Что ждет христиан Египта при “Братьях-мусульманах”? Что ждет Россию: главные предсказания православных старцев

Что нас ждет после смерти с точки зрения христианской религии.

Что об этом думает буддизм — .

Что такое смерть в христианстве?

Здесь две стороны.

Первая.

Мы смертны за совершенный первородный грех. Смерть – кара за него. Мы уже рождены во грехе .

Вторая сторона.

Смерть – это просто продолжение жизни души, но уже без тела. Умирая, мы обретаем бессмертие, ведь душа вечна. Смерть – это лекарство, исцеление от греха.

Что из этого следует? Смерти нет. Это лишь разделение тела и души. Там, за порогом смерти душа жива, там нас ждет Господь. Смерти нет благодаря искуплению греха Иисусом Христом за весь человеческий род.

Что нас ждет после смерти, там, за порогом?

Четких ответов нет. Я думаю, что понять это нашим стандартным обыкновенным размышлением и суждением невозможно. Поэтому и информация, которая есть, существует в виде метафор и аллегорий, образов, символов, для понимания общей сути того, что нас там ждет.

Нам хочется конкретики. Но вера – вопрос души . Конкретность и четкость – это потребность рационального разума, мозга, тела. Жизнь после смерти – это жизнь души, а не тела. И описывать категории духовных понятий материальными и привычными, я думаю, не совсем правильно.

Все, что пишется, нужно пропускать через фильтр души.

Жизнь души после смерти — Страшный суд.

Христианство говорит о Страшном Суде, когда придет Сын Человеческий со Своими ангелами во славе Отца своего. И каждому воздаст по его делам.

Для каждого Страшный Суд закончится по-своему. После него можно отправиться в ад, а можно по милости Господа пойти в рай.

Судить будут всех, и мертвых, и живых. В каком именно виде будет Суд, сказать сложно. Но каждый знает и понимает, по каким законам Он будет. По законам Божьим , по Его заповедям.

Заповеди Божьи – это главный закон души человека. Если бы все люди жили по заповедям, то не нужны бы нам были законы государственные – на всей Земле .

Судить будут каждого по делам его, по отношению к этим делам, по раскаянию и сокрушению в грехах. Не будет лицемерия, масок и лжи. Будет только голая, чистая душа, стоящая пред Богом. И все будет как на ладони. Ничего не утаишь и не скроешь.

В час Страшного Суда будет принято окончательное решение: либо вы остаетесь с Господом, либо покидаете Его навсегда. Поэтому он Страшный.

Ад – внутри человеческого сердца. И если в вашем сердце ад, то вы туда и уйдете после Страшного Суда. Если всю свою жизнь вы творили зло, которое стало частью вас самих. То вы его и получите в жизни вечной. Это будет ваш выбор.

Кто же пройдет испытание Судом – воскреснет в вечную жизнь. Это стало возможно благодаря Великой жертве Иисуса Христа, которую Он принес во благо всего человечества.

«…вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор 15:52).

Это великая Божья милость – воскресить человека после всех согрешений его. Благодать воскресения не может быть описана никакими словами и понятиями. Это то, что осознать и представить обычному человеку просто невозможно.

Жизнь души после смерти. Душа в христианстве

Бессмертие души и воскресение – это главные столпы христианской религии. Этим живет человек и благодаря знанию об этом преодолевает тяжелейшие трудности жизненного пути.

Есть такое мнение, когда-то очень давно древняя христианская церковь даже принимала идею реинкарнации. Это, конечно, не было основной мыслью, но относились к ней спокойно.

Но с 553 года было установлено четко и конкретно, что переселения душ нет, и каждый, кто с этим не согласен – анафема.

После смерти душа сохраняет все чувства, мысли, которые она имела при жизни в теле. И чувства эти все усиливаются и обостряются. Поэтому, если человек живет праведной жизнью, в согласии с Божьими заповедями, то, выйдя из тела, душа сможет почувствовать присутствие Бога и успокоится.

Если же человек был очень привязан к телу, был объят страстями и желаниями, то они останутся с ним и будут терзать его дальше, причем избавиться от них уже не будет возможности. Ведь тела уже не будет. Рядом с такой душой будет множество бесов и нечистых духов. Они были с ним при жизни, они останутся с ним и после смерти.

Получается, что душа в христианстве продолжает жизнь тела. Поэтому очень важно покаяться перед смертью. Это важный момент, последний шанс очиститься. В этот момент вы определяете основное направление и жизнь души после смерти. Куда она пойдет: к Богу – свету, либо сатане – тьме.

Куда больше тянулась душа при жизни? Кто ей ближе? Нас ждет серьезное испытание искушениями, столкновение добра и зла.

Смерть в христианстве. Первые 2 дня.

Первые 2 дня после выхода из тела душа находится где-то возле тела, возле тех мест, которые ей были дороги при жизни, к которым она была привязана.

