Bishop of Puy, legate of Pope Urban II. With Pons de Balazuc he undertook to write a history of the expedition, but, Pons having been killed, he was obliged to carry on the undertaking alone. At a sortie of the crusaders during the siege of Antioch (28 June, 1098) Agiles went before the column, bearing in his hands the Sacred Lance. He took part in the entry into Jerusalem, accompanied the Count of Toulouse on his pilgrimage to the Jordan, and was at the battle of Ascalon. After this he is lost sight of. His "Historia Francorum qui ceperunt Hierusalem" (P.L., CLV, 591-668) is the account of an eyewitness of most of the events of the First Crusade. The Catholic Encyclopedia, Volume I 1907 Robert Appleton Company http://www.newadvent.org/cathen/01210b.htm

(4) Перну Р. Крестоносцы. Перевод с французского: Карачинский А. Ю. и к.и.н. Малинин Ю. П. / Научный ред. к.и.н. Малинин Ю. П. — СПб.: «Евразия», 2001. — 320 с. ISBN 5-8071-0072-7 /// Pernoud R. Les hommes de la croisade. — J. Tallandier. — 340 p.

(5) "When the Emir of Antioch protested about the cannibalism of the Tafurs, the princes could only admit apologetically: "All of us together cannot tame King Tafur"." (N. Cohen, In Search of the Millennium, pp. 66-7.)

(6) One chronicler dryly says there is nothing surprising in the matter, and wonders that they sometimes ate dogs in preference to Saracens. Charles Mills, History of the Crusades, vol. i., pp. 173, 227.

The Gesta Francorum and other medieval chronicles describe how starving Europeans ate dead Saracens in the absence of any other sustenance during the First Crusade. http://www.britarch.ac.uk/ba/ba65/letters.shtml

(8) Albertus Aquensis (Альберт Ахенский) - A chronicler of the First Crusade. His "Chronicon Hierosolymitanum de bello sacro", in twelve books, from 1095 to 1121, printed in Bongars (Gesta Dei per Francos, I, 184-381), is also found in the fourth volume of the "Recueil des historiens des croisades". It is now usually accepted that he was a canon of Aachen (Aix-la-Chapelle), though Wattenbach asserts (Deutsch. Gesch. II, 179) that it is yet doubtfulwhether the earlier locating of him at the church of Aix-en-Provence be not correct. His narrative is written with little order and less critical skill, his chronology in inexact, and his topographical references are often greatly disfigured. But the work is to be looked on as the outpouring of adeeply religious and poetic heart, which saw in the contemporary Christian knighthood the salvation of the civilization of Christendom. The Catholic Encyclopedia, Volume I 1907 Robert Appleton Company

(9) Chronist Albert Aquensis Am 15 Juli 1099 wurde ... der Feinde wateten", Am 11.12.1098 wurden bei der Eroberung der Stadt Marra (Maraat an-numan) wieder Tausende umgebracht. Wegen der darauf einsetzenden Hungersnot wurden "die schon stinkenden Leichen der Feinde vom Christenvolke verzehrt", berichtete der christliche Chronist Albert Aquensis.

(10) Заборов М.А. Историография крестовых походов. М., 1971, КРЕСТОНОСЦЫ НА ВОСТОКЕ

(11) "They consumed, with heedless prodigality, their stores of water and provision: their numbers exhausted the inland country: the sea was remote, the Greeks were unfriendly, and the Christians of every sect fled before the voracious and cruel rapine of their brethren. In the dire necessity of famine, they sometimes roasted and devoured the flesh of their infant or adult captives. Among the Turks and Saracens, the idolaters of Europe were rendered more odious by the name and reputation of Cannibals; the spies, who introduced themselves into the kitchen of Bohemond, were shown several human bodies turning on the spit: and the artful Norman encouraged a report, which increased at the same time the abhorrence and the terror of the infidels." The History Of The Decline And Fall Of The Roman Empire By Edward Gibbon http://www.ccel.org/g/gibbon/decline/volume2/chap58.htm

