викарий: биография . Епископ Дмитровский Феофилакт совершил Божественную литургию в храме Казанской иконы Божией Матери – Патриаршем подворье в Теплом Стане Обретение Иконы Казанской Божьей Матери

Православный календарь

Проповедь

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сёстры, переживая события настоящей недели, мы с вами можем погрузиться в то состояние души, которые предполагает необходимость для христианина хоть в малой степени приобщиться к событию, имеющему отношение к подвигу Бога ради людей.

Путь Любви предполагает готовность человека учиться самому сложному искусству, мастерство в котором показал Сам Господь, придя на землю, умалив Себя до человеческого тела, облекшись плотью и затем отдав её на распятие за грехи человеческие, являя пример великого смирения. В этом самоуничижении Господнем перед нами открывается удивительная глубина Его милосердия и готовность показать, как много существует путей в Небесное Царство.

Своими пречистыми руками Он умывает ноги ученикам, людям невысокой профессии, Его последователям, призванным к апостольскому служению. Призывая их с Собою на особый пир, на трапезу, где совершается первая Евхаристия, Он, сетуя, но любя ученика, Его предающего, до последнего мгновения желает его спасти, однако душа, которая отошла от Бога, с трудом возвращается к своему Спасителю. Здесь трагедия ученика, который в скорости являет пример отчаяния, доводящего до самоубийства. Далее мы с вами видим пример апостола Петра, который утверждает, что не отречётся, но затем совершает именно это. И каждый из нас в своей жизни, к сожалению, повторяет его путь, устами высказывая одно, а делами являя другое. Затем в Гефсиманском саду звучит молитва. Господь трижды призывает учеников к совместному молению, но апостолы спят… А Спаситель просит Отца даровать Ему ту милость, которую Он должен понести.

Нужно понимать, что нам только отчасти открывается то, что мы можем вместить, лишь часть той боли и страдания. Речь идёт о диалоге Господа внутри Себя Самого. Ведь Спаситель обращается к Богу Отцу, Который находится в Нём. Это одна из глубочайших тайн богословия, когда речь идёт о Святой Троице. Но вместе с тем эти слова являют нам пример того, что мы должны совершать в ситуациях особого напряжения и испытаний: должны звать Бога в помощь, добавляя вместе с тем: «Да будет воля Твоя!».

Затем мы слышим о предательстве, которое совершает ученик, лобызая Христа в Гефсиманском саду. Для чего это было нужно? Это был знак. Дело в том, что после Причастия апостолы преобразились и стали настолько похожи на Спасителя, что трудно было определить, кто же среди этих людей их Учитель. Апостол Иуда показывает на Иисуса, и Его арестовывают. И здесь явлена милость, когда Господь просит убрать нож, говоря о том, что погибнет тот, кто пришёл с ножом или с мечом. Здесь обозначена и внешняя, и внутренняя составляющая жизни христианина, предполагающая в качестве оружия молитву, смирение и готовность пожертвовать собой. Перед нами открывается удивительная дверь, трудная для прохождения, но единственно возможная для спасения нашей души.

Будем стараться, дорогие братья и сёстры, быть внимательными к словам настолько, насколько это возможно в нашей жизни. Будем учиться искусству следования за Христом в готовности начать с малого, в решимости явить свои усилия в несении своего креста. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев

Епископ Дмитровский Феофилакт

Епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Юго-Западным викариатством города Москвы

Страна: Россия

Биография:

Родился 30 апреля 1949 г. в Смоленской области. По окончании средней школы служил в Вооруженных силах.

В 1975 г. окончил Московский государственный историко-архивный институт и до 1978 г. работал старшим научным сотрудником Государственного архива Московской области.

В 1975-1990 гг. – сотрудник Издательского отдела Московской Патриархии, редактор отделов «Проповедь», «Богословского отдела», заведующий отделом «Церковная жизнь». В составе научно-исследовательской группы по изданию богослужебных книг в 1975-1990 гг. участвовал в издании Настольной книги священнослужителя (тт. 2, 3), Миней «Сентябрь-Август» (тт. 1-12), других серийных и непериодических изданий. Авторские церковно-исторические статьи, исследования и проповеди опубликованы в «Журнале Московской Патриархии», «Богословских трудах» и других отечественных и зарубежных православных изданиях.

В 1978-1980 гг. обучался в Московской духовной семинарии, в 1980-1984 гг. – в Московской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия (работа «Святитель Иов, первый Патриарх Русской Церкви»).

28 августа 1983 г. рукоположен в сан иеромонаха в Покровском храме Московской духовной академии.

В 1984-1989 гг. – преподаватель Московских духовных школ на кафедрах Истории Русской Церкви и Священного Писания Нового Завета. Одновременно нес послушания заведующего библиотекой МДА и помощника инспектора.

В 1989-1990 гг. в связи с открытием Киевской духовной семинарии был направлен в КДС для организации учебного процесса в должности ученого секретаря, заведующего канцелярией и преподавателя.

В сентябре 1990 г. завершил послушание в Киеве и был зачислен в число братии Троице-Сергиевой лавры. 14 декабря 1991 г. назначен настоятелем возвращенного Церкви и требующего восстановления Гефсиманского Черниговского скита.

За десять лет скит был возрожден из руин. Осуществлены реставрационно-строительные работы: восстановлены полуразрушенные соборный храм (освящены в 1998 г. центральный алтарь и два придела) и колокольня с двумя алтарями, монастырские стены и башни, братский двухэтажный корпус, дом старца Варнавы, построена и расписана братская трапезная, возрождены пещеры (произведен отвод воды из нижнего пещерного храма), облагорожен монастырский некрополь, построена часовня над источником. В 1995 г. состоялась канонизация преподобного старца Варнавы Гефсиманского (†1906). Были составлены житие, служба и акафист этому святому, написана икона.

Хиротонисан 20 апреля 2002 г., в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужение возглавил Святейший Патриарх Алексий II.

За время служения епископа Феофилакта на Брянской земле: открыты 6 монастырей, возвращены Русской Православной Церкви, отреставрированы и построены десятки храмов и часовен; в 2003 г. Трубчевские пастырские курсы преобразованы в Брянское духовное училище, в котором было принято обучение по программе семинарии; в 2006 г. образовано Брянское епархиальное женское училище; действовало 86 воскресных школ, в которых обучалось около 900 человек; в переданном епархии в 2003 г. и восстановленном двухэтажном здании, расположенном в Брянском кремле, размещено Брянское епархиальное управление, расписан и освящен епархиальный храм Похвалы Пресвятой Богородицы; в переданном епархии в 2011 г. трехэтажном здании бывшего профтехучилища, также расположенном на территории кремля, был начат капитальный ремонт и разместилось Брянское духовное училище.

В 2006 г. Брянской епархией заключено соглашение с администрацией и департаментом образования области о преподавании в 702 школах области и епархии предмета «Основы православной культуры», в Брянском государственном университете по предложению епископа Феофилакта образован теологический факультет. Подписаны соглашения о сотрудничестве с областными управлениями культуры, внутренних дел, МЧС и здравоохранения. Епископ Феофилакт был членом Общественного совета Брянской области, Общественного совета при УВД, сопредседателем рабочей комиссии по возрождению Брянского кремля.

По инициативе владыки в 2003 г. было установлено празднование Собора Брянских святых, составлены служба и акафист, написана икона; проведены исторические исследования о святых и святынях Брянской земли, один из приделов кафедрального собора подготовлен для освящения в честь этого праздника, второй придел – для освящения в честь Собора Всех русских святых. Построен и освящен деревянный храм Новомучеников и исповедников Брянских. При епархиальном управлении учреждены отделы: агиологии, отечественной культуры, информационно-издательский, миссионерского служения, социального служения и благотворительности, взаимодействия с органами исполнения наказаний, Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, казачеством, медицинскими учреждениями и другие. В 2007 г. в епархии установлены поклонные кресты на местах, где некогда стояли православные храмы и монастыри, а также в память о упокоении всех пострадавших православных христиан. У въезда в Брянск поставлен памятный крест. Созданы новые благочиннические округа, образован епархиальный суд. Зарегистрированы десятки новых церковных общин, юридически оформлены полуразрушенные храмы в составе Брянской епархии. Под эгидой епархии проводились Брянские Рождественские чтения, выставки, концерты к праздникам Рождества Христова, Пасхи и Собора Брянских святых, творческие вечера.

Одним из главных направлений жизни епархии было возрождение Брянского Свято-Троицкого кафедрального собора, разрушенного в начале 1960-х гг. Епископ Феофилакт руководил строительством собора, в 2007-2011 гг. был председателем правления Брянского регионального общественного фонда «Брянский кафедральный собор». Основные работы были завершены в декабре 2011 г. Собор освящен Святейшим Патриархом Кириллом 1 июля 2012 г.