Но стоит также сказать, что святые люди, жившие только душой без привязанности к телу, сразу отправляются на небеса, минуя все те испытания, которые ожидают души обычных людей.

Точно сказать, конечно, никто не может, что нас ждет после смерти и что конкретно там делает душа сразу после выхода из тела. Но, считается, что в первые 2 дня она относительно свободна и находится возле самых родных и близких мест или возле тела.

Рядом с душой находятся Ангелы, с позволения которых она ходит там, где ей хочется.

Третий день. Мытарства.

Дальше душа должна пройти через препятствия, которые называются «мытарства». Она встречается с множеством демонов и духов, которые, мешают ей, искушают ее, уличают в грехе. Считается, что таких препятствий двадцать.

Празднословие и сквернословие, ложь, осуждение и клевета, объядение и пьянство, леность, воровство, сребролюбие и скупость, лихоимство (взяточничество, лесть), неправда и тщеславие, зависть, гордость, гнев, злопамятство, разбойничество, колдовство (магия, оккультизм, спиритизм, гадания), блуд, прелюбодеяние, содомство, идолослужение и ересь, немилосердие, жестокосердие.

Шага за шагом душа должна пройти испытание каждым грехом. И чтобы пойти дальше, испытания должны быть пройдены. Это как экзамены, говоря понятным языком.

Бесы же, могут быть не обязательно ужасными и устрашающими. Они могут представать в самой различной форме, возможно даже прекрасной, для соблазнения души. И как только душа обольщается и поддается, бесы несут ее туда, где ей место.

Опять же, не забывайте, что все необходимо воспринимать образно , не привязываясь к понятиям. Все метафорично и аллегорично. «Мытарства» , например, признает православная церковь. Католическая же говорит о «чистилище» , которое отличается от «мытарств». Мытарства продолжаются один день, чистилище же очищает душу до готовности ее ухода в рай. В чистилище приходят только те души, которые жили праведно, с грехами, но без смертных грехов.

Душа в христианстве проходит испытания после смерти. И важно помнить и осознавать, что ее судьбу определяет только Господь , Творец всего. Но никак не злые силы. Жизнь важно прожить с Господом, ради Господа и во имя Его и уходить в другой мир без страха, зная, что судьба в руках Бога.

Если душа успешно проходит испытание «мытарствами», то еще 37 дней она блуждает по небесному царству – раю и по адской бездне. Но свою участь узнает только на сороковой день. До этого же она знакомится с тем местом, где ей предстоит быть.

Оставшиеся дни.

С четвертого по девятый день – шесть дней – душа рассматривает рай. С десятого дня и до сорокового – сорок дней – она познает ужасы ада.

И в последний день душу снова приводят к Господу, и принимается решение о ее конечном месте.

Что нас ждет после смерти? Рай и Ад.

Что такое рай и Ад? Наверное, ответить на этот вопрос невозможно. Чего бы вы не ожидали от рая, каким бы прекрасным местом вы его не представляли, как в уме, так и в сердце, оно не сравнится с тем, что перед вами предстанет. Описать его невозможно. Также невозможно описать и красоту Бога.

То же и с адом. За пределами нашего понимания то, что там испытает душа. Страдания ада бесконечно страшны. И нет четкого ответа на вопрос, а вечны ли эти страдания.

Есть мнения, что «да», вечны. Но есть и противоположный взгляд, что ад конечен, и душа, заплатив свою цену, может покинуть его.

Лучше, конечно, этого не узнать.

Но для этого нужно жить правильной жизнью христианина.

Жизнь христианина.

Жизнь на Земле – это подготовка к вечной жизни. И то, как мы эту жизнь проживем, зависит и то, что мы получим на небесах.

Второе пришествие Христа может состояться в любое мгновение, и мы должны быть к этому готовы. И с чем Господь застанет нас, с тем и судить будет. Поэтому нет возможности оттягивать момент прихода в церковь. Нет возможности жить без Бога в душе. Нет возможности бездумно прожигать жизнь и ни о чем не думать. . Никто не знает момента своей смерти.

Но это надо правильно понять. Потому что многие понимают это так: если я завтра могу умереть, то должен взять от жизни все. И курить можно, и пить, и просто отрываться на полную. Но, если ты христианин, то должен понимать, что ты не умрешь, а просто отправишься к Богу . И самое главное, какая душа придет к нему.

Поэтому жить надо так, чтобы быть готовым прямо сейчас оказаться пред очами Творца. Это невозможно, конечно, особенно для обычного «цивилизованного» человека, но стремление к этому должно быть максимальным.

Вас может ждать великая радость на небесах. Готовьтесь к этому всю свою жизнь. Помните о том, где окажетесь после смерти. Все в наших руках.

Жить нужно по совести, с мыслями о Боге, молиться, ходить в церковь, причащаться и следовать заповедям Божьим, соблюдать посты, праздники, воскресения. Все должно сопровождаться искренностью в молитвах, раскаянием в грехам, смирением. Не должно быть места лицемерию и тщеславию.