(12) "This cannibal hunger, sometimes real, more frequently an artifice or a lie, may be found in Anna Comnena, (Alexias, l. x. p. 288,) Guibert, (p. 546,) Radulph. Cadom., (c. 97.) The stratagem is related by the author of the Gesta Francorum, the monk Robert Baldric, and Raymond des Agiles, in the siege and famine of Antioch.] " The History Of The Decline And Fall Of The Roman Empire By Edward Gibbon http://www.ccel.org/g/gibbon/decline/volume2/nt580/079.htm

(13) Schaff, Philip (1819-1893) Schaff, Philip, History of the Christian Church, (Oak Harbor, WA: Logos Research Systems, Inc.) 1997. The material has been carefully compared and corrected according to the Eerdmans reproduction of the 1907 edition by Charles Scribner"s sons, with emendations by The Electronic Bible Society, Dallas, TX, 1998. History of the christian church http://www.ccel.org/s/schaff/history/ Chapter vii. the crusades http://www.ccel.org/s/schaff/history/5_ch07.htm

(14) "The Poetry of the Crusades is represented chiefly by Raoul De Caen in Gestes de Tancrede; Torquato Tasso, the Homer of the Crusades, in La Jerusalemme liberata; Walter Scott: Tales of the Crusades, Talisman, Quentin Durward, etc. The older literature is given in full by Michaud; Bibliographie des Croisades, 2 vols. Paris, 1822, which form vols. VI., VII, of his Histoire des Croisades." Schaff, Philip, History of the Christian Church

(15) Radulphus Cadomensis (Raoul de Caen) (Рауль Канский) - ученый историк; род. около 1080 г. Приняв в 1096 г. участие в крестовом походе, он примкнул к знаменитому Танкреду и написал историю этого похода под заглавием "Gestes de Tancr e de", так как главной ее целью является прославление этого героя и его подвигов. Написанное на месте действий, на глазах участников и очевидцев, оно отличается достоверностью и дает подробности, которых нет в других источниках. Издано Мартеном (Mart e ne, "Anecdota", т. III), Муратори и Гизо (Guizot, "M emoires relatifs a l"histoire de France"). Энциклопедический словарь / Брокгауз Ф.А. Ефрон И.А. http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/085/85939.htm

(16) "In Maarra our troops boiled pagan adults in cooking pots; they impaled children on spits and devoured them grilled." (Radulph of Caen) The Frankish chronicler Radulph of Caen http://www.crusades.org/chronology.htm

(17) "Peter the Hermit became their spiritual leader and saint; they moreover elected a military commander whom they called Tafur, the Turkish for King of the Beggars; and laid down certain rules; for instance, no one was to be tolerated among them who possessed any money; he must either quit their honorable community, or hand over his property to the King of the Beggars for the common fund. The princes and knights did not venture into their camp except in large bodies and well armed; and the Turks said of the Tafurs, that at they liked nothing so well to eat as the roasted flesh of their enemies." Von Sybel, History and Literature of the Crusades, p. 31, 32.

(18) "This same bishop from Calabria was a friend of one Arnaulf, a very minor ecclesiastic who, with the help of the bishop, was later elected the first Latin patriarch of Jerusalem! "A strange group survived from the earlier "people"s crusades" called TAFURS, who earned a certain notoriety when some of their numbers were accused of cannibalism by the emir of Antioch. Of this group there was an inner "college" presided over by a King Tafur. The contemporary chronicles present King Tafur as a man whom even the crusade princes approached with humility, even reverence. It was this King Tafur who is said to have performed the coronation of Godfroi de Bouillon. Moreover, King Tafur was said to be associated with Peter the Hermit. Could it be possible that this inner group, and the King, were the representatives from Calabria? The name TAFUR could, with one letter change, be an anagram for ARTUS, a ritual name...." "the princes ... while admitting the effectiveness of the Tafurs in battle clearly regarded them with misgiving and embarrassment. Yet, if one turns to a vernacular epic written from the standpoint of the poor one finds the Tafurs portrayed as a Holy People and "worth far more than the Knights."" by Norman Cohn. The Pursuit of the Millenium.

(19) According to Guibert of Nogent, one of the few literate crusaders, these foot soldiers "marched barefoot, bearing no arms, and had no money at all. Entirely filthy in nakedness and want, they lived on the roots of plants".
But they also developed a taste for human flesh, revelling in their reputations as man-eaters. "In full view of the enemy they roasted the bruised body of a Turk for eating," wrote Guibert.
The crusaders resorted to cannibalism several times on their three-year trek to Jerusalem. At the siege of Ma"arra, near Antioch in Syria, another chronicler, Fulcher of Chartres, described how "our people were so frenzied by hunger that they tore the flesh from the Saracens who had died there".
Eventually, now numbering just one third of their original strength, 10,000 foot soldiers and 1,000 knights arrived at Jerusalem, on June 7, 1099. Their first assaults were a fiasco as they had no means of scaling the walls, and were driven to a frenzy as defending Muslims spat down on their crosses.
On July 15 they finally breached the wall and, in a 36-hour orgy of destruction, every man, woman and child in the city was massacred.
"Our squires and footmen split open the bellies of those they had just slain in order to extract from the intestines the gold coins the Saracens had gulped down into their loathsome throats while alive," wrote Fulcher. "Our men ran through the city, not sparing anyone, even those who begged for mercy." http://portal.telegraph.co.uk/news/main.jhtml?xml=/news/2001/09/18/wmid318.xml&sSheet=/news/2001/09/18/ixhome.html

(20) Гвиберт Ножанский (Guibert of Nogent) - хронист, аббат, теолог, участник похода, автор "Monodiae" ("Vita sua"): "In full view of the enemy they roasted the bruised body of a Turk for eating".

(21) Fulk (or Fulcher) of (de) Chartres. (Fulсherii Сarnotensis)Фулькерий Шартрский (Фульхерий Шартрский) - французский священник и хронист, автор "Иерусалимской истории" (Historia Hierosolymitana / Gesta Francorum Hierusalem peregrinantium), сопровождавший отряд герцога Роберта Нормандского, а затем в качестве капеллана графа Балдуина Бульонского (Балдуина 1, короля Иерусалима) во время штурма Эдессы: "Our people were so frenzied by hunger that they tore the flesh from the Saracens who had died there, which they chewed and devoured though it had been insufficiently cooked".

(p1) August C. Krey, The First Crusade: The Accounts of Eye-Witnesses and Participants, Pinceton & London, 1921, s. 261

(p2) Radulphi Cadomensis. Gesta Tancredi. - Recueil des historiens des croisades. Historiens Occidentaux, t. III, Paris, 1866, p. 694, 697. (пер. М. А. Заборова) Текст воспроизведен по изданию: История крестовых походов в документах и материалах. М. 1975

Крестьянский крестовый поход – это первый этап Первого крестового похода, продлившийся около шести месяцев, с апреля по октябрь 1096 г. Выступившая в него армия простолюдинов во главе с Петром Амьенским, или Пустынником, и Вальтером Голяком была практически полностью разгромлена превосходящей по численности и хорошо вооружённой сельджукской армией Кылыч-Арслана I. Крестьянский крестовый поход известен также как Народный крестовый поход или Крестовый поход бедноты.

Документы характеризуют поход бедноты и роль Петра Пустынника этого монаха, аскета, которому приписывалась организация первого крестового похода.

Петр Пустынник взял на на себя миссию возглавить поход крестьян и провести их в Палестину. Современники отмечают, что народ верил этому проповеднику и обожествлял его.