В 2008-2009 гг. принимал участие в заседаниях зимней сессии Священного Синода, а также в Архиерейском и Поместном Соборах.

Решением Священного Синода от 28 декабря 2011 г. (журнал № 171) назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, с освобождением от управления Брянской епархией.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 16 марта 2013 г. назначен управляющим Юго-западным викариатством г. Москвы.

Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. (журнал № 90) назначен наместником Андреевского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 10 февраля 2014 г. назначен исполнительным директором Синодальной библиотеки Московского Патриархата.

Член Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством.

Образование:

1975 г. – Московский государственный историко-архивный институт.

1980 г. – Московская духовная семинария.

1984 г. – Московская духовная академия (кандидат богословия).

Место работы: Андреевский ставропигиальный мужской монастырь (Наместник)

Место работы: Синодальная библиотека Московского Патриархата (Исполнительный директор)

Научные труды, публикации:

  • Моисеев Н. Преподобный Иоасаф Каменский // ЖМП. 1978. № 9.
  • Моисеев Н. Празднование в Твери. Собор Тверских Святых // ЖМП. 1979. № 7.
  • Моисеев Н. 600 лет победы на Куликовом поле: библиография / Богословские труды. М., 1981. № 22. С. 178-237.
  • Феофилакт (Моисеев), иеромонах. Рождественские поздравления Святейшего Патриарха Пимена: в Троице-Сергиевой лавре // ЖМП. 1984. № 3. С. 11-12.
  • Феофилакт (Моисеев), игумен, преподаватель МДА. Слово в день 300-летия Московской духовной академии // ЖМП. 1986. № 3. С. 30-31.
  • Феофилакт (Моисеев), игумен, заведующий Библиотекой МДА. Библиотека Московской духовной академии (исторический очерк) [библ. 13] / Богословские труды. М., 1986. (Юбилейный сборник).
  • Феофилакт (Моисеев), игумен, преподаватель МДА. Московская духовная академия и Троице-Сергиева лавра (книжность и просвещение) [библ. 18] / Богословские труды. М., 1989. № 29. С. 254-259.
  • Феофилакт (Моисеев), игумен, преподаватель МДА. Благоверный князь Димитрий Донской (к 600-летию со дня блаженной кончины (1389-1989) // ЖМП. 1989. № 3. С. 61-64.
  • Феофилакт (Моисеев), игумен. Празднование собора Всех святых, в земле Российской просиявших // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего экзархата. 1988. № 116.
  • Феофилакт (Моисеев), игумен, преподаватель МДА. Благоверный князь Димитрий Донской // ЖМП. 1989. № 4.
  • Феофилакт (Моисеев), игумен. Слово в неделю о Страшном суде // ЖМП. 1990. № 2. С. 79-80.
  • Феофилакт (Моисеев), архимандрит. Святитель Иов – первый Русский Патриарх. – Тверь, 1996. 112 с.
  • Брянские епархиальные ведомости. 2003-2011. Идея и общая редакция.
  • Брянский православный календарь на 2005-2012 годы. Идея и общая редакция.
  • Краткая история Брянской епархии. – Брянск, 2009. Идея и общая редакция.
  • Монастыри и храмы Брянской епархии. – Брянск, 2005-2010 гг. Идея и общая редакция.
  • Архипастыри Брянской епархии. – Брянск, 2010. Идея и общая редакция.
  • Брянский кафедральный собор Святой Живоначальной Троицы. – Троице-Сергиева лавра, 2012.

Награды:

Церковные:

  • 2012 г. – орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.;
  • 2009 г. – орден прп. Сергия Радонежского I ст.;
  • 2008 г. – орден прп. Сергия Радонежского II ст.

(Димитровское) викариатство Московской епархии РПЦ, учреждено 17 мая 1788 г., до 1917 г. считалось старшим (1-м) из московских викариатств. До сер. XVIII в. Дмитровская десятина последовательно входила в состав Митрополичьей, Патриаршей и Синодальной областей. На территории десятины числилось в 1628 г. 43 храма, в 1657 г.- 71, в 1690 г.- 133, в 1724 г.- 131 храм. По указу имп. Елизаветы Петровны от 1 сент. 1742 г. об открытии Московской и Владимирской епархии (см. Московская и Коломенская епархия) Дмитровская десятина со 130 церквами вошла в ее состав. Указом от 18 июня 1744 г. из Московской епархии были выделены Владимирская и Арзамасская, Костромская и Галицкая, Переславская и Дмитровская кафедры. По окладным книгам Синодального Казенного приказа 1753 г. в Дмитровской десятине Переславской епархии числилось 111 церквей, в Нерльской (Троицкой) десятине Дмитровского у.- 17 церквей и 3 храма в Медведевой Рождественской пуст., приписной к московскому в честь Донской иконы Божией Матери монастырю. К 1764 г. в Дмитровской десятине насчитывалось 143 церкви, в 1787 г. в Дмитрове действовали собор и 7 приходских церквей, в Дмитровском у.- 68 храмов.

Во исполнение имп. указа от 6 мая 1788 г. о приведении в соответствие границ епархий и губерний Переславская и Дмитровская епархия была упразднена. Часть ее приходов, в т. ч. в Дмитровском у., отошла Московской и Калужской епархии, территория к-рой резко увеличилась. Для лучшей организации епархиального управления указом Синода от 17 мая 1788 г. было учреждено Д. в. В обязанности викарного епископа, которому не полагались кафедральный собор и консистория, входило исполнение текущих адм. дел, определявшихся Московским митрополитом. Дмитровскому епископу было назначено жалованье в 1 тыс. р. в год, ризничное имущество выделялось из митрополичьей ризницы. По утвержденному митрополитом указу Московской консистории, в обязанности Дмитровского викария входило управление духовенством церквей и монастырей следующих городов с уездами Московской губ.: Дмитрова, с 23 февр. 1789 г. Клина, Волоколамска и Рузы, с 13 июля 1790 г. Звенигорода и Воскресенска, с 18 февр. 1792 г. Можайска. Дмитровский епископ должен был «выслушивать в чтении и пении» желающих получить священно- и церковнослужительские места, рукополагать ставленников и выдавать им от своего имени грамоты; решать дела о наложении взысканий на священно- и церковнослужителей, поступавшие из духовных правлений подведомственных ему территорий, за исключением тех, проступки по которым могли повлечь за собой запрещение в служении или лишение сана. Для канцелярской работы епископу полагался штатный монастырский подьячий. За богослужением имя викария на основании указа Синода от 21 дек. 1775 г. поминалось в храмах подведомственных ему территорий после имени митрополита. 1-м Дмитровским епископом стал Серапион (Александровский) , бывш. архимандрит московского в честь Богоявления мон-ря , хиротонисанный 11 июня 1788 г. в Успенском соборе Московского Кремля. Его резиденция находилась в Богоявленском мон-ре, дополнительные доходы на содержание архиерея были изысканы из штатной суммы упраздненного в том же году Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря .

Изменение границ губерний по указу имп. Павла I от 12 дек. 1796 г. заставило Синод вновь пересмотреть епархиальную структуру. В 1798 г. Синод предложил передать все храмы Калужской губ. в ведение Калужского и Боровского викария Московской епархии с изменением титула митрополита на «Московский и Коломенский». Император с этим не согласился, и в соответствии с его указом от 5 окт. 1798 г. храмы Калужской губ. вошли в состав Д. в. Общее число подведомственных Дмитровскому епископу церквей составило 772 (83 в Дмитровском у., 689 в Калужской губ.). Однако это решение было неэффективным, и в следующем году была образована самостоятельная Калужская епархия (см. Калужская и Боровская епархия), 1-м архиереем которой 16 окт. 1799 г. был назначен Серапион (Александровский).

На Дмитровскую кафедру 25 дек. 1799 г. в Троице-Сергиевой лавре был хиротонисан Серафим (Глаголевский) , бывш. ректор МДА и архим. Заиконоспасского московского в честь Нерукотворного образа Спасителя мон-ря . Его резиденцией стал Саввин Сторожевский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь . Под упр. еп. Серафима состояли храмы Дмитрова, Звенигорода, Клина, Волоколамска, Рузы, Можайска и Вереи с уездами, всего 436 храмов. 4 апр. 1800 г. в его ведение поступили также 101 церковь и 3 монастыря Серпуховского духовного правления упраздненной Коломенской епархии . 29 янв. 1804 г. еп. Серафим был переведен на Вятскую кафедру, 7 февр. того же года в Александро-Невской лавре в С.-Петербурге во епископа Дмитровского был хиротонисан бывший ректор МДА Августин (Виноградский) . Его резиденцией было определено Московское подворье Саввина Сторожевского монастыря. К обязанностям викария добавилось поручение митрополита при возникновении священнических вакансий и претензий на них «неученых церковников» оповещать МДА и Троицкую ДС, предлагая занять место кому-либо из учеников. Еп. Августину было также поручено «смотрение над академиею, чтобы все, особливо учителя и проповедники, должности свои проходили рачительно и исправно». С 13 июня 1811 по 19 февр. 1818 г. архиерей управлял Московской епархией. 30 авг. 1814 г. «за оказание услуги во время вторжения неприятеля в Москву и за успешное приведение духовной части в порядок» Августин был возведен в сан архиепископа, назначен архимандритом Троице-Сергиевой лавры, членом Святейшего Синода и управляющим Московской епархией, с 19 февр. 1818 г. архиепископ Московский и Коломенский. 19 янв. 1819 г. во епископа Дмитровского был хиротонисан архим. московского Высокопетровского мон-ря Лаврентий (Бакшевский). Инструкцией архиеп. Августина еп. Лаврентию поручалось управление церквами и мон-рями, состоявшими в ведомстве Дмитровского, Звенигородского, Клинского, Рузского и Волоколамского духовных правлений.

В сер. XIX в. в обязанности Дмитровского епископа входило принимать прошения на вакантные причетнические места и после экзаменов в чтении и пении посвящать в стихарь или отказывать просителю, определять на вакантные места семинаристов по всей Московской епархии, кроме Москвы, принимать прошения на диаконские места и экзаменовать претендентов, после чего результаты направлялись на утверждение митрополиту. Викарий принимал решения о взысканиях за незначительные проступки духовенства, рассматривал и направлял митрополиту отчетность, поступавшую из духовных правлений и благочинных (определение Московской консистории от 2 дек. 1858). В случае необходимости Дмитровские епископы осуществляли временное управление Московской епархией. В непосредственном ведении Дмитровских викариев состояли 3 мон-ря и 410 церквей в Дмитровском, Звенигородском, Можайском, Верейском, Клинском, Рузском и Волоколамском уездах. Резиденцией архиереев был Саввин Сторожевский мон-рь и его подворье в Москве. Изменения в подведомственности территорий произошли после учреждения в нояб. 1862 г. Можайского вик-ства Московской епархии.

В кон. 50-х - 1-й пол. 80-х гг. XIX в. Дмитровские епископы Леонид (Краснопевков) и Амвросий (Ключарёв) , жившие в Москве, активно способствовали развитию церковной науки и духовно-нравственному просвещению. Еп. Леонид являлся членом мн. образовательных и научных учреждений и об-в: в 1865-1874 гг. он состоял председателем Московского губ. училищного совета, в 1869 г. был избран почетным членом Московского об-ва любителей духовного просвещения, с 1870 г. являлся помощником председателя совета Православного миссионерского общества , с 1874 г.- почетным членом Московского ун-та, с 1875 г.- почетным членом Об-ва древнерус. искусства при Московском публичном музее. Еп. Амвросий был известен в Москве как проповедник, выступал с публичными лекциями на духовно-нравственные темы, основал ж. «Душеполезное чтение» и заведовал его редакцией в 1860-1866 гг., был инициатором создания Об-ва любителей церковного пения (см. ст. Общества церковнопевческие) и стал его 1-м председателем, принимал активное участие в деятельности Православного миссионерского об-ва. В нач. XX в. Дмитровским епископам были подведомственны церкви в Москве Китайского и Ивановского сороков, в т. ч. соборы Казанский и Покрова Пресв. Богородицы , а также мон-ри: московский во имя Алексия, человека Божия , Андроников в честь Нерукотворного образа Спасителя , Богоявленский (резиденция Дмитровских викариев), московский в честь Вознесения Господня в Кремле , московский греческий во имя свт. Николая Чудотворца , московский в честь Зачатия св. Анной Пресв. Богородицы , московский в честь иконы Божией Матери «Знамение» и Покровская община сестер милосердия. Дмитровские архиереи наблюдали за приходами Бронницкого, Дмитровского, Коломенского и Московского уездов Московской губ. В обязанности архиереев входила выдача св. антиминсов и мира для подчиненных храмов, предварительное рассмотрение дел о строительстве, ремонте и освящении храмов, надзор за организацией крестных ходов и сборов пожертвований для церковных нужд, за выдачей пособий беднейшим семьям духовного звания, назначение в приходы псаломщиков, а в монастыри послушников и послушниц, учреждение духовных хоров, об-в хоругвеносцев, утверждение журналов собраний МДС и духовных уч-щ епархии, наблюдение за преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях Москвы и губернии.

Революционные события 1917 г. затронули и Московское епархиальное управление. В связи со сведением с Московской кафедры митр. св. Макария (Невского) был смещен 20 марта 1917 г. Дмитровский еп. Алексий (Кузнецов) , к-рого сменил Иоасаф (Каллистов) , принявший активное участие в удалении на покой митр. Макария; одновременно еп. Иоасаф был назначен временно управляющим Варшавской епархией. 9 апр. еп. Иоасаф обратился к московскому духовенству с призывом не затрагивать в проповедях политических вопросов и осудил деятельность прот. Иоанна Восторгова . 5 мая еп. Иоасаф не утвердил постановление съезда духовенства об упразднении института благочинных, 15 мая принял участие в открытии 1-го епархиального монашеского съезда, 31 мая предложил провести молебен об умирении христиан. В июне-июле 1917 г. участвовал в выборах и поставлении на Московскую кафедру свт. Тихона (впосл. Патриарх Московский и всея России). 13 нояб. 1917 г. вместе с архиеп. Волынским Евлогием (Георгиевским) и архиепископом Кишинёвским Анастасием (Грибановским) совершил церковное погребение студентов и юнкеров, погибших в уличных боях с большевиками и при взятии последними Кремля. По распоряжению еп. Иоасафа от 19 нояб. 1917 г. в Москве прошла подготовка к интронизации Патриарха Тихона, 23 нояб. еп. Иоасаф принял участие в 1-м патриаршем богослужении в храме Христа Спасителя. Указом Патриарха Тихона и Свящ. Синода от 16(29) янв. 1918 г. еп. Иоасаф был назначен архиепископом Коломенским и Можайским, патриаршим наместником.

С 15(28) янв. 1918 г. епископом Дмитровским являлся сщмч. Димитрий (Добросердов) . 11 марта 1918 г., в неделю Торжества Православия, он сослужил Патриарху Тихону в храме Христа Спасителя. 1 июня 1918 г. на Поместном Соборе Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. представил доклад о защите перед правительством имущественных и иных прав Церкви, об арестах монахов Саввина Сторожевского мон-ря и сотрудников Звенигородского ДУ. 6 июня обратился к губ. комиссару юстиции с просьбой об освобождении до суда под личное поручительство иером. Феофана (Андреева), задержанного по делу о выступлениях крестьян в защиту имущества Саввина Сторожевского монастыря. После вскрытия в марте 1919 г. мощей прп. Саввы епископ направил Патриарху Тихону доклад о кощунственном поведении членов проводившей вскрытие комиссии. В нач. 1920 г. архиерей совершил объезд храмов Клинского у., служил в ц. Успения Пресв. Богородицы в Завидове; в произнесенной после литургии проповеди говорил о тяготеющем над Россией грехе цареубийства и призывал к покаянию. В 1921 г. Димитрий был назначен епископом Ставропольским (по др. данным, временно управлял Бакинской епархией). 3 янв. 1920 г. на Троицком подворье в Москве во епископа Дмитровского был хиротонисан архим. московского Чудова мон-ря сщмч. Серафим (Звездинский) , епископский жезл к-рому вручил Патриарх Тихон. Почти 3 года еп. Серафим жил в Дмитрове, совершал богослужения в храмах и мон-рях города и уезда, по его инициативе в Дмитрове возродилось братство Животворящего Креста Господня. 12 дек. 1922 г. архиерей был арестован и сослан в Зырянский край, летом 1925 г. освобожден с запрещением жить в Дмитрове, летом 1926 г. епископу позволили выехать в Дивеевскую обитель, в сент. 1927 г. его снова арестовали. Все это время он продолжал поддерживать связи с дмитровской паствой, в церковных документах титуловался епископом Дмитровским вплоть до увольнения за штат 25 апр. 1928 г. В 20-х гг. была создана обновленческая (см. Обновленчество) Дмитровская кафедра. Ее возглавляли: Георгий (Добронравов, 13 мая 1923 - 16 нояб. 1925), в янв. 1925 г. он был назначен ректором обновленческой Московской богословской академии; Петр (Прокопьев, 2 марта 1930 - март 1931); Николай (Новосёлов, с 25 марта 1931). При назначении Николая (Новосёлова) обновленческое Д. в. было переименовано в Можайское вик-ство.

В 30-х гг. правосл. Дмитровские архиепископы Питирим (Крылов) и Сергий (Воскресенский) были ближайшими помощниками митр. Сергия (Страгородского ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) в делах высшего церковного управления. В 1928 г. Питирим, являвшийся тогда епископом Шуйским, был назначен управляющим делами Свящ. Синода, 17 марта 1931 г., после возведения в сан архиепископа Дмитровского, он был назначен управляющим Московской епархией, 13 февр. 1933 г. освобожден от должности управляющего делами Синода, в янв. 1936 г. переведен на Великоустюжскую кафедру. В февр. 1938 г. архиепископом Дмитровским стал Сергий (Воскресенский), в 1939 г. вошедший в состав Свящ. Синода. В марте 1941 г., после возведения в сан митрополита, он получил назначение на Виленскую и Литовскую кафедру и стал экзархом Латвии и Эстонии.

В послевоенное время Дмитровские викарии продолжали выполнять определенные функции общецерковного управления. Дмитровский архиеп. Виталий (Введенский) с 1946 г. возглавлял миссионерский отдел при Свящ. Синоде. Еп. Пимен (Извеков; впосл. Патриарх Московский и всея Руси), назначенный Дмитровским епископом 26 дек. 1957 г., с июля 1960 г. являлся управляющим делами Московской Патриархии, 23 нояб. был возведен в сан архиепископа и по решению Святейшего Патриарха и Свящ. Синода стал постоянным членом Синода по должности. Членом Синода и управляющим делами Московской Патриархии также являлся Дмитровский еп. Киприан (Зёрнов), назначенный 14 нояб. 1961 г. Начиная с Филарета (Денисенко) (впосл. анафематствован, см. Денисенко М. А.) Дмитровские епископы возглавляли Московские духовные школы (ректорами МДА или МДАиС были Дмитровские викарии Филарет (Вахромеев) , Владимир (Сабодан) , Александр (Тимофеев) , Филарет (Карагодин)). Еп. Александр (Тимофеев), будучи ректором МДАиС, в 1986-1992 гг. возглавлял Учебный комитет при Свящ. Синоде, на Поместном Соборе 1988 г. архиерей выступил с масштабной программой возрождения духовного образования в России. Одновременно нек-рые из Дмитровских архиереев несли послушание в Отделе внешних церковных сношений (ОВЦС): еп. Филарет (Вахромеев) в 1968-1969 гг. являлся 2-м зам. председателя ОВЦС, архиеп. Владимир (Сабодан) в 1976 г. состоял в комиссии по вопросам христ. единства, еп. Иннокентий (Васильев) выполнял обязанности зам. председателя ОВЦС. Кроме того, Дмитровские викарии занимались церковно-общественной деятельностью: еп. Владимир в 1978 г. состоял членом комиссии по подготовке и проведению празднования 60-летия восстановления Патриаршества в РПЦ, в 1981-1988 гг. входил в комиссию по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси; еп. Александр (Тимофеев) в 1990 г. был членом комиссии при Свящ. Синоде по подготовке Поместного Собора, в 1992 г. возглавлял комиссию по подготовке празднования 600-летия преставления прп. Сергия Радонежского. Церковно-общественная деятельность является одной из важнейших обязанностей Дмитровского еп. Александра (Агрикова), хиротонисанного 2 сент. 2001 г. С 2007 г. кафедральной церковью Дмитровского архиерея является московский храм во имя прор. Илии в Черкизове.

Архиереи

еп. Серапион (Александровский, 11 июня 1788 - 16 окт. 1799); еп. Серафим (Глаголевский, 25 дек. 1799 - 29 янв. 1804); архиеп. Августин (Виноградский, 7 февр. 1804 - 19 февр. 1818, возведен в сан архиепископа 30 авг. 1814); еп. Лаврентий (Бакшевский , 19 янв. 1819 - 27 окт. 1820); еп. , 6 окт. 1857 - 13 окт. 1858); еп. Трифон (Туркестанов , 1 июля 1901 - 2 июня 1916); еп. Алексий (Кузнецов, 26 дек. 1916 - 20 марта 1917); еп. Иоасаф (Каллистов, 20 марта 1917 - 15(28) янв. 1918); еп. Димитрий (Добросердов, 15(28) янв. 1918 - нач. 1920); еп. сщмч. Серафим (Звездинский, 3 янв. 1920 - 25 апр. 1928); еп. Амвросий (Смирнов , 25 апр.- 28 нояб. 1928); архиеп. Питирим (Крылов, 17 марта 1931 - янв. 1936, возведен в сан архиепископа 18 марта 1932); еп. Иоанн (Широков , янв.- 19 июля 1936); архиеп. Сергий (Воскресенский, февр. 1938 - март 1941); еп. Иларий (Ильин, 5 марта - май 1944); архиеп. Виталий (Введенский, 19 июля 1946 - 25 марта 1950); архиеп. Пимен (Извеков, 26 дек. 1957 - 16 марта 1961, возведен в сан архиепископа 23 нояб. 1960); архиеп. Киприан (Зёрнов, 14 нояб. 1961 - 20 мая 1964, возведен в сан архиепископа в авг. 1963); еп. Филарет (Денисенко, 22 дек. 1964 - 14 мая 1966); архиеп. Филарет (Вахромеев, 14 мая 1966 - 1 апр. 1973, возведен в сан архиепископа 9 сент. 1969); архиеп. Владимир (Сабодан, 18 апр. 1973 - 16 июля 1982, возведен в сан архиепископа 9 сент. 1973); архиеп. Александр (Тимофеев, 14 окт. 1982 - 12 авг. 1992, возведен в сан архиепископа 9 сент. 1986); еп. Филарет (Карагодин, 12 авг. 1992 - 19 июля 1995); еп. Иннокентий (Васильев, 18 июля 1995 - 11 окт. 1996); еп. Александр (Агриков, со 2 сент. 2001).

Арх.: РГАДА. Ф. 1183. Оп. 10. 1831 г. № 35; 1849 г. № 23; 1853 г. № 10; 1857 г. № 3; Оп. 110. Ч. 3. № 231, 945; РГБ. Ф. 149. Картон 4. № 6, 7.

Лит.: Григорович Н . И . Обзор учреждения в России архиерейских правосл. кафедр и способов содержания их со времени введения штатов по духовному ведомству: 1764-1866. СПб., 1866. С. 4, 20-21; Розанов Н . П . История Моск. епарх. управления со времени учреждения Св. Синодом 1721-1821 гг. М., 1870. Ч. 3. Кн. 1. С. 158-165, 212; 1871. Кн. 2. С. 132-137, 216; Филарет (Дроздов), митр . Письма к высочайшим особам и разным др. лицам. Тверь, 1888. Ч. 1. С. 138-159; Покровский И . М . Рус. епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы: Опыт церк.-ист., стат. и геогр. исслед. Каз., 1913. Т. 2. С. 357-358, 368-378, 424, 429, 439, 444, 560, 564-570, 576, 839-840, 845, 846, 857, 858; Осипова И . И . «Сквозь огнь мучений и воды слез...». М., 1998. С. 194-195; Правосл. Москва в нач. XX в.: Сб. док-тов и мат-лов. М., 2001; «Обновленческий» раскол: (Мат-лы для церк.-ист. и канонич. х-ки) / Сост.: И. В. Соловьёв. М., 2002. С. 702-704, 724-725, 859-860, 901; Пэнэжко О . Г ., прот . Дмитров. Храмы Дмитровского р-на. [Владимир], 2002. С. 6-13; Правосл. Москва в 1917-1921 гг.: Сб. док-тов и мат-лов. М., 2004.

А. В. Маштафаров

9 апреля по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Преосвященный Феофилакт , епископ Дмитровский, Викарий Святейшего Патриарха, Управляющий Юго-Западным викариатством города Москвы, совершил чин малого освящения храма в честь иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» в Конькове и возглавил Божественную Литургию в новоосвященном храме.

Преосвященный Феофилакт совершает чин освящения храма

Владыке сослужили: протоиерей Николай Карасев, благочинный Андреевского церковного округа г. Москвы; иеромонах Афанасий (Микрюков), инспектор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия; и. о. настоятеля храма иерей Виктор Крючков.

Благочинный Андреевского округа Москвы протоиерей Николай Карасев преподает Святое Причастие

За Богослужением пел хор храма под управлением Марии Петуховой.

После сугубой ектении Владыка Феофилакт вознес молитву о мире на Украине.

По окончании Божественной Литургии к Преосвященному Владыке обратился благочинный Андреесвского округа, протоиерей Николай Карасев. Он от лица прихожан и духовенства поздравил Владыку и выразил ему слова сыновней благодарности. Прихожане преподнесли в дар Владыке икону Божией Матери «Умягчение злых сердец» и букет цветов.

В ответном слове Владыка Феофилакт поздравил прихожан и духовенство, сказал слова благодарности о. Алексию Соколу, и выразил надежду, что, под водительством и. о. настоятеля, о. Виктора, храм будет развиваться и станет украшением нашего Первопрестольного града.

По окончании Богослужения были провозглашены уставные многолетия Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, Преосвященному Феофилакту, епископу Дмитровскому, настоятелю, благоукрасителям, жертвователям и приходу храма, властям и воинству России и всему православному народу.

Кончалось лето 1919 года. Однажды, когда отец Серафим рубил сучья, прибыл в скит бывший иеродиакон Чудова монастыря Вениамин (Патанов), теперь проживавший в Москве на Троицком подворье, и вручил отцу архимандриту письмо от Святейшего Патриарха. Святейший приглашал отца Серафима приехать к себе на прием. Тяжело и больно было расставаться в такое скорбное время. Помолившись, проводил владыка Арсений своего друга и брата в Москву.

Патриарх объявил, что имеет в архимандрите Серафиме нужду и желает видеть его в епископском сане. Для посвящения нужно было ехать в Нижний Новгород или Арзамас. Однако пропуск для поездки получить не удалось. Видя в этом Божие указание. Святейший СвятительТихон, Патриарх всея России оставил архимандрита Серафима в Москве викарным епископом, предоставив ему кафедру города Дмитрова.

Старец Алексий благословил отца Серафима на архиерейское служение. Из Новоспасского монастыря привезли подарок владыки Арсения - голубое богородичное архиерейское облачение и панагию с изображением Владимирской иконы Божией Матери.

Хиротонию назначили на 3 января 1920 года, день памяти святителя Петра Московского. Накануне в епархиальном доме архидиакон Константин Розов провозгласил наречение архимандрита Серафима епископом богоспасаемого града Дмитрова.

Утром небольшой храм Троицкого подворья был полон народа. Святейший Патриарх Тихон совершил епископскую хиротонию архимандрита Серафима в сослужении митрополита Владимирского и Шуйского Сергия (Страгородского), архиепископа Архангельского и Холмогорского Нафанаила (Троицкого), епископов Вятского Никанд- ра (Феноменова), Смоленского и Вяземского Филиппа (Ставицкого) и архимандрита Герасима, настоятеля Даниловского монастыря.

На торжество собрались чудовские почитатели, родственники, друзья. Подойдя к архиереям, отец Серафим низко поклонился и сказал слово, ясно выразившее, что ему открыт предстоявший исповеднический и мученический подвиг.

«…Аз ли немощный, малодушный и слабый, не убоюся, восходя ныне на сию завидную, но опасную высоту архиерейства! Аз ли не ужаснусь, вступая на путь Христов тернистый и тесный! “Трепещу, приемля огонь, да не опалюся, яко воск и яко трава ” (канон ко Святому Причащению, песнь 8). Трепещу, всенародно обращаясь к Архиерею Иисусу: Господи, с Тобою готов есмь и в темницу, и на смерть идти, ныне душу свою за Тя положу (Лк. 22, 33; Ин. 13, 37). О, святители Божии, ангелы Церквей Христовых, предстаньте, явитесь мне ныне святыми молитвами вашими, яко же Архиерею Иисусу, при наречении Его в саду Гефсиманском явися Ангел с небес, укрепляя Его (Лк. 22, 43), и егда прострете преподобные руки ваша, да ими низвести на меня огнеобразную Духа благодать, вознесите тогда единодушно о мне ко Господу глас ваш молебный. <…>

О! Укрепите меня крестоношением Иисусовым, да возмогу и аз с Павлом восклицать: Мне же да не будет хвалитися, токмо о Кресте Господа нашего Иисуса Христа, имже мне мир распяся и аз миру (Гал. 6, 14). О, вдохните в меня Духом Святым, возжгите в сердце моем любовь огнепламенную к Богу и будущей пастве моей, да во огне любви сей горя и пламенея, огненный гимн апостольский выну и устами и сердцем моим пою и воспеваю: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч’? как написано: «За Тебя умерщвляют нас всякий день, считают за овец, обреченных на заклание (Рим. 8, 35-36)».

Пророческое слово отца Серафима скорбью и болью отозвалось в сердцах его чад.

Батюшка, что это вы так много страшного предрекли?

Так и будет, - ответил новонареченный.

При посвящении пел хор монахинь Новодевичьей женской обители. Святейший в белом облачении посреди храма встретил новопосвящаемого. Архидиакон Константин Розов, ведя за собой новонареченного, громогласно провозгласил:

«Приводится богоизбранный архимандрит Серафим постав- лятися во епископа богоспасаемаго града Дмитрова…» — «Обещаваешися хранити святыя каноны и уставы Святыя Православныя Церкве?» — следовал положенный чином вопрос. «Обещаваюся даже до смерти быти верным святым каноном и уставом Православныя Церкве!»

Вручая посох новопоставленному епископу, Святейший сказал:

«Господь призвал тебя быть епископом и сподобил сего великого сана в день празднования первого святителя Московского Петра. Сказано в тропаре сему святому, что он был утверждением граду Москве. Желаю, чтобы ты был для града Дмитрова тем же, чем был святитель Петр для Москвы. Будь и ты утверждением граду Дмитрову».

Во время праздничного обеда митрополит Сергий (Страгородский), взяв свою столовую ложку, заметил:

«Советую, Владыко, запастись ложкой, придется вам в тюрьму идти. Не забывайте этого предмета, он там будет вам очень нужен».

Патриарх Тихон, напутствуя епископа Серафима на труды архиерейские, сказал:

«Иди путем апостольским… где придется пешком - пешком иди. Нигде ничем никогда не смущайся. Неудобств не бойся, все терпи. Как ты думаешь, даром разве кадят архиерею трижды по трижды? Нет, не даром. За многие труды и подвиги, за исповеднические его болезни и хранение до крови веры Православной».

В этот же день после всенощного бдения по благословению отца Алексия новонареченный епископ Дмитровский Серафим отслужил панихиду по своим родителям, испрашивая их молитв и благословения.

После обеда пешком возвращались в Данилов монастырь. Лошадей не было, трамваи не ходили.

В воскресенье 22 декабря/4 января 1920 года (по старому стилю) почитатели владыки собрались в Даниловом монастыре помолиться на его первой архиерейской Литургии. Второе архиерейское богослужение владыки было на Рождество в храме Николая Чудотворца В Драчах на Садово-Самотечной. В нетопленом храме мороз, но настроение праздничное, и прихожане, расходясь после ранней Литургии в четыре часа утра, спрашивали, где еще будет служить владыка. На второй день Рождества Христова владыка служил в больничном храме Марфо-Мариинской обители, где его встретили с великой радостью; его слово не раз звучало в их храме. Сейчас он говорил, что зосимовский старец Алексий видел, как на небе ангельские силы воевали с духами злобы поднебесной. Гсподь Вседержитель еще не вынес своего праведного приговора многострадальной Русской земле. И ждет его наша родная земля.

Получив епископское назначение в город Дмитров, владыка вспомнил бывшее ему некогда предзнаменование.

Еще в 1915 году, во время германской войны, встал вопрос о предоставлении монастыря беженкам-монахиням; он был послан сопровождать епископа Арсения в Пешношскую обитель с целью сделать заключение о возможности дать в ней прибежище эвакуированным из Прибалтики игумении Магдалине с сестрами. До Дмитрова добирались на поезде, далее до Пешноши ехали на лошадях. Посетив обитель и побеседовав с настоятелем и братией, вернулись в Дмитров. Не имея намерения задерживаться в городе, направились прямо к вокзалу. Но около собора лошади встали и не сходили с места. Пришлось выйти из экипажа. В соборе епископ Арсений и архимандрит Серафим приложились к главной святыне города Дмитрова - Животворящему Кресту. Встречал их настоятель, протоиерей Александр Фелицын. Владыка Арсений заметил архимандриту Серафиму, что событие, видимо, не случайно, и есть в нем указание на какое-то Божие изволение.

Двадцать пятого января 1920 года*, в день святой мученицы Татьяны, в сане правящего епископа прибыл владыка Серафим в Дмитров, в свой Богом данный удел. По приезде он прежде всего отслужил благодарственный молебен.

Три года, проведенные владыкой в Дмитрове, для жителей города были годами торжества и праздника. Огненная молитва, приобщение отпавших, взыскание заблудших, утешение старцев, воспитание подростков, непрестанное поучение словом Божиим - таким было его служение. До епископства, по благословению своего старца Алексия, затворника Зосимовского, отец Серафим никого не исповедовал. Теперь же он постоянно исповедовал и наставлял многочисленных духовных чад. Владыка Серафим так проводил общую исповедь, что многие грешники приходили в умиление и каялись. Для всех владыка был любящим отцом, каждый мог открыть перед ним свою душу.

Все время отдавал владыка Серафим своей пастве. Утром, после ранней Литургии, принимал всех, имеющих к нему дело, всех скорбящих, - а у владыки свыше ста церквей в епархии, триста человек священников, двести пятьдесят диаконов, три обители иноческие. Народ толпился у дверей его дома, очередь из приходящих за уте-шением возрастала с каждым днем. Часто, возвращаясь после утомительного дня, он тем не менее заезжал к своим чадам. «Владыка, вот огонек, не нас ли ждут? Не всех успели объехать», - говорил келейник. Великим постом духовные его чада не хотели покидать храм, провожали владыку до архиерейского дома: трудно было расстаться со своим отцом. Тихо и мирно жили дмитровцы, согретые любовью и молитвой…

Сначала квартиру епископу Серафиму приготовили недалеко от собора, у вала, в доме Сычевой: здесь владыка занимал комнату с одним окошком; хозяин квартиры не расставался с папиросой. Но в дальнейшем владыка переехал в дом священника села Подлипичья, стоящий на высокой горе, построенный некогда Елизаветой Семеновной Ляминой. В большой комнате был устроен домовый храм в честь преподобного Серафима Саровского.

Ежедневно, при закрытых дверях, владыка совершал Литургию в Казанской церкви Подлипичья, которая была напротив его дома.

У епископа Серафима были два келейника, оба из Пешношского монастыря: иеродиакон Валентин и монах Аристарх, который пел, читал за псаломщика и подавал на стол во время трапезы. Аристарх общался с владыкой в простоте сердца, и он любил его как милостивого отца, а иеродиакона Валентина боялся. «Отец Валентин, пожалуйте кушать! А ты, владыка, иди ешь, а то остынет», - говорил Аристарх. По простоте своей отец Аристарх считал, что он дает темы для проповедей епископу, читая во время трапезы жития святых, из которых владыка приводил примеры.

Дмитровцы полюбили трогательное и вдохновенное служение своего епископа и никогда не пропускали возможности помолиться с ним. А городских церквей в Дмитрове было много: Успенский собор. Благовещенская церковь, тюремная Елизаветинская, Пятницкая, Тихвинская, Троицкая, Спасская, Преображенская, Василия Великого, Ильинская, Введенская кладбищенская. Казанская, Сретенская, Никитская, храмы Борисоглебского монастыря.

По окончании службы духовные чада ожидали своего архипастыря и, когда владыка садился в экипаж, держались за колеса и шли толпою по улицам с пением молитв, провожая его до дома. Вечерами после всенощной, стоя в темноте на высоком крыльце, подолгу не расставался владыка со своими чадами, продолжавшими пение акафистов и молитв. И спустя много лет, находясь в изгнании, вспоминая время своего служения, писал епископ Серафим дмитровцам:

«Чада мои, зело о Господе возлюбленные, с ними же разлучен телом, но соединен духом в молитве, премного благодарствую за ваше приветствие моего недостоинства с десятилетнего моего странствия. Премного вспоминал вас всех, больших и малых, когда читал житие святителя Григория Акрогантийского, - в сем житии про вас написано; когда епископ вышел из церкви, весь бывший у утрени народ пошел за ним, ибо у акрогантийцев таков был обычай — всегда провожать своего епископа от храма до самого дома. Дошедши до своих дверей, святитель Григорий обращался к своим провожавшим, давал им разные наставления и благословлял их. Когда прочитал я эти слова в житии, так и вспомнилась мне служба в Подлипецком храме, как вы меня всегда провожали до дома и я своими грешными руками благословлял вас всех.

Да воздвигнет Господь лице Свое на вас и да даст нам мир. Аминь. 1930 год, Меленки»

По благословению епископа Серафима основано было в Дмитрове братство Животворящего Креста Господня, собравшее тех, кто в молитвенном единении под кровом главной святыни города хотел созидать свою жизнь по заветам Иисуса Христа, тех, кто и жизнью своей хотел послужить Христу и ближним. Сыновняя преданность Святой Православной Церкви была прямым долгом членов братства.

В феврале 1921 года владыка Серафим тяжело заболел: стоя в соборе на кафедре, простудился: входные двери были раскрыты настежь. Крупозное воспаление легких уложило его надолго в постель. Усердный уход главврача С. Н. Ивановского и медсестры Софьи Степановны Кузьминой помогли поправиться и на Пасху служить.

Как и в Чудовом монастыре, епископ Серафим был неустанным, любящим и заботливым наставником монашествующих, но к исполнению монашеских обетов

и уставов относился строго. Объезжая вверенные его управлению приходы, он непременно навещал монастыри.

В Спасо-Влахернском монастыре служил владыка Серафим во все престольные праздники, особенно ценил чинность, благообразие и стройность богослужения, отличавшие обитель. Сам установил праздник в честь чудотворного образа Спасителя, называвшегося в обители «Беленьким».

Здесь подвизалась болящая схимонахиня Серафима (Кочеткова), неусыпная молитвенница и великая постница. Матушка жила в затворе. Она была парализована и двадцать лет лежала в очень маленькой келье, непрестанно творя Иисусову молитву. В монастыре к ней относились с благоговением, считали прозорливой. Очень многие искали ее помощи: к ней приезжали, писали письма. Матушка принимала всех. Посещая монастырь, неизменно навещал ее и беседовал с ней епископ Серафим. Он благословил секретарем и помощницей ей быть Маргарите Павловне Преображенской, дочери духовника Спасо-Влахернского монастыря.

В Борисоглебской обители города Дмитрова владыка служил молебны князьям-страстотерпцам Борису и Глебу, помощникам в нервных болезнях.

Часто бывал епископ Серафим и в Николо-Пешношской обители*, «Второй лавре», как называл ее митрополит Платон (Левшин); владыка любил настоятеля отца Ксенофонта (Чернышева), подвижника и молитвенника, к которому обращалась за духовной помощью вся округа. По благословению Святейшего Патриарха Тихона отец Ксенофонт был возведен в сан архимандрита, а в начале мая 1921 года, в день вмч. Георгия, был посвящен в схиму с именем Онуфрий. Отец Онуфрий был по духу близок своему епископу и, почитая его, все дела обители решал по его совету.

Когда владыка Серафим приезжал в Пешношский монастырь, отец настоятель с любовью г заботился о нем.

Но однажды (в 1920 году) летней ночью владыка не мог уснуть в архиерейских покоях от клопов. Утром любезное приветствие настоятеля:

Как почивали, владыка святый?

Батюшка, клопы измучили, не отдохнул ни часа, не мог заснуть.

— Что ты, владыка, что ты, у нас клопов нет: старцы запретили им находиться в наших кельях.

И отец Ксенофонт прочитал запретительные молитвы.

Ну, теперь, владыка святый, ни один клоп не придет и не потревожит тебя.

И действительно, с того часа ни одного клопа он в обители не видел.

16 июля 1922 года настоятель Пешношской обители схиархимандрит Онуфрий (Чернышев) скончался. Нужно было выбирать нового. Епископ Серафим отслужил молебен у раки преподобного Мефодия, молясь с братией, да укажет преподобный, кого он желает поставить в игумены своей обители. Братия подавали записки с именами тех, кого желали избрать. Записки клались на раку. Избранником стал иеромонах Варнава (в миру Сергей Васильевич Жуков). Он поступил в обитель в 1905 году, был духовным сыном и ближайшим послушником старца отца Ксенофонта. Однажды попустил ему Господь впасть в искушение, тогда настоятель монастыря игумен Савва для обновления духа тайно постриг послушника Сергия в монахи с именем Варнавы, что значит «сын утешения». Девять лет никто не знал о постриге. В 1914 году, когда пришел черед ему по летам, прожитым в обители, принять монашеский постриг, то было сделано донесение архиерею о том, что инок уже тайно пострижен, и получено распоряжение облечь его в мантию открыто. После кончины игумена Ювеналия настоятелем монастыря был избран и возведен в сан игумена казначей монастыря и духовник братии иеромонах Ксенофонт. Отец Варнава помогал ему в управлении обителью.

На Литургии состоялось посвящение отца Варнавы во игумена монастыря.

Напутственное слово, сказанное епископом Серафимом, выразило всю напряженность и остроту времени:

«Возьми жезл. Прими его. Буря поднимает волны, море волнуется, тебе вручает Господь Свой корабль, Пешношскую обитель. Управляй кораблем как добрый кормчий, веди его со всем вниманием и осторожностью. Вот и подводные камни, смотри, не сел бы на мель твой корабль, не разбился бы. Подводные камни - сердца братии обители, тебе врученной. Смотри зорко, зорко смотри… О, если бы ты знал, какие скорби ждут тебя, ты бы сейчас отдал мне посох обратно, убоялся бы. По нельзя этого сделать. Ты выбран братией и самим преподобным Мефодием. Прими посох. Но еще раз скажу: не повреди свой корабль».

Пророческие слова пронзили сердце отца Варнавы, он пал к ногам владыки: «Не по моим силам, владыко святый, даешь мне послушание. Я простец и невежда, и силы мои немощны». Архипастырь трижды осенил его святым крестом со словами: «Господь да укрепит тебя. Господь да помилует тебя».

Вскоре пророчество сбылось. Когда епископ Серафим был уже в ссылке в далеком Зырянском крае, странное и искусительное событие произошло в обители. Явился некто, выдающий себя за особу царской крови, якобы присланную Патриархом Тихоном в обитель. Отец игумен по простоте нрава доверился пришельцу и, не подозревая обмана, принял «изгнанника», приблизил к себе. Старшие из братии стали предупреждать: «Отец игумен, кого ты взял в келейники - это не послушник, как ты думаешь, но странная особа. Удали ее из обители». Долго не мог поверить игумен, что не Святейший прислал послушника, самого нельзя было спросить: Патриарх Тихон находился под арестом в Донском монастыре, доступа к нему не было.

Наконец выяснилось, что мнимым послушником была особа женского пола (Анастасия Молодцова). Отец игумен сказал: «Уйди из обители, зачем ты пришла к нам? Обманула меня? Уйди». - «Поздно, - ответила она. - Я жду младенца и всем скажу, что ты отец». Уйти из обители она отказывалась, обещая позор и обвинение в незаконном сожительстве, требуя воспитания будущего младенца. Обновленцы поспешили разгласить о «растлевающем влиянии ориентирующегося на бывшего Патриарха Тихона Пешношского монастыря».

Игумена заключили в Дмитровскую тюрьму вместе с обманщицей-авантюристкой. Оскорбления, насмешки, укоры братии, статьи в газетах… Наконец, позорное судилище! Отец Варнава несколько раз терял сознание. Но Господь не оставил его до конца. Медицинское освидетельствование выявило, что еще до прихода в обитель женщина была непраздна и не могла не знать, что ждет младенца. Отца игумена оправдали. Он вновь был избран братиею настоятелем монастыря, и владыка утвердил их решение, но сердечные приступы навсегда остались.

Навещая своего старца отца Алексия, владыка Серафим сокрушался: «Батюшка, я очень одинок в Дмитрове. Нет близкого человека. Пока с чадами своими - я не один, а дома совсем, совсем один». Старец сказал: «Монах - значит “один”, так и должно быть». Благословил его темно-красным, прозрачным как кровь крестом и прочитал тропарь священномученический: «И нравом причастник, и престолом наместник Апостолом быв, деяние обрел ecu богодухновенне, в видения восход; сего ради слово истины исправляя, веры ради пострадал ecu даже до крове».

То были пророческие слова великого старца, предсказавшего мученическую кон-чину и прославление во святых епископа Серафима.

Часто спрашивал у старца владыка совета и за своих чад, иногда и самих чад посылал к нему.

2 октября 1921 года в Дмитровском храме отец Серафим произнес проповедь о том, как оплакивал пустынник себя и свою душу как покойника. Его слова, произнесенные почти сто лет назад, и сейчас будят души внимающих и не дают им погибнуть:

«Жил один старец, святой подвижник в пустынной келье. Другие отшельники, обитавшие в близлежащих кельях, проходя мимо его жилища, постоянно слышали горькие стоны и плач. Однажды отшельники не выдержали и решили утешить старца, выяснить, чем они смогут ему помочь. Когда старец на их стук открыл им дверь, отшельники его спросили:

О чем ты так горько плачешь, старец?

Я плачу потому, что у меня есть дорогой, близкий мне покойник.

Пустынники ушли, а сами рассуждают: “Какой же это у него близкий покойник? Отец и мать у него давно умерли, братьев н других родственников он давно оставил. Кто же этот дорогой, близкий покойник?” Вернулись к старцу, постучались в пустынную келью и снова спросили:

Скажи, кто у тебя этот покойник, о котором ты так горько плачешь?

И ответил им старец:

Душа моя - вот мой покойник, о душе умершей плачу я.

Умирает не одно тело, и душа умирает иногда. Когда умирает тело, то его покидает душа и всякая деятельность в теле уничтожается: очи перестают видеть, уши - слы-шать, руки - действовать, ноги - двигаться. То же бывает, когда умирает душа: тогда покидает ее дух, божественная часть нашего существа.

Церковь наша хорошо знает об этой смерти души. В святой Великий пост она поет: “Душе моя, восстани, что спиши!”

В древнее время у восточных деспотов существовали две страшные, отвратительные казни - одна состояла в том, что к казнимому привязывали разлагающийся труп гак, что руки трупа обхватывали плотно шею преступника. В его глаза постоянно глядели провалившиеся очи мертвеца. Шел он, а за его плечами была страшная ноша, садился с трупом, спать он не мог ложиться, не чувствуя этих страшных объятий.

Другая казнь заключалась в том, что осужденного, обнажив, клали на доску и крепко привязывали по рукам и ногам, потом ему на живот клали мышь, накрывали ее глиняным горшком и на горшок клали раскаленное железо. Горшок нагревался, мышь начинала задыхаться от жажды и, не находя выхода, прогрызала живот казнимого, забиралась в его внутренности и причиняла страшную боль.

В наш век цивилизации сохранилась и та и другая казнь. Многие из нас носят за плечами страшный труп: этот мертвец нашего времени - безбожие. Мы часто ходим среди живых мертвецов. Разве неверующие не мертвы? Но мы должны заглянуть в свои души, не мертвы ли они тоже? Не приложимы ли к нам слова из Апокалипсиса Иоанна Богослова: Ты говоришь: “я богат, разбогател и ни в чем че имею нужды а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг (Откр. 3, 17).

Так и нам кажется иногда, что мы живы, а на самом деле душа наша мертва от грехов, потому что грехи умерпцвляют дух Божий в нас.

Всем нам нужно взывать: «Иисусе Воскресший, воскреси души наша!»

В один из приездов в Зосимову пустынь, 17 июля 1922 года, накануне дня преподобного Сергия, исповедавшись у отца Алексия и побеседовав с ним, епископ Серафим вышел из кельи. Здесь предстали старшие из братии с поклоном: «Владыка святый, наш отец настоятель, старец схиигумен Герман, ослаб, управля почти не может, просим заменить его. Желаем отца Феодорита настоятелем. Хороший хозяин, растит овощи на сельскохозяйственную выставку». -

«Забыли, - ответил архипастырь, - что отец Герман пришей в дремучий лес, воздвиг обитель, в которой живете. Все создано его трудами и заботами: собор, колокольня, вся обитель. Он великий за вас молитвенник, его молитвами все живете здесь. Но скажу вам: как только охладеет рука схиигумена Германа, и не будет перебирать с молитвою четки, все вы рассыпетесь, и никого здесь не останется. Господу ваша капуста не нужна».

На праздновании всенощной все ждали епископа, но после этого разговора с братией он сел в экипаж и уехал в Дмитров. Скончался схиигумен Герман (Гомзин) 17 января 1923 года. Отпевал его архиепископ Варфоломей (Ремов). После отпевания духовные чада старца пошли в гостиницу. У святых ворот - две тройки.

Братия беспокойно бегала…

— Что о случилось? - спросили богомольцы.

— Приехали, грозят пустынь закрыть… Приказано всем оставить обитель. Поскорей бы зарыть могилу отца Германа.

Владыка Серафим часто бывал в Москве по делам, а также для общения с епископом Феодором. Здесь было много духовных чад владыки, готовых положить душу за своего архипастыря, как и он полагал за них свою душу. Много предостерегал он чад своих хранить веру православную, говоря:

«Крепитесь, держите веру вашу. Сами будьте стенами, Церковью Бога Живаго… Возлюбленные мои, пусть не будет среди вас материалистов, променявших дар апостольства на мишуру мира, на 30 серебреников, пусть гордых умников, Каиаф и Пилатов, не будет среди вас… Паства моя, дмитровцы мои родные! Молю Господа я, архипастырь ваш, чтобы избегали страшного рва сатанинского, чтобы вы все крепко держались за простертые к вам руки…»

Он мог утешить отчаявшегося, направить заблудшего, по-отечески наказать согрешившего, поднять павшего. Он был добрый и справедливый пастырь. У отца Серафима был особый. Богом данный дар - приводить душу к покаянию. На исповеди ему открывались даже те, кто никому иному не мог открыться. Советская власть боялась влияния на народ владыки Серафима. О его огромном авторитете среди дмитровцев говорит тот факт, что во время обновленческой смуты, охватившей Православную Церковь, когда половина московского и питерского духовенства впала в раскол, в Дмитровском викариатстве вес храмы оставались православными.

Приведем строки из воспоминаний схиигумении Фамари о владыке Серафиме:

«Он был прямо как второй Василий Великий. Расскажу о нем один эпизод. Поехал раз Владыка в одно село служить Литургию. Собралось множество народа. А в этом селе священник и диакон находились в старинной и закоренелой вражде. Вместе служили, а не разговаривали друг с другом. Перед самой службой Владыка узнает об этом и отказывается служить Литургию у них и вместе с ними. Время идет, народ волнуется, Владыка не начинает богослужения. Смущенные священник и диакон уговаривают разгневанного Владыку, обещают помириться. “Нет, вы не здесь, не в алтаре, вы при народе миритесь, при всех друг у друга и у народа просите прощения, что молились и вместе совершали Таинство и преступали великую и важнейшую заповедь любви. Сколько народа вы ввели в искушение своим поведением!” И заставил их каяться при народе и так горячо говорил, что раскаявшиеся священник и диакон и многие из народа плакали…»

1922 год. Святейший Патриарх Тихон находится в заточении. Обновленцы рвутся к церковному управлению. Верным чадам Церкви грозят ссылки и тюрьмы. В Данило- вом монастыре архиепископ Феодор (Поздеевский) стремится собрать архипастырей, готовых до смерти сохранить верность уставам Православной Церкви и ее законному Патриарху, не допустить к управлению обновленцев.

Весной 1922 года по стране прокатилась кампания по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья. Эта безумная волна накрыла и Дмитровскую землю.

Прихожане и Дмитровское духовенство выступили с предложением к властям о замене предстоящих к изъятию церковных реликвий на равноценные по весу золотые и серебряные украшения. Мало того, дмитровцы предложили собрать для голодающих Поволжья продукты питания и зерно.

Епископ Дмитровский Серафим, обеспокоенный грядущим бедствием для Церкви, во время проповедей обращался к верующим, обличая действия новой власти.

Опасаясь народных волнений, власти решили активизировать свои действия и в конце апреля только за три дня из 11 городских храмов (из 36 по уезду) изъяли ценностей - серебром на 28 пудов и 14 фунтов, 83 золотника и шесть бриллиантов.

Власти не собирались прощать владыке Серафиму его обличения безбожной власти. Они сделали попытку арестовать владыку на Пасху 1922 года, для этого вызвали его в Дмитровский исполком. Но перед зданием исполкома собралось большое количество верующих, которые требовали: «Отдайте нам нашего владыку!» Народ не расходился до тех пор, пока его не выпустили. Они возвращались в собор вместе с отцом Серафимом под торжественное пение «Христос Воскресе!» Конечно, власти не могли оставить без последствий такую демонстрацию.

Очень скоро пришла повестка: епископа Серафима вызывали в Москву на Лубянку.

Самому владыке и близким ему людям было совершенно ясно, что вызов этот означал арест. В день празднования иконы Пресвятой Богородицы «Знамение», 10 декабря 1922 года, владыка в последний раз служил торжественное богослужение в Дмитрове, в Васильевском храме.

4 ноября, в день празднования Казанской иконе Божией Матери, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря г. Москвы, управляющий Юго-Западным викариатством г. Москвы совершил Божественную Литургию в храме Казанской иконы Божией Матери - Патриаршем подворье в Теплом Стане.

Епископу Феофилакту сослужили благочинный Параскево-Пятницкого благочиния г. Москвы протоиерей Анатолий Кожа, настоятель храма иерей Александр Зорин, клирик храма протоиерей Александр Зайцев, диаконы Алексий Денисов и Петр Пахомов.

На сугубой ектенье были вознесены молитвенные прошения о мире на Ближнем Востоке. Епископ Феофилакт вознес молитву о мире на Украине.

Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением Л.А. Липовецкой.

На престольный праздник собрались многочисленные верующие, большинство из которых причащались.

После Божественной Литургии был совершен торжественный Крестный ход.

Епископ Феофилакт совершил чин освящения мозаичной иконы Покров Пресвятой Богородицы, установленной над главным входом в храм.

Было провозглашено уставное многолетие Святейшему Патриарху Московского и всея Руси Кириллу.

После Богослужения епископ Феофилакт обратился к прихожанам храма с приветственным словом в честь престольного праздника. Его Преосвященство пожелал всем молящимся помощи и Покрова Пресвятой Богородицы, призвал стремиться к главной ценности жизни - единению с Богом. Он также особо поблагодарил всех за труды по устроению Казанского храма.

«Позвольте пожелать вам и в этот день, и в последующие дни вашей жизни всегда пребывать в добром здравии и радостном умонастроении. Всегда помнить о том, что мы никогда не одиноки и что мы всегда должны побуждать себя к тому, чтобы обращать свои молитвы к Горнему миру, но особенно к Владычице и Царице Небесной, потому что Она избрала Россию Своим Уделом. Этому храму и этому месту Она посылает Свое особое Материнское благословление. Поэтому всегда будем стремиться прийти в храм, просить Царицу Небесную, чтобы Она избавила нас от скорбей, болезней, забот, душевных и телесных, и чтобы Она по-матерински простила нам все наши грехи. А для этого все мы должны приносить покаяние», - отметил Владыка Феофилакт.

В ответном слове настоятель храма иерей Александр Зорин выразил благодарность Его Преосвященству за радость совместного богослужения и общей молитвы.

В дар от настоятеля и прихожан храма епископу Феофилакту были преподнесены старинные книги для Синодальной библиотеки Московского Патриархата и Нерукотворный Образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, изготовленный из колокольной бронзы.

Воспитанники Воскресной школы выступили с поэтической постановкой, посвященной обретению Казанской иконы Божией Матери (по стихотворению православной поэтессы Нины Орловой-Маркграф).

После Богослужения епископ Феофилакт разделил братскую трапезу с клириками и прихожанами храма.

Обретение Иконы Казанской Божьей Матери

девочкой Матроной

А у Казанской чудотворной
я будто помню этот год:
По пепелищу, углям черным,
босая девочка бредет.
С ней рядом мать, крестясь ступает,
ступнями в пепле утопает,
и ничего не узнает.

Казань сейчас под жаркой мглою -
Казан, наполненный золою!
Испепелил ее огонь.
Где Кремль, где звонницы, где избы?
По пепелищу песик с визгом
хозяев ищет, и ладонь
он девочке с любовью лижет,
и с ней бежит. Они все ближе

К углу, где двор стоял стрелецкий.
Лежит гадюкой головня.
Весь дом - от крыши до крылечка
Склевали петухи огня!

Здесь вот - столешница стояла.
Здесь лавка, в кадочке вода.
Здесь - печь, лежанка, одеяло.
И шепчет девочка: «Сюда
Мне Матерь Божья указала!»

Зола взлетает белым прахом,
Ложатся холмиком комки,
Мать смотрит с трепетом и страхом
Движенья дочки так легки,
так заступ ловок и послушен,
и глины пласт почти воздушен
в руках Матрены! Вот уж новый
ломоть земли летит с клинка.
Мелькнуло что-то. Цвет вишневый…
узором затканная ткань!

И тронула ее руками.
Лучится алое сукно.
Парчой чудесной, царской тканью
Матрене кажется оно!

На щечках жар, а сердцу знобко.
Склонилась. Приоткрыла робко.
Скользнул покров, а в нем - икона!
Вот Божьей Матери рука.
Вот лик ее, чуть-чуть с наклоном.
Цела иконная доска,
лишь ранки трещин в уголках.
Свежо и чисто одеянье
Мафорий в звездах,
нимб-сиянье,
И Солнце Правды на руках.

Заря играла над Казанкой,
в пыльце цветов, в листве, в пыли,
над тропкой к храму, над полянкой …
И маленькая христианка
изъяла образ из земли.

Мать приняла его на руки.

Мгла спала. И соборный крест
воздвигся в небе! Благовест,
лился над площадью. Оттуда
народ бежал, прознав про чудо.

И в ликованье неуемном
Щенок подружку обнимал.
«Вот чудо!»- делится Матрена.
сложив ладошки умиленно, -
Мне будто кто- то помогал,
когда искала я икону!»

А пёсик с видом изумленным
глядел. Как будто понимал!

--
Нина Орлова-Маркграф

Всенощное бдение накануне престольного праздника

Крестный ход

Освящение мозаичной иконы Покров Пресвятой Богородицы над главным входом в храм

Выступление воспитанников Воскресной школы

Вручение памятных подарков