Живите в любви, станьте проводником любви Господней!

ФОРМА РЕГИСТРАЦИИ

Статьи и практики для саморазвития у тебя на почте

ПРЕДУПРЕЖДАЮ! Темы, которые я раскрываю, требуют созвучия с твоим внутренним миром. Если его нет - не подписывайся!

Это духовное развитие, медитация, духовные практики, статьи и размышления о любви, о добром внутри нас. Вегетарианство, опять же в унисон с духовной составляющей. Цель - сделать жизнь более осознанной и, как результат, счастливой.

Все, что тебе нужно, находится в тебе. Если ты чувствуешь резонанс и отклик внутри себя, тогда подписывайся. Я буду очень рад тебя видеть!

Не поленись уделить 5 минут своего времени, чтобы ознакомиться. Возможно, именно эти 5 минут изменят всю твою жизнь.

Если тебе понравилась моя статья, пожалуйста, поделись ей в социальных сетях. Можно использовать для этого кнопки ниже. Спасибо!

Бои в христианских районах начались сегодня в столице Сирии Дамаске. Эксперты по Ближнему Востоку считают, что если вооружаемые на иностранные деньги террористы захватят власть, сирийских христиан ждет резня.

Как сообщило агентство «РИА Новости», сегодня утром в христианских районах Дамаска Баб Тума и Баб Шарки начались бои между правительственными войсками и вооруженными мятежниками. Сегодня же стало известно, что мятежники получили из Турции первую партию ПЗРК. На фоне поддержки военного переворота странами Запада, а также ваххабитскими Саудовской Аравией и Катаром, положение законного президента выглядит все более угрожающим. В каком положении находятся два миллиона сирийских христиан, поддерживавших законную власть? И что их ждет в случае падения режима? Отвечают эксперт по Ближнему Востоку, писатель Исраэль Шамир (в крещении Адам) и исламовед, исполнительный директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев.

Исраэль Шамир (в крещении Адам): В Сирии начались гонения, но ситуация стабилизируется, если прекратится подпитка мятежников зарубежными деньгами и оружием

За последние десять лет в Сирии произошли два тяжелых события. Первое -- страшная многолетняя засуха, которая ударила по провинции и погнала сотни тысяч людей из деревни в город. Это вчерашние крестьяне, пастухи и бедуины, то есть люди без городских профессий. Вторая проблема и одновременно заслуга медицины – резко стало возрастать население. Это усугубило демографический кризис – в города, чья инфраструктура и так не справлялась, хлынуло еще больше людей. На фоне этих вполне реальных проблем и бурления недовольной молодежи, которая не может найти себе работу, появляются крайне радикальные проповедники. Эти радикалы были воодушевлены не просто суннитами, а группами крайне радикального толка, близкими по идеологии к Аль Каеде. Эти проповедники учат, что проблемы возникли от того, что народ не соблюдает Сунну (правила образа жизни), а у власти еретики-алавиты. Такое разжигание помогло проблеме приобрести религиозный характер.

В Сирии заметную роль во власти играют члены одной этнорелигиозной общины -- алавитов. Алавитов можно назвать шиитами лишь очень условно. Это особая группа, которая ведет свой род от потомков крестоносцев, многие из ее членов выглядят на европейский манер. Это одна из коренных общин Ближнего Востока: алавиты живут и в Турции, и в Иране, и в Сирии. В свое время у французов даже был план создать для них отдельное государство, подобно тому, как они создали отдельное государство Ливан для моронитов. Несмотря на то, что Алавиты играют заметную роль в режиме Башара Эль-Ассада, сложившийся режим -- это режим светский, а не режим одной секты. По крайней мере, он себя не позиционирует алавитским. И, хотя в верхах действительно скопились люди одной этнорелигиозной группы, в сирийской армии всегда было суннитское большинство. Также как и во многих других структурах власти сунниты были представлены широко. Так что, когда говорят, что Алавиты правят Сирией, это все равно, что сказать, что евреи правили Советским Союзом. Ну да, много было конечно евреев в ЦК, или еще где, но сказать, чтобы прямо правили – это перебор.

Что касается христиан, то они были хорошо вписаны и в прежнюю структуру сирийского общества, до победы правящей партии Баас. То есть нельзя сказать, что они пришли к власти вместе с Алавитами а до этого были нигде. И раньше, в оттоманской Сирии, христиане тоже были неплохо представлены. Были у них и проблемы, но у кого их нет? Поэтому они поддерживают нынешний режим, но не так чтобы сильно больше, чем все предыдущие. Так что оснований для того, чтобы воевали именно с христианами, в общем-то, нет. В Сирии Христиане -- это местные люди, которые живут там испокон веков, вписаны в общество и себя ему не противопоставляют.

Но сейчас проповедники, которые для свержения режима декларируют борьбу за чистоту ислама, стали давить на христиан и положение у последних довольно тяжелое. Да, среди мятежников есть люди, которые говорят, что они «воюют не с христианами», но реально в стране начались гонения. Уже есть убитые священники, разрушенные церкви, происходят массовые депортации. Самая массовая депортация была устроена в Хомсе – одном из крупнейших городов Сирии. В городе былин найдены несколько грузовиков с людьми, которых не успели вывезти. Им связали руки и расстреляли. По сообщению католического информагентства Фидес, город покинули 138 тысяч христиан, их дома были уничтожены. Один католический священник убит, один получил три пулевых ранения. Пятеро католических священников были вынуждены бежать. Сейчас под ударом находятся все христиане: и католики, и до халкидонские общины, и православные христиане. И страдают они не потому, что они сами себя ангажировали как сторонников режима. Христианам нет особого интереса ни поддерживать режим, ни выступать против него. Они страдают по вине отчаянного богословского порыва мятежников. На них нападают, они бегут – об этом говорят все. Мятежники требуют, чтобы христиане ушли из Сирии. А ведь это два миллиона жителей страны.

В этой ситуации, как мне кажется, в первую очередь нужно оказывать давление на Саудовскую Аравию и Катар, которые наиболее активно помогают мятежникам оружием и деньгами. Им нужно объяснить, что не боевики будут нести ответственность за происходящее, а именно эти две страны. Нужно принять как можно более жесткие меры, чтобы эти две страны поняли, что христиане не будут смиряться с массовыми убийствами своих единоверцев. Иначе Сирия рискует превратиться во второй Ирак, где до американской оккупации было около миллиона христиан. В результате оккупации они стали беженцами или были убиты.

Алавиты сейчас находятся в таком же положении. А ведь и алавитов в стране миллионы. Я опасаюсь, что если не остановить происходящее, то страна рискует превратиться в кровавую баню. На месте российского МИДа я бы сделал представление Саудовской Аравии, Катару и Турции, которая также возможно причастна к финансированию мятежников, или выступил совместным демаршем с Ватиканом, который уже высказался по этому поводу. Пока что режим Асада справляется, и если прекратится подпитка террористов оружием и деньгами из Саудовской Аравии и Катара, то ситуация бы стабилизировалась.

Роман Силантьев: Если ваххабиты придут к власти, христиан в стране не останется

События в Сирии складываются по известному сценарию – ваххабиты напали на местные власти, и пока что побеждают. И если они победят, христиан в стране не останется, как и шиитов. Ситуация, к сожалению, очевидная. Мы можем говорить об этом с уверенностью, потому что в ваххабитских странах христиан не остается – такова правда жизни. Так, в Саудовской Аравии и в Катаре христиане если и остались, то только на территории посольств или других экстерриториальных образований. А именно Саудовская Аравия и Катар являются инициаторами агрессии в отношении Сирии. Это их люди под видом местных жителей устраивают так называемую гражданскую войну, которая является войной террористов против законного правительства Сирии. Ваххабиты ненавидят христиан и уничтожают их при первой возможности.
Что нужно сделать, чтобы защитить сирийских христиан? Я полагаю, что христиан в Сирии защитить уже никто не может. Америка поддерживает ваххабитов, роль России в Сирии минимальна. Стало быть – христиан спасти там никто не в состоянии. В ближайшем будущем христианскую общину, как это произошло в Ираке, в Сомали или в Ливии, ждет изгнание либо уничтожение. Я был бы рад ошибиться, но ситуация развивается в этом направлении.

Ненависть к христианам находит поддержку не только в самом ваххабизме, но и в поддержке христианами режима Башара Асада. Правящий режим гарантировал христианам жизнь и достойные условия существования, а ваххабиты их или уничтожат или изгонят, поэтому они вынуждены поддерживать правящий режим. У нас ведь когда-то немало христиан и в современной Саудовской Аравии проживало. И не только христиан, но и евреев. И где они сейчас? Кто-то успел сбежать, кто-то нет. Но сейчас по факту христиан или евреев в этой стране не осталось. Это очевидный сценарий, поэтому разумные христиане в Сирии никаких иллюзий насчет своего будущего не строят. Если ваххабиты придут к власти, а все к этому идет, то жить христиане в Сирии не смогут.

Как сообщило агентство «РИА Новости», сегодня утром в христианских районах Дамаска Баб Тума и Баб Шарки начались бои между правительственными войсками и вооруженными мятежниками. Сегодня же стало известно, что мятежники получили из Турции первую партию ПЗРК. На фоне поддержки военного переворота странами Запада, а также ваххабитскими Саудовской Аравией и Катаром, положение законного президента выглядит все более угрожающим. В каком положении находятся два миллиона сирийских христиан, поддерживавших законную власть? И что их ждет в случае падения режима? Отвечают эксперт по Ближнему Востоку, писатель Исраэль Шамир (в крещении Адам) и исламовед, исполнительный директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев.

Исраэль Шамир (в крещении Адам): В Сирии начались гонения, но ситуация стабилизируется, если прекратится подпитка мятежников зарубежными деньгами и оружием

Последние десять лет в Сирии произошли два тяжелых события. Первое -- страшная многолетняя засуха, которая ударила по провинции и погнала сотни тысяч людей из деревни в город. Это вчерашние крестьяне, пастухи и бедуины, то есть люди без городских профессий. Вторая проблема и одновременно заслуга медицины - резко стало возрастать население. Это усугубило демографический кризис - в города, чья инфраструктура и так не справлялась, хлынуло еще больше людей. На фоне этих вполне реальных проблем и бурления недовольной молодежи, которая не может найти себе работу, появляются крайне радикальные проповедники. Эти радикалы были воодушевлены не просто суннитами, а группами крайне радикального толка, близкими по идеологии к Аль Каеде. Эти проповедники учат, что проблемы возникли от того, что народ не соблюдает Сунну (правила образа жизни), а у власти еретики-алавиты. Такое разжигание помогло проблеме приобрести религиозный характер.

В Сирии заметную роль во власти играют члены одной этнорелигиозной общины -- алавитов. Алавитов можно назвать шиитами лишь очень условно. Это особая группа, которая ведет свой род от потомков крестоносцев, многие из ее членов выглядят на европейский манер. Это одна из коренных общин Ближнего Востока: алавиты живут и в Турции, и в Иране, и в Сирии. В свое время у французов даже был план создать для них отдельное государство, подобно тому, как они создали отдельное государство Ливан для моронитов. Несмотря на то, что Алавиты играют заметную роль в режиме Башара Эль-Ассада, сложившийся режим -- это режим светский, а не режим одной секты. По крайней мере, он себя не позиционирует алавитским. И, хотя в верхах действительно скопились люди одной этнорелигиозной группы, в сирийской армии всегда было суннитское большинство. Также как и во многих других структурах власти сунниты были представлены широко. Так что, когда говорят, что Алавиты правят Сирией, это все равно, что сказать, что евреи правили Советским Союзом. Ну да, много было конечно евреев в ЦК, или еще где, но сказать, чтобы прямо правили - это перебор.

Что касается христиан, то они были хорошо вписаны и в прежнюю структуру сирийского общества, до победы правящей партии Баас. То есть нельзя сказать, что они пришли к власти вместе с Алавитами а до этого были нигде. И раньше, в оттоманской Сирии, христиане тоже были неплохо представлены. Были у них и проблемы, но у кого их нет? Поэтому они поддерживают нынешний режим, но не так чтобы сильно больше, чем все предыдущие. Так что оснований для того, чтобы воевали именно с христианами, в общем-то, нет. В Сирии Христиане -- это местные люди, которые живут там испокон веков, вписаны в общество и себя ему не противопоставляют.

Но сейчас проповедники, которые для свержения режима декларируют борьбу за чистоту ислама, стали давить на христиан и положение у последних довольно тяжелое. Да, среди мятежников есть люди, которые говорят, что они «воюют не с христианами», но реально в стране начались гонения. Уже есть убитые священники, разрушенные церкви, происходят массовые депортации. Самая массовая депортация была устроена в Хомсе - одном из крупнейших городов Сирии. В городе былин найдены несколько грузовиков с людьми, которых не успели вывезти. Им связали руки и расстреляли. По сообщению католического информагентства Фидес, город покинули 138 тысяч христиан, их дома были уничтожены. Один католический священник убит, один получил три пулевых ранения. Пятеро католических священников были вынуждены бежать. Сейчас под ударом находятся все христиане: и католики, и до халкидонские общины, и православные христиане. И страдают они не потому, что они сами себя ангажировали как сторонников режима. Христианам нет особого интереса ни поддерживать режим, ни выступать против него. Они страдают по вине отчаянного богословского порыва мятежников. На них нападают, они бегут - об этом говорят все. Мятежники требуют, чтобы христиане ушли из Сирии. А ведь это два миллиона жителей страны.

В этой ситуации, как мне кажется, в первую очередь нужно оказывать давление на Саудовскую Аравию и Катар, которые наиболее активно помогают мятежникам оружием и деньгами. Им нужно объяснить, что не боевики будут нести ответственность за происходящее, а именно эти две страны. Нужно принять как можно более жесткие меры, чтобы эти две страны поняли, что христиане не будут смиряться с массовыми убийствами своих единоверцев. Иначе Сирия рискует превратиться во второй Ирак, где до американской оккупации было около миллиона христиан. В результате оккупации они стали беженцами или были убиты.

Алавиты сейчас находятся в таком же положении. А ведь и алавитов в стране миллионы. Я опасаюсь, что если не остановить происходящее, то страна рискует превратиться в кровавую баню. На месте российского МИДа я бы сделал представление Саудовской Аравии, Катару и Турции, которая также возможно причастна к финансированию мятежников, или выступил совместным демаршем с Ватиканом, который уже высказался по этому поводу. Пока что режим Асада справляется, и если прекратится подпитка террористов оружием и деньгами из Саудовской Аравии и Катара, то ситуация бы стабилизировалась.

Роман Силантьев: Если ваххабиты придут к власти, христиан в стране не останется

События в Сирии складываются по известному сценарию - ваххабиты напали на местные власти, и пока что побеждают. И если они победят, христиан в стране не останется, как и шиитов. Ситуация, к сожалению, очевидная. Мы можем говорить об этом с уверенностью, потому что в ваххабитских странах христиан не остается - такова правда жизни. ТАк
Саудовской Аравии и в Катаре христиане если и остались, то только на территории посольств или других экстерриториальных образований. А именно Саудовская Аравия и Катар являются инициаторами агрессии в отношении Сирии. Это их люди под видом местных жителей устраивают так называемую гражданскую войну, которая является войной террористов против законного правительства Сирии. Ваххабиты ненавидят христиан и уничтожают их при первой возможности.
Что нужно сделать, чтобы защитить сирийских христиан? Я полагаю, что христиан в Сирии защитить уже никто не может. Америка поддерживает ваххабитов, роль России в Сирии минимальна. Стало быть - христиан спасти там никто не в состоянии. В ближайшем будущем христианскую общину, как это произошло в Ираке, в Сомали или в Ливии, ждет изгнание либо уничтожение. Я был бы рад ошибиться, но ситуация развивается в этом направлении.

Ненависть к христианам находит поддержку не только в самом ваххабизме, но и в поддержке христианами режима Башара Асада. Правящий режим гарантировал христианам жизнь и достойные условия существования, а ваххабиты их или уничтожат или изгонят, поэтому они вынуждены поддерживать правящий режим. У нас ведь когда то немало христиан и в современной Саудовской Аравии проживало. И не только христиан, но и евреев. И где они сейчас? Кто-то успел сбежать, кто-то нет. Но сейчас по факту христиан или евреев в этой стране не осталось. Это очевидный сценарий, поэтому разумные христиане в Сирии никаких иллюзий насчет своего будущего не строят. Если ваххабиты придут к власти, а все к этому идет, то жить христиане в Сирии не смогут.

Все началось с публикации в турецком издании Sözcüю — там вышла статья под заголовком "Станет ли Айя-София большим сюрпризом". В ней сообщалось, что 14 апреля, в Страстную пятницу, которая в этом году у западных и восточных христиан совпадает, президент Турции Реджеп Эрдоган проведет намаз в храме Святой Софии. Авторы, ссылаясь на источник в турецком правительстве, заявили, что это будет "выступлением против крестоносцев" и символическим актом трансформации музея в действующую мечеть.

Но вот наступила Страстная пятница, а в Стамбуле все спокойно — музей в Айя-Софии работает по обычному расписанию.

А ведь весь христианский мир две недели лихорадочно обсуждал, что ему делать, если обещанный демарш состоится. Волновались турецкие христиане, греки, напряглись в Ватикане. Короче, "от него кровопролитиев ждали, а он Чижика съел!" Зачем же было затевать всю эту интригу?

Турецкие скрепы

Турция считает неприемлемой реакцию Греции на чтение Корана в Святой Софии Накануне МИД Греции заявил, что мусульманские обряды в памятнике всемирного культурного наследия непонятны и являются проявлением неуважения и отсутствия связи с реальностью.

Надо сказать, это не первый информационный вброс на означенную тему. Но еще год назад, когда во время месяца Рамадан в Святой Софии ежедневно читали Коран, а государственный исламский телеканал TRT Diyanet по решению властей это транслировал, Госдеп США высказал публичное недовольство и потребовал от Турции "уважать традиции в отношении древнего собора". На этот раз на официальном уровне никто комментировать ожидаемый демарш не стал.

Зато на неофициальном уровне скандал разошелся большими кругами. Журналисты тут же напомнили, что начиная с 2012 года в годовщину взятия Константинополя султаном Мехметом Фатихом перед музеем проводят многотысячные намазы. Что в декабре 2013 года в поддержку превращения Святой Софии в действующую мечеть публично высказался вице-премьер Турции Мехмет Арынч. Что осенью 2016-го, когда в мечеть Хункар Касри (Голубую мечеть), являющуюся частью музейного комплекса Айя-София, был назначен имам и мусульманская молитва там стала совершаться ежедневно, интернет запестрел хештегами #LetUsPray ("Дайте нам молиться"), #AyaSofyaAcilsinDunyaCildirsin ("Пусть откроется Айя-София, пусть мир завидует").

Турция может сделать собор Святой Софии мечетью из-за слов Франциска По словам главного муфтия Анкары Мефаила Хызлы, заявление папы римского Франциска о геноциде армян приблизит открытие для молитв собора Святой Софии, который в 1935 году был преобразован в музей.

Кроме того, эта тема стала еще одной скрепой между религиозными турками и националистами, чей лозунг: пока Айя-София не станет мечетью, Стамбул не будет свободным. Вот и лидер Ассоциации молодежи Анатолии (Anadolu Genсlik Dernegi"nin) Турхан Салех давно говорит: Айя-София для турок — то же, что и Кааба для всех мусульман.

Как отмечает итальянский католический портал AsiaNews, "таким образом, Эрдоган, получивший прозвище Новый султан за свой политический радикализм, побуждает мусульман сказать "да" на референдуме по изменению Конституции Турции, который должен состояться 16 апреля". Издание цитирует слова президента: "Период, который начался в 1923 году, вот-вот закончится. И точка".

"Айя-София — это мечеть!"

По словам политолога Алексея Малашенко, в Европе это вызвало шок. "Это знак всем — и Европе, и самим туркам: мы мусульмане, и закончим все эти разговоры, что мы какой-то там мост между кем-то и кем-то. Нет, мы — исламское государство и мы никого не боимся. И София, которая была классическим примером музея, объединяющего разные цивилизации, — это мечеть", — считает эксперт.

Турция действительно стоит на пороге исторического решения. Референдум, который пройдет в это воскресенье, определит судьбу страны до 2029 года. В случае успеха Эрдоган получит возможность переизбираться еще два раза и править еще 12 лет. При этом он будет одновременно президентом и премьер-министром Турции — пост премьера отменят в 2019-м. Разрыв между сторонниками и противниками этой идеи минимален. Понятно, что скандал вокруг Святой Софии консолидирует внутри страны силы, на поддержку которых Эрдоган рассчитывает.

Кроме того, похоже, Анкара таким образом расширяет зону потенциального конфликта с Западом, который здесь именуется теперь только как "христианский".

Эрдоган уже заявил, что указ о превращении мечети Айя-София в музей, подписанный Кемалем Ататюрком, является подделкой.

Напомним, что собор Святой Софии был заложен в 532 году при византийском императоре Юстиниане I и более тысячи лет, вплоть до постройки римского собора Святого Петра, оставался самым большим христианским храмом мира. После захвата Константинополя в 1453 году воинами султана Мехмеда II он был обращен в мечеть. А спустя полтысячелетия после своего создания, в 1935 году, специальным декретом Ататюрка был объявлен музейным комплексом, что целиком вписывалось в политику строительства светского государства, которую проводил основатель современной Турецкой Республики.

Что ждет христиан

"Любые шаги Эрдогана необходимо понимать в свете его идеологии, — отмечает председатель византийского клуба "Катехон" при Институте философии РАН, политолог Аркадий Малер. — Он с самого начала своего правления утверждает, что Османская империя, которая была оплотом мирового ислама, должна быть фактически восстановлена и вновь стать оплотом ислама. Конечно же, святыня всего христианского мира — собор Святой Софии, — с его точки зрения, должна вновь стать мечетью".

"Понятно, что все более или менее честные и последовательные христиане, не только православные, но и католики и протестанты, не смогут в этой ситуации оставаться равнодушными, — уверен эксперт. — Разумеется, если Эрдоган когда-нибудь совершит там намаз, это качественно ухудшит его отношения со всем христианским миром, в частности с Россией. Причем независимо от того, какими будут его официальные отношения с Москвой. Православное большинство в нашей стране никогда этот шаг не поймет и не примет".

Не сулит ничего хорошего эта перспектива и христианскому меньшинству в самой Турции. По мнению собеседника агентства, только всевозможные международные договоренности, необходимость существовать в мире, "где пока еще приняты какие-то ценности, восходящие к христианству", не дают ему позволить себе в отношении этой части населения какие-то радикальные действия.

Ухудшится и без того непростое положение Константинопольского патриархата, который, по словам эксперта, "находится в положении этнорелигиозного гетто". Православным постоянно "напоминают, что они здесь чуть ли не гости, хотя православие существовало на этой земле гораздо дольше, чем ислам и сами турки", отмечает Малер.

Впрочем, — даже в случае успешного для Эрдогана исхода референдума — если ему не удастся качественно изменить экономическую ситуацию в стране, турки быстро вспомнят Кемаля Ататюрка, их начнет сильно раздражать новая Конституция, которую делает он под себя, и у кемалистов появится хороший шанс дать ему сдачи, полагают эксперты. Как ни крути, а Турция последние 80 лет была демократическим государством.

«В Риге, во дворе бывшего здания КГБ появилась статуя распятого на кресте президента России Владимира Путина. Вбить в него гвоздь могут все желающие. Автор композиции пожелал остаться неизвестным… Посетители же, как и общество, разделились на две группы: те, кто гвозди вбивают, и те, кто их вытаскивают». http://m.rus.delfi.lv/article.php?id=45971563 На голове у Президента России терновый венец…

Заметьте, не мы канонизировали Президента России.

Но поскольку мы заговорили об этом, то нельзя не удивиться в который раз, как бездарные концептуалисты умеют все поворачивать против себя. Хотели унизить нашего Президента, поглумиться – а вызвали совсем обратное. Прямые параллели. Никто не сомневается в том, что Путин страдает за Россию, мы все это видим. Точно так же есть те, кто хотел бы вбить в него гвоздь (и мы все тоже знаем, кто это и как они называются и выглядят и где они сидят) и миллионы тех, кто эти гвозди вытаскивает. Своим трудом, своей позицией, своим отвращением к либералам. И, самое главное, чего добились трусливые концептуалисты, пожелавшие остаться неизвестными – это главной ассоциации. Совершенно понятно, с кем ассоциируют человека, распятого на Кресте. Совершенно очевидно, что с этих гвоздей дорога только в небо. Никаких других аналогий быть не может. И еще очевиднее, с кем ассоциируют тех, кто судит, распинает, вбивает гвозди, молча одобряет. Это тоже не дискуссионный вопрос. Продолжая эти аналогии, следует отметить, что нашлось очень немного людей на всю Латвию, которые вытаскивают гвозди. Все остальные, включая т.н. «президента» этой могучей страны, представителей власти и пр. молчат. То есть поддерживают. Именно так и было в небольшой римской провинции две тысячи лет тому назад, когда под стук молотков и глумливые крики «ну, если ты тот, кем себя называешь, сойди с креста» начались события, перевернувшие эпоху.

На самом деле, последняя аналогия слишком сильна. Нынешние правители Прибалтики, независимо и свободно лежащие под Америкой и еще устраивающиеся поудобнее, чтобы хозяину было легче их иметь, все эти, как всегда, трусливо прячущиеся концептуалисты, не годятся в грязь под башмаками тем, кто жил тогда. Ибо все, что ими сегодня делается, делается по приказу, по заказу, за деньги, льготы, визы, ради удовлетворения чувства жгучей зависти к соседу. Их национальная идея – лаять на Россию. Никакой другой нет и не будет. Ради этой идеи они «освобождались», ради этого они били советских ветеранов, оскверняли могилы и памятники, разводили фашистов, вводили сегрегацию. Они – губка, которой Запад вытирает ботинки, чтобы лучше блестели. Такими они и останутся в истории. С одной стороны пасть, которая лает, с другой хвост, который угодливо виляет.

То, что произошло, интересно и еще с одной точки зрения. С точки зрения того, что происходит в религиозном пространстве Запада и что происходит с этим пространством. Глядя на происходящее, можно говорить о религиозных перспективах, которые свидетельствуют о больших переменах, неизбежно следующих за подобного рода (и многими другими) выходками. Причем эти выходки свидетельствуют о том, о чем, очевидно, не догадываются сами режиссеры подобного рода выставок.

Итак, что происходит. Сегодня мы находимся в ситуации распада либеральной идеологии и связанной с ней ментальной «инфраструктуры», важнейшей частью которой был рационализм – наследие эпохи Просвещения. Крушение любой смыслообразующей идеологии (как, например, коммунизма) всегда приводит к серьезным общественным потрясениям, разгулу страстей, вызывает интерес к мистике и стимулирует поиски новой опоры, на которой можно утвердить сердце и выстроить новую логику жизни (см. события 1917 и 1991 гг. в России). Следствием этого распада становится конец секулярной эпохи, «десекуляризация» в целом, без конфессиональных различий и социального пространства. Сегодня можно видеть подъем религиозных чувств, стремление религии вернуть себе утраченные или усилить ослабленные позиции в Иране, Польше, Латинской Америке и пр. В ходе недавних событий на Ближнем Востоке светские режимы в Египте, Ливии, Тунисе, Сирии или пали под ударами исламских радикалов, или испытали их сильное давление.

Аналитик Кристофер Марш пишет о том, что Д.Буш использовал религиозный язык для обоснования своей политики, а значительная часть электората соглашалась не столько с его политическими, сколько с религиозными взглядами. Сенатор Д.Керри, боровшийся с Бушем на выборах 2004 г. стремился показать себя «хорошим христианином». В целом же, как подчеркивает исследователь, «вопросы религии по прежнему самые горячо обсуждаемые в современной американской политике, а отделение Церкви от государства, возможно, остается самой неясной областью американского права». Американский социолог Питер Бергер в специальной работе, посвященной десекуляризации, констатирует, что мир сегодня «неистово религиозен, как и был в прошлом, а в некоторых местах более, чем когда либо». Исследователь М.Эпштейн, говоря о возникновении «новