Определить тему басни ворона и лисица. Иван Андреевич Крылов. Слово о баснописце. «Ворона и лисица». Обличение человеческих пороков в басне. VI. Инсценировка басни

Александр Сумароков

Ворона и лиса.

И птицы держатся людского ремесла.
Ворона сыру кус когда-то унесла
И на дуб села.
Села,
Да только лишь еще ни крошечки не ела.
Увидела Лиса во рту у ней кусок,
И думает она: «Я дам Вороне сок!
Хотя туда не вспряну,
Кусочек этот я достану,
Дуб сколько ни высок».
«Здорово,- говорит Лисица,-
Дружок, Воронушка, названая сестрица!
Прекрасная ты птица!
Какие ноженьки, какой носок,
И можно то сказать тебе без лицемерья,
Что паче всех ты мер, мой светик, хороша!
И попугай ничто перед тобой, душа,
Прекраснее сто крат твои павлиньих перья!»
(Нелестны похвалы приятно нам терпеть).
«О, если бы еще умела ты и петь,
Так не было б тебе подобной птицы в мире!»
Ворона горлышко разинула пошире,
Чтоб быти соловьем,
«А сыру,- думает,- и после я поем.
В сию минуту мне здесь дело не о пире!»
Разинула уста
И дождалась поста.
Чуть видит лишь конец Лисицына хвоста.
Хотела петь, не пела,
Хотела есть, не ела.
Причина та тому, что сыру больше нет.
Сыр выпал из роту,- Лисице на обед.

Анализ басни.

Басня - стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце или в начале басни содержится краткое нравоучительное заключение - так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.
Басня - один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI-V века до нашей эры), писавший басни в прозе. В Риме - Федр (I век нашей эры). В Индии сборник басен «Панчатантра» относится к III веку. Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Жан Лафонтен (XVII век).

В России развитие жанра басни относится к середине XVIII - началу XIX веков и связано с именами А. П. Сумарокова, И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова, И. И. Дмитриева, хотя первые опыты стихотворных басен были ещё в XVII веке у Симеона Полоцкого и в первой половине XVIII века у А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского.

Сумароков выступил подлинным новатором басни. Сам он, следуя сложившейся национальной традиции, называл свои басни притчами. Этим Сумароков, по-видимому, хотел подчеркнуть учительный смысл жанра, напомнить о заложенном в его притчах иносказании, поскольку с понятием «басня» мог ассоциироваться шутливый род развлекательных побасенок-небылиц. Александр Сумароков первый дал подражания Эзопу, второй - переводы из Лафонтена; также создал самостоятельные басни. Современники хорошо отзывались о его баснях. «Притчи его почитаются сокровищем Российского Парнаса», - писал о Сумарокове Н. И. Новиков в «Опыте исторического словаря о российских писателях» (1772).

Басня А.П.Сумарокова "Ворона и лиса" написана на сюжет басни Лафонтена, восходящий к Эзопу и Федру. Это животная басня, т.е. басня, в которой животные (ворона, лиса) действуют как люди. Басня открывается высказыванием автора: "И птицы держатся людского ремесла". Далее рассказывается история о вороне, раздобывшей кусок сыра и собирающейся его съесть на дубу. Лиса, оказавшаяся неподалеку, захотела получить сыр, и ради этого начала расхваливать Ворону и уговаривать её спеть. Поддавшись на лесть, ворона открыла рот, выронила сыр, а Лиса получила обед.

Ворона символизирует наивного, легкомысленного (это очень характерно для нашего языка - вспомним фразеологизмы "проворонить" и "считать ворон") и тщеславного человека, Лисица - жадного, алчного, льстивого и хитрого.

Характеры Вороны и Лисы Сумароков раскрывает через их речь, мысли и действия. Лисица льстит Вороне, используя метафоры ("И попугай ничто перед тобой, душа, // Прекраснее стократ твои павлиньих перья!", "О, если бы еще умела ты и петь, // Так не было б тебе подобной птицы в мире!"), деминутивы ("дружок", "Воронушка", "сестрица", "ноженьки", "носок", "светик"), фразеологизм ("Я дам Вороне сок"-в современном смысле "выжать сок", здесь означает "Сейчас она у меня узнает хорошую жизнь": так, Сумароков вводит здесь прием иронии), риторические восклицания ("Я дам Вороне сок!", "Дружок, Воронушка, названая сестрица!", "Прекрасная ты птица!", "Какие ноженьки, какой носок, // И можно то сказать тебе без лицемерья, // Что паче всех ты мер, мой светик, хороша!", "Так не было б тебе подобной птицы в мире!"), словом, применяет все свое красноречие.

Лисица сравнивает Ворону с попугаем и павлином, и та принимает такое сравнение за похвалу. Однако Лисица явно иронизирует. Попугай – символ имитации, повторения без понимания. А павлин в российском сознании стал символом надменности и спеси. Выражение «распустил хвост, как павлин» приобрело значение не только ухаживания, но и тщеславия, напускной гордости. Ворона же смысл этого сравнения не понимает. Это свидетельствует о ее глупости и наивности. Итак, порицания со стороны читателя достойны как Ворона, так и Лисица.

В басне "Ворона и Лиса" встречаются книжная лексика ("прекрасная", "паче всех мер", "прекраснее стократ", "ничто перед тобой", "подобной") и народно-поэтическая ("дружок", "названая сестрица", "светик").
Рифмовка в басне "Ворона и Лиса" парная и перекрестная, мужская и женская рифмы чередуются; стихотворный размер - ямб.
После Сумарокова к этому сюжету также обращались Тредиаковский и Крылов.

Нет в русской литературе более наглядного примера, насколько приятной бывает лесть и как сильно можно пострадать, если ей поверить, чем басня Ворона и лисица Ивана Андреевича Крылова. Предлагаем вам с ней сейчас ознакомиться.

Басня Ворона и лисица читать

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, –
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
“Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!”
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, –
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

Мораль басни Ворона и лисица

Мораль басни Ворона и лисица открывается юному читателю еще до момента знакомства с сюжетной линией – в первых трех строчках: лесть – оружие слабых, но победить с ее помощью можно даже над самым сильным, ведь «в сердце льстец всегда отыщет уголок». Именно в этом заключается главная мысль басни.

Анализ басни Ворона и лисица

Иван Андреевич Крылов – великий баснописец. И пусть сюжеты его басен в большинстве своем заимствованы у Эзопа и Лессинга, так умело адаптировать их к реальной жизни русского человека, его порокам и слабостям, мог только Крылов.

Басня Ворона и лисица не исключение! Как ярко и эмоционально автор описывает, казалось бы, простую ситуацию: на ветке дерева сидит ворона с сыром, мимо пробегает лисица и, учуяв запах «лакомства», понимает, что просто отнять сыр у вороны она не сможет, так как та находится довольно высоко, плутовка решается на хитрость, всячески нахваливая чернокрылую птицу, она добивается того, что та выпускает сыр со своего клюва, и он достается лисе.

Особое внимание при этом Крылов уделяет описанию того, какие откровенно «лживые» комплименты говорит вороне лисица и как птица «ведется» на эту надуманную похвалу. Тем самым он насмехается над теми, кто слепо верит чужим словам, не соотнося их с реальностью, осуждает тех, кто добивается победы обманом и лестью, и предостерегает всех нас от ошибок, совершенных обоими персонажами.

Крылатые выражения из басни

  • «Ворона каркнула во все воронье горло» (равнозначно «очень старалась»);
  • «Спой, светик, не стыдись!» (нередко используется как шуточный лестный аргумент в приглашении проявить вокальные данные);
  • «Вороне где-то бог послал кусочек сыру…» (сегодня данную фразу можно встретить в речи в значении посчастливилось найти).

Вспомните, какие черты характера традиционно приписываются лисе. Похожа ли басенная лиса на лису из русских народных сказок? Объясните свой ответ. Как двигается лиса? Как говорит? Какое качество воплощает в себе эта героиня?

Что такое «льстец»?

Расскажите о характере Вороны, опираясь на текст басни. Похожа ли она на тот образ, который нарисовала Лиса? Почему же Ворона поверила?

Найдите мораль этой басни. Почему лесть «гнусна, вредна»? Почему «в сердце льстец всегда отыщет уголок»?

Работа с рабочей тетрадью. Сравните басню Крылова с басней Эзопа. (Рабочая тетрадь. Часть 2. Раздел «Творчество И.А.Крылова», задание I):

Ворон и лисица

Далось Ворону раздобыться куском сыру, взлетел он на дерево, уселся там и попался на глаза Лисице. Задумала она перехитрить Ворона и говорит: «Что за статный молодец ты, Ворон! И цвет-то твоих перьев самый царственный! Будь только у тебя голос – быть тебе владыкой всех пернатых!» Так говорила плутовка. Попался Ворон на удочку. Решился он доказать, что у него есть голос, каркнул он во все воронье горло и выронил сыр. Подняла Лисица свою добычу и горит: «Голос, Ворон, у тебя есть, а ума-то не бывало».

Не верь врагам – проку не выйдет.

Сравни главных героев:

Каким традиционно изображается ворон в русских сказках? А каков он у Эзопа?

Что общего у лисы Эзопа и Лисы Крылова? В чем разница? В какой из басен героиня ярче? Почему?

Сопоставьте мораль басни Крылова и басни Эзопа.

Чем отличается язык Крылова от языка басни Эзопа?

Найдите в басне И.А.Крылова выражения, которые перекочевали в нашу обыденную речь как афоризмы.

Почему басня Крылова более популярна в России, чем басня Эзопа?

Чтение и анализ басни «Свинья под Дубом».

Сколько действующих лиц в басне?

Почему героев басни мы называем «действующими лицами»?

Как раскрываются характеры героев в драме?

Какие слова характеризуют свинью? (просторечная лексика, нарочитая грубость выражений).

Что можно сказать о характерах Дуба и Ворона? Чем Ворон Крылова отличается от Ворона Эзопа?

Какие человеческие качества высмеиваются в басне «Свинья под Дубом»? Кто такой «невежда»?

Обе басни высмеивают человеческие пороки. Одинаков ли смех? Какую басню можно назвать сатирической, какую юмористической? Почему автор смеется по-разному над разными явлениями?

Басня и сказка. Элементы драмы в баснях Крылова.

Заполните таблицу:

Черты сказок о животных Черты драматического произведения

Что делает басню одним из популярных жанров русской литературы?


Домашнее задание.

1. Выучить наизусть одну из басен «Лебедь, Рак и Щука», «Демьянова уха», «Слон и Моська». Ответить на вопросы по содержанию произведения. Охарактеризовать героев басен, сюжет, объяснить мораль басни.

2. Выписать из басен Крылова выражения, которые используются в современном языке как поговорки.

Царева Елена Николаевна,

сош №76, г.Ярославль

И.А.Крылов. Жанр басни в творчестве И.А.Крылова.

Басня «Свинья под дубом», «Ворона и Лисица».

Ход урока

1. Слово учителя. Работа с эпиграфом к уроку («Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, в те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались крылатые крыловские слова». М.Исаковский).

Согласны ли вы со словами Исаковского?

Почему крыловские слова названы «крылатыми»?

2. Проверка знания учащимися басен И.Крылова .

Узнайте басню по морали:

Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды. («Свинья под дубом»).

Ай, Моська! Знать она сильна,

Что лает на Слона! («Слон и Моська»)

Случается нередко нам

И труд, и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться. («Ларчик»)

Продолжите крылатые слова:

Ты все пела? Это дело…(Так поди же попляши)

А вы друзья, как ни садитесь…(Все в музыканты не годитесь).

3. Работа с учебником. Слово о Крылове.

Знакомство с биографией Крылова: статья учебника.

4. Беседа. Вопросы для проверки усвоения материала:

Когда, где и в какой семье родился Крылов?

Каким был первый литературный опыт Крылова?

В каких видах творческой деятельности Крылов проявил себя?

Как вы думаете, каким образом талант драматурга помог Крылову в создании басен?

4. Коллективная работа. Жанр басни в творчестве Крылова.

Что такое басня?

Работаем с определением басни (статья учебника) и составляем опорный конспект.

5. Сообщение учителя «Басенное творчество Крылова».

Что такое мораль басни?

Выводы: в баснях Крылова воедино слились речь поэтическая и разговорная; по форме басни очень близки к драматургическому произведению. Особенность басен Крылова – новизна образа рассказчика, его умение смеяться вместе с персонажами, смотреть на жизнь их глазами. Басни Крылова – отражение мудрости народа, его житейской философии.

6. Анализ басни «Свинья под дубом»:

чтение басни учителем;

по каким жанровым признакам мы можем определить, что перед нами басня?

Какой описывает Крылов Свинью?

Опишите, как вы представляете себе других персонажей басни?

Почему она названа невеждой? В чем разница в значении слов «невежа» и «невежда»?

В каких строчках заключена мораль басни? В каких жизненных ситуациях можно использовать эти строчки?

Ответьте на вопрос №3 с. 12 учебника.

7. Работа с учебником . Что такое аллегория?

Какое явление жизни аллегорически описывает басня?

Если бы вы рисовали иллюстрацию к этой басне, то чтобы вы изобразили?

(Этот вопрос помогает четко уяснить, кто из персонажей выступает на сцену в той или иной ситуации). Эта работа подготовит чтение по ролям.

Чтение басни по ролям.

8. Анализ басни «Ворона и Лисица». Осмеяние пороков: жадности, хитрости, глупости.

Басню читает учитель.

Кто главные герои басни?

В каких строчках заключена мораль басни?

Как вы понимаете слово лесть? В чем заключается лесть Лисицы?

Ответьте на вопросы учебника.

Выразительное чтение и чтение по ролям басни. Инсценирование басни.

Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение наизусть одной из басен.

Щегловская Тамара Николаевна,

учитель русского языка и литературы

гимназия №1 г.Углич

Басни И.А.Крылова

Ход урока

1. Слово учителя.

2. Беседа.

Еще в начальной школе вы познакомились с творчеством замечательного русского баснописца И.А.Крылова. Назовите басни Крылова, которые вы читали или учили наизусть («Квартет», «Ворона и Лисица», «Мартышка и очки», «Волк и Ягненок» и т.д.).

Вспомните, что такое басня? (Небольшой нравоучительный рассказ.)

Какой прием характерен для басен? Почему в баснях часто действуют животные, а не люди? (В баснях часто применяется прием иносказания, аллегории. Рассказывается о животных, а имеются в виду люди.)

С какой целью пишут басни? Чего обычно добивается автор-баснописец? (Обычно баснописец стремится высмеять пороки людей: глупость, жадность, лживость.)

Этой благородной цели – истреблению лжи, алчности, жесткости – посвятил часть своей жизни и И.А.Крылов. Прочитаем статью о нем в учебнике, попробуем понять, какой это был человек (учащиеся читают вслух статьи учебника об И.А. Крылове).

Жанр басни существовал за много веков до жизни Крылова. Еще древние греки Эзоп и Федр прославили себя в истории мировой литературы именно баснями. Знаменитый французский автор Лафонтен был баснописцем. Да и в русской литературе басня появилась еще в середине XVIII века. Знаменитый сюжет о вороне и лисице разрабатывали такие известные русские поэты, как Тредиаковский, Сумароков. Послушайте, как звучала басня Тредиаковского «Ворона и Лисица» (1752):

Ворон, похвалой надмен, мня себя пристойну,

Начал, сколько громче, каркать и кричать.

Чтоб похвал последнюю получить себе печать.

Но тем самым из его носа растворенна

Выпал на землю тот сыр.

Сравните эти тяжеловесные строки с легкой, разговорной речью И.А.Крылова:

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло,

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло, -

Сыр выпал…

Именно язык сделал басни И.А. Крылова явлением в русской литературе.

3. Прочтем басни, предложенные в учебнике, и подумаем, какие пороки высмеивает автор, рассказывая о поведении своих «героев».

Учащиеся вслух читают басни Крылова. Можно использовать фонохрестоматию («Свинья под дубом» - глупость и невежество, «Пустынник и медведь» - грубую, неуклюжую силу, «Лебедь, Рак и Щука» - упрямство, неспособность договариваться и т.д.).

Вывод: б лагодаря творчеству И.А.Крылова жанр басни стал одним из самых популярных в русской литературе XIX века. Это был жанр сатирической поэзии, т.е. поэзии, обличающей несправедливости и недостатка людей.

4. Домашнее задание: выучить значение терминов, связанных с творчеством баснописцев (аллегория, мораль, «эзопов язык» и т.д.); подготовить выразительное чтение басни.

Бородинова Любовь Михайловна,

учитель русского языка и литературы

Сретенская сош Рыбинский район

Басня - это повествование небольшого размера, написанное чаще всего в сатирическом стиле и несущее определенную смысловую нагрузку. В современном мире, когда пороки зачастую восхваляются, а добродетели, наоборот, не в чести, такой вид творчества приобретает особую актуальность и является наиболее ценным. Иван Андреевич Крылов - один из выдающихся авторов, работающих в данном жанре.

Басня «Ворона и Лисица»

Крылова всегда выгодно отличало от других баснописцев то, что он умеет буквально в этих же 20-50 строчках раскрыть по-настоящему драматический сюжет. Герои его произведений представляются читателю живыми, их характеры запоминаются надолго.

Басня «Ворона и Лисица» Крылова была впервые напечатана в литературном журнале «Драматический вестник» в 1908 году. Однако сюжет, взятый за ее основу, известен с давних времен. Глупая ворона и льстивая лисица то и дело появляются в литературе у различных народов. Во всех подобных произведениях прослеживается одна и та же мораль, показывающая всю низость лести и недалекий ум человека, который ее ценит. Басня «Ворона и Лисица» Крылова выгодно отличается как раз тем, что в ней порицается не сам льстец, а тот, кто верит его словам. Именно поэтому Ворона лишается всего, тогда как Лисица заработала свой «кусочек сыра».

Басни Эзопа и Лессинга

Как уже отмечалось выше, поучительную историю про чернокрылую птицу и рыжехвостую плутовку новой не назовешь. До Крылова ее использовало множество авторов, но самыми известными из них являются двое - это Эзоп и Лессинг.

Эзоп, живший в VI-V веке до нашей эры, считал, что его басня «Ворон и Лисица» применима к «человеку неразумному». Даже его лиса, в отличие от крыловской, не сразу убегает, а сначала насмехается над потерявшей пищу птицей. Еще одно несущественное отличие двух произведений заключается в гастрономических пристрастиях вороны. Слова басни «Ворона и Лисица» Крылова: «Вороне где-то бог послал кусочек сыру». У Эзопа же Ворону бог сыра не посылал, а птица сама украла у кого-то кусок мяса.

Лессинг, являющийся современником Крылова, пошел немного дальше Эзопа и отравил украденное птицей мясо. Таким образом, он хотел наказать лисицу, которая в итоге умирает страшной смертью, за ее подхалимство и лесть.

Национальная самобытность И. А. Крылова

Многие исследователи творчества Крылова, проведя анализ басни «Ворона и Лисица», отмечают то, как удачно ему удалось отразить характеры, типичные для описываемой эпохи. Эта черта, несмотря на всю их сказочность, характерна и для других его произведений. По этой причине Ивана Андреевича называют отцом русского реализма.

Простой и очень понятный сюжет басен уже много поколений не теряет своей актуальности. Это связано с тем, что Крылов брал за основу своего творчества главные пороки и слабости человека, а они остались такими же, как и у его современников.

Живой русский язык, которым написаны все басни Ивана Андреевича, лишен чрезмерной утонченности. Он понятен всем без исключения. Для того чтобы читатель лучше усвоил урок, заключенный в басне, в конце произведения автор всегда приводит ее мораль. Одним из немногих исключений является басня «Ворона и Лисица». Крылова в ней больше интересует процесс того, как Ворона под действием лести начинает чувствовать свою значимость и превосходство.

Заключение

Богатое наследство, которое оставил Иван Андреевич Крылов, будет всегда оставаться национальным достоянием духовной России. Его басни по праву входят в золотой литературный фонд нашей страны и изучаются в школьной программе. Пока есть такие произведения, есть и надежда на то, что люди смогут избавиться от пороков и возвыситься над материальной составляющей жизни.






Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: осмысление художественных особенностей басни.

Задачи урока:

  • определение жанра басни, работа с литературоведческим материалом;
  • развитие умений выразительного чтения и анализа художественное произведение;
  • воспитание нравственности.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Оборудование: мультимедийная система, выставка книг И. Крылова, портрет.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

II. Предварительная беседа.

Работа с эпиграфом

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
(П.Вяземский)

Прочитайте строки П. Вяземского. Как вы думаете, о ком он написал?

Почему так решили?

Какие басни И.А. Крылова вам известны?

III. Объяснение нового материала.

Рассказ о баснописце

Отец Крылова был произведён в офицеры после тринадцатилетней солдатской службы, рано умер, оставив среди прочего в наследство сыну сундучок с книгами. Они-то первое время и удовлетворяли ту любовь к чтению, что овладела будущим баснописцем ещё в подростковом возрасте.

А вот материальные потребности книги, естественно, удовлетворить не могли. Так что одиннадцатилетнему Крылову ежеутренне приходилось отправляться не в гимназию, а в тверской губернский суд, чтобы очинивать гусиные перья, переписывать бумаги, разносить пакеты и так далее, то есть исполнять обязанности подканцеляриста. Не повезло с начальником: резкий, невежественный человек, он мог и поднять руку на подростка.

Но именно в это время судьба наградила мальчика тем, что на протяжении всей его жизни больше всего будет согревать его существование. Однажды на торговой площади в толпе простого народа ему вдруг “пробило ухо”, и он открыл для себя, какое это чудо - русская речь. И с тех пор главное удовольствие его заключалось в том, чтобы, растворившись в гуще народа, вслушиваться и вслушиваться в неё, впитывая в себя всё наиболее яркое и меткое: слова, обороты, пословицы, шутки.

Следует заметить, что Крылов от природы вообще был весьма талантливым человеком. И что самое главное - большинство из этих своих талантов умудрился не закопать в землю. Так что тот, кто видел его карандашные наброски, вынужден был признать поразительное сходство рисунка с оригиналом. Музыканты находили очень своеобразной манеру его игры на скрипке. Актёры восхищались даром чудесного перевоплощения при чтении басен. В дополнение ко всему Крылов долго изучал, казалось бы, совсем не нужную ему математику - “просто так”, “из интереса”. А в довершение ко всему в пятьдесят лет овладел “мёртвым” древнегреческим языком. Ему, видите ли, захотелось читать в подлиннике Эзопа!

Но всё же главным увлечением и главной любовью всей жизни Крылова был родной, русский язык, для развития которого он сделал так много. И конечно - литература, которая позволила над улучшением этого языка работать. С тех самых пор, когда, уговорив мать переехать из Твери в Петербург, тринадцатилетним подростком он начал пробовать себя в сочинении стихов, пьесок, переводах басен.

Далеко не сразу отыскал Крылов этот “свой” род литературы. Дебют его как баснописца пришёлся на 1806 год (в 37 лет!). Вышло, однако, как в известной пословице “Русский долго запрягает, да быстро ездит”: слава нового баснописца росла подобно снежному кому.

Как вы думаете, почему именно баснями прославился И.А. Крылов?

А чем басня отличается от рассказа или стихотворения?

Работа с литературоведческими терминами

Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.

Мораль – начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

Аллегория – иносказательное изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет.

IV. Чтение и анализ басни “Ворона и Лисица”

Понравилась вам эта басня?

Кто герои басни? Опишите их.

Почему слова “Ворона”, “Лисица” Крылов написал с прописной буквы как имена собственные?

Найдите в тексте басни слова, которые характеризуют героев.

Как вы представляете себе этих героев?

Кто из героев басни кажется вам смешным и глупым, а кто может вызвать даже симпатию?

Найдите в басне Крылова слова и выражения, особенности природы, на основании которых можно сказать, что эта басня русская.

Какие качества человека иносказательно изображаются и высмеиваются в басни?

В каких словах выражена мораль (нравоучение) басен?

Какова цель басни?

Словарно-лексическая работа

  • Гнусный - омерзительный, внушающий отвращение.
  • Взгромоздиться - взобраться и устроиться с трудом на чём-либо высоком.
  • Пленить - покорить чем-либо, очаровать.
  • Ангельский - нежный, кроткий, добрый.
  • Вещуньина - принадлежащая вещунье. Вещунья - предсказательница. В народных сказках ворон изображают иногда как вещих птиц, предсказывающих недоброе.
  • Зоб - расширенная часть пищевода птиц.
  • Царь-птица - лучшая, главная среди всех птиц.

Художественные особенности басни

Определите стихотворный размер, которым написана басня “Ворона и Лисица”.

Мы отметили народность басен Крылова, мастерское использование пословиц, поговорок.

Многие строки из басен И.А. Крылова стали крылатыми словами или афоризмами.

Как вы понимаете выражение “крылатые слова”?

Крылатые слова - меткие выражения, часто краткие цитаты и афоризмы, получившие широкое распространение в живой речи

Какие слова, выражения из этой басни стали крылатыми?

V. Работа с иллюстрациями художников. (Слайды презентации)

Как изображены герои басни на иллюстрации Е. Рачева?

Рассмотрите иллюстрации В.А. Серова к басне И.А. Крылова "Ворона и Лисица".

VI. Инсценировка басни.

VII. Итог урока.

  • С каким автором мы познакомились?
  • Чем он запомнился?
  • Что такое басня, мораль, аллегория? Приведите примеры из басни “Ворона и Лисица”.

VIII. Домашнее задание.

Выучить басню наизусть, нарисовать иллюстрацию к басне.

Список использованной литературы

  1. Бабинский, М. Басни И.А. Крылова в школе: традиции изучения и новые возможности [Электронный ресурс] / М. Бабинский // Литература: газ. Изд. дома “Первое сент.”. – 2003. - № 37. – Режим доступа: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200303703
  2. Демиденко, Е. “Уж сколько раз твердили миру”: Цикл уроков, посвященных жанру басни. 6-й класс [Электронный ресурс] / Е. Демиденко // Литература: газ. Изд. дома “Первое сент.”. – 2003. - № 47. – Режим доступа: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200304706
  3. Калганова, Т. Анализ басен И.А. Крылова в 5 классе [Электронный ресурс] / Т. Калганова // Литература: газ. Изд. дома “Первое сент.”. – 2006. - № 1. – Режим доступа: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200600106
  4. Коровин, В. Внутри человеческой морали / В. Коровин // Я иду на урок литературы: 5 класс: Книга для учителя. – М., Издательство “первое сентября”, 2001. – с. 112 - 119.
  5. Машевский, А. Парадоксы Крылова [Электронный ресурс] / А. Машевский // Литература: газ. Изд. дома “Первое сент.”. – 2001. - № 19. – Режим доступа: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200101905
  6. Шкапова, О. Исторический путь басни. Заключительный урок-игра для учащихся 5-6-х классов [Электронный ресурс] / О. Шкапова // Литература: газ. Изд. дома “Первое сент.”. – 2003. - № 47. – Режим доступа: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200304707