(Свидетельства современника)

Я видел, как он проходил через города и селения, окруженный толпою, осыпаемый подарками, прославляемый всеми за святого, так что думаю, никогда ни один смертный не был предметом такого восторга. Все приносимые ему деньги он отдавал бедным…

Все признавали его власть. Никто лучше его не умел улаживать несогласия и мирить самых жестоких врагов. Что-то божественное чувствовалось в его малейших движениях, во всех его словах. Доходило до того, что народ вырывал, как святыню, волоски у мула, на котором он ехал. Я не оправдываю такого чрезмерного восторга, но он показывает, какое впечатление производил Петр на народ.

(Из «Деяний франков и других иерусалимцев» Анонима)

Документ приводится из «Деяний франков и других иерусалимцев» Анонима, даты жизни и имени которого мы не знаем. Из его хроники известно, что он был нормандским рыцарем, участвовал в первом крестовом походе в ополчении Боэмунда. Оценивая этот поход как подвиг за дело веры, Аноним в то же время чужд присущего многим современникам религиозного фанатизма, не скрывает отрицательных сторон в поведении крестоносцев и отдает должное храбрости врагов своих – турок. Следует сказать, что хронисты, в том числе и Аноним, необъективно относились к участникам похода бедноты, предвзято осуждая их поведение.

Вскоре опустели дома в Галлии и галлы разделились на три части. Одна часть франков вступила в Венгрию, а именно Петр Пустынник, герцог Готфрид 1 и его брат Балдуин и (другой), Балдуин, граф Геннегау. Петр же первым прибыл в Константинополь 1 августа 2 и с ним великое племя аламаннов 3 . Здесь он нашел ломбардов и лангобардов 4 и многих других собравшихся. Император дал им право свободно покупать... и сказал им: «Не переплывайте через море 5 , пока не придет главное христианское войско, так как вы недостаточно многочисленны, чтобы воевать с турками».



А сами христиане вели себя худо, ибо разрушали и поджигали дворцы в предместьях, растаскивали свинец, которым были покрыты церкви, и продавали его грекам. Вследствие этого император разгневался и велел перевезти их через пролив 6 . После переправы они не переставали совершать всевозможные дурные дела, поджигая и опустошая церкви.

Наконец они достигли Никомедии, где ломбарды, лангобарды и аламанны отделились от франков, ибо франки преисполнились гордости. Ломбарды и лангобарды выбрали над собой старшего по имени Райнальда; аламанны сделали то же... и через четыре дня... встретили крепость... и захватили ее. Здесь нашли они достаточно зерна, и вина, и мяса, и изобилие всяких благ.

И вот турки, услышав, что в крепости находятся христиане, отправились осаждать ее. Перед воротами крепости находился юдоем, а у подножия горы, на которой она стояла, был источник. Райнальд вышел [из крепости], чтобы около него ожидать турок... турки, пришедшие... обнаружили Райнальда и тех, кто с ним был. И убили турки многих из них, а другие, оставшиеся в живых, бежали в крепость, которую турки немедленно осадили и лишили их воды. И до того мучились наши от жажды, что вскрывали жилы у своих лошадей и ослов и пили их кровь; другие опускали пояса и платки в ямы с грязью и выжимали из них воду себе в рот... Некоторые раскапывали сырую землю, ложились на спину и насыпали себе землю на грудь, вследствие чрезмерных мук жажды. Епископы и священники ободряли и увещевали наших не отступать. Это бедствие длилось восемь дней.

Наконец, начальник аламаннов заключил с турками соглашение о том, что он предаст им товарищей, и, прикинувшись, что он выходит для битвы, бежал к ним, и с ним бежали многие. Те же, которые не захотели отказаться от господа, были убиты; других, которых взяли живыми, отделили друг от друга, как овец, которых выставили, как мишени, и расстреливали 7 их; иных продавали и раздаривали, как животных... Потом турки, услышав, что Петр Пустынник и Вальтер Голяк находились в Цивитоде... с великой радостью отправились туда, чтобы убить их... Встретились они с Вальтером и его людьми, и турки их быстро перебили. А Петр Пустынник незадолго до этого отправился в Константинополь, так как он не мог сдерживать это разношерстное войско, которое не хотело слушать ни его самого, ни его слова.



1 Готфрид Бульонский.

5 Мраморное море.

7 Из луков.

(Из «Алексиады» Анны Комниной)

Весь Запад, все племена варваров, сколько их есть по ту сторону Адриатики вплоть до Геркулесовых столбов, все вместе стали переселяться в Азию; они двинулись в путь целыми семьями и прошли всю Европу. Причиной такого огромного передвижения было следующее.

Один кельт 1 по имени Петр, по прозвищу Кукупетр 2 , отправился на поклонение гробу господню и, натерпевшись много бед от разорявших всю Азию турок и сарацин, едва вернулся в свои края. Не желая мириться с неудачей, он решил вновь отправиться в тот же путь. Но Петр понимал, что ему нельзя больше идти к гробу господню одному, дабы не случилась беда, и поэтому он прибегнул к ловкой выдумке. Петр сделал следующее. Он возвестил во всех латинских странах: «Глас божий велел мне объявить всем графам во Франции, чтобы они оставили свои дома и отправились на поклонение гробу господню и все сделали для освобождения Иерусалима из рук агарян» 3 .


И выдумка удалась ему. Петр как будто покорил все души божественным гласом, и кельты начали стекаться отовсюду, кто откуда, с оружием, конями и прочим воен-ным снаряжением. Общий порыв увлек их, и они заполнили все дороги. Вместе с кельтскими воинами шла безоружная толпа женщин и детей, покинувших свои края; их было больше, чем песка на берегу и звезд в небе, и на плечах у них были красные кресты.

Все это множество людей пришло не сразу и не по одному пути (да и как могла такая огромная толпа из разных мест все разом переправиться через пролив Лонгивардии?) 4 ; сначала одни, затем другие, потом следующие, – постепенно все совершили переправу и двинулись по суше.

Когда отдельные отряды уже переправились через пролив Лонгивардии, самодержец собрал некоторых военачальников ромейского 5 войска и отправил их в район Диррахия и Авлона с приказом дружелюбно встретить переправившихся, в изобилии поместить на их пути запасы продовольствия, доставленные из всех областей, а также следовать и наблюдать за варварами и, если они станут нападать и грабить близлежащие земли, обстреливать и отгонять их отряды. С посланными были и люди, знающие латинский язык, чтобы улаживать возможные столкновения.

Но чтобы мой рассказ был ясным и подробным, приведу повсюду распространившийся слух, что первым, кто продал свои земли и пустился в предстоящий путь, был Готфрид. Он был человеком очень богатым, весьма гордившимся благородством, храбростью и знатностью своего рода – ведь каждый кельт стремится превзойти всех остальных. И вот у мужчин и женщин возникло стремление, подобного которому не знала ничья память. Люди простые, искренние хотели поклониться гробу господню и посетить святые места. Но некоторые, в особенности такие, как Боэмунд и его единомышленники, таили в себе иное намерение: не удастся ли им в придачу к остальной наживе попутно захватить и сам царственный город 6 . Боэмунд в угоду своей давнишней ненависти к самодержцу стал смущать души многих благородных людей. Между тем провозгласивший этот поход Петр с двадцатью четырьмя тысячами пехоты и ста тысячами всадников раньше всех переправился через пролив Лонгивардии 7 и пришел в столицу через Угрию 8 . Племя кельтов – вообще, как можно догадаться, очень горячее и быстрое – становится совершенно необузданным, когда к чему-то стремится.

Узнав про все, что Петр вытерпел раньше от турок 9 , император посоветовал ему дождаться прихода остальных графов, но тот не послушался, полагаясь на большое количество сопровождавших его людей, пере-правился через пролив и разбил свой лагерь под городком, называвшимся Елеиополь. За ним последовало около десяти тысяч норманнов 10 . Отделившись от остального войска, они стали грабить окрестности Никеи 11 , обращаясь со всеми с крайней жестокостью. Даже грудных детей они резали на куски или нанизывали на вертела и жарили в огне, а людей пожилых подвергали всем видам мучений.

Жители города, узнав о происходящем, открыли ворота и вышли сразиться с норманнами. Но так как норманны сражались с большим упорством, они (горожане) после жестокого боя вернулись назад в крепость. Норманны же, забрав всю добычу, возвратились в Еленополь. Там между ними и теми, кто оставался в городе, началась ссора; зависть, как обычно в таких случаях, стала жечь души оставшимся, и между ними и норманнами произошла драка. Своевольные норманны снова отдели-лись и с ходу взяли Ксеригорд 12 .

Султан 13 , узнав о случившемся, послал против них Илхана с крупными силами. Илхан, подступив к Ксеригорду, сразу взял его 14 , норманнов же частью сделал добычей мечей, частью увел в плен. Не забыл Илхан и об оставшихся с Кукупетром. Он устроил в удобных местах засады, чтобы на них неожиданно наткнулись и погибли те, которые будут двигаться в сторону Никеи. Кроме того, зная жадность кельтов, он послал двух предприимчи-вых людей в лагерь Кукупетра и поручил им возвестить там, что норманны, взяв Никею, занялись разделом добра.

Слух дошел до лагеря Петра и привел всех в большое смятение. Услышав о дележе и богатстве, они тотчас же, забыв и свой воинский опыт и боевое построение, бросились в беспорядке по дороге к Никее 15 . Ведь племя латинян, вообще, как сказано выше, очень жадное на богатство, теряет рассудок и становится совершенно неукротимым, если задумает набег на какую-нибудь землю. Двигаясь неправильным строем и не отрядами, они наткнулись на турок, устроивших засаду около Дракона, и были убиты самым жалким образом 16 . Жертвой исмаильских мечей стало такое множество кельтов и норманнов, что те, кто собирал валявшиеся повсюду трупы заколотых, сложили из них не холм, не бугор, не горку, а огромную гору, необыкновенную по высоте и толщине; вот какой курган костей они набросали. Позднее люди того же племени, что и убитые варвары, воздвигли стену в виде города и вперемешку с камнями, как щебень, заложили в нее кости убитых, и город стал для них гробницей. Он стоит до сих пор, окруженный стеной из камней, смешанных с костями.

Итак, все они стали добычей мечей, и только Петр с немногими другими вернулся в Еленополь... 17

Когда император напомнил Петру о его прежнем неблагоразумии и о том, что он попал в беду, оттого что не послушался его предостережений, Петр с заносчивостью латинянина сказал, что не он виновник этих бедствий, а те, которые не подчинились ему и следовали собственным прихотям 18 , он назвал их разбойниками и грабителями, потому-де спасителю и было неугодно, чтобы они поклонились гробу господню.

1 Кельтами Анна Комнина называет выходцев с Запада (это наименование употребляется ею наряду с другими – латинянами).

2 Кукупетр, т.е. Петр в клобуке. Так Анна называет Петра Пустынника. Как и Альберт Аахенский, она считает Петра главным зачинщиком похода и ни словом не упоминает о Клермонском соборе. Возможно, здесь сказывается влияние ее источников – рассказов бывших крестоносцев, народных легенд: ведь Петр был предводителем крестьянской массы.

3 Агаряне – арабы и турки. Название это, распространенное в средневековье, восходит к библейской легенде об Агари, египетской рабыне-наложнице патриарха Авраама, сын которой от него – Измаил явился родоначальником этих народов.

4 Адриатическое море.

5 Ромеи – самоназвание византийцев («римляне»).

6 Т.е. Константинополь.

7 Анна ошибается: воинство Петра Пустынника не переправлялось через Адриатическое море, а двигалось по дороге через Ниш, Средец, Филиппополь, Адрианополь. В Константинополь Петр прибыл 30 июля 1096 г. Впереди его крестоносцев шли отряды Вальтера Голяка. Западные хронисты иначе, чем Айна, определяют численность войска Петра. Вообще соотношение приведенных сю цифр (100 тысяч конников и 24 тысячи пехотинцев) сомнительно.

8 Угрия – Венгрия.

9 «Раньше», т.е. во время своего паломничества в Иерусалим, когда он подвергался нападению турок и сарацин.

10 Под норманнами, так же как и под кельтами, латинянами, Анна подразумевает здесь «западных людей» вообще.

11 После переправы в Малую Азию войско Петра Пустынника разделилось на две враждующие части: норманнов и германцев (во главе с Рено де Брей) и франков, оставшихся верными Петру. К Никее отправился отряд Рено.

12 Точное местоположение этого города неизвестно. По сведениям анонимного автора «Деяний франков», Ксеригорд был расположен в четырех дня от Никеи.

13 Имеется в виду иконийский султан Кылыч-Арслан (1092- 1107).

15 Согласно рассказу Альберта Аахенского, крестоносцы знали о поражении у Никеи и о движении турецкого войска, но по настоянию Готфрида Буреля, рыцаря, пользовавшегося большим влиянием в отряде Петра, выступили навстречу туркам.

17 Анна ошибается: Петра в то время не было с крестоносцами. Он находился в Константинополе, где вел переговоры с Алексеем.

18 Петр имел в виду отделившийся от его войска отряд Рено.

Й КРЕСТОВЫЙ ПОХОД

Petrus Ambianensis , он же Пётр Пустынник , лат. Petrus Heremita ), - аскет, которому приписывалась организация первого крестового похода .

Тот выслушал воззвание, благословил Петра на проповедь и обещал своё ревностное содействие. Пётр направился в Верчелли , оттуда в Клермон , прошёл все страны, призывая их к борьбе за Спасителя. Народ окружал его толпами, приносил ему дары и прославлял его святость. «Всё, что он ни говорил, ни делал - обнаруживало в нём божественную благодать» [ ] . Все признавали его власть. Никто лучше его не умел улаживать несогласия и мирить самых жестоких врагов. Многие выдёргивали, как святыню, шерсть из его мула. Хлеба Пётр не ел, питаясь вином и рыбой. Собрав многочисленную армию, Пётр решился направить свой путь через землю венгров. Тогда поднялись все земли и все князья и рыцари во всей Франции на освобождение Гроба Господня . По этому преданию, Пётр сделал уже половину дела, когда прибыл в Клермон папа Урбан с призывом к походу (в 1095 году)

Легенда в той версии, которую излагают Вильгельм Тирский , аббат Гвиберт Ножанский и Анна Комнина , отодвинула папу на второй план, выдвинув Петра. Меж тем современники не знают Петра, не приписывают ему почина крестовых походов, не говорят о нём, как о посланнике Божьем, взволновавшем Запад. На севере Франции Пётр известен был лишь как один из многих народных проповедников; англичанам и итальянцам он совсем не был известен. Современникам он представлялся обыкновенным фанатиком-аскетом, собравшим ополчение из крестьян, нищих, крепостных, бродяг. Вождями этих полчищ были Пётр и Готье Нищий . Плачевна была судьба первого ополчения.

Постоянные стычки, еврейские погромы , битвы в Венгрии и Болгарии, общая беспорядочность лишили вождей влияния на массы. Чехи, венгры и болгары уничтожали крестоносцев. После переправы в Азию Пётр покинул ополчение, которое вскоре было истреблено турками, и присоединился к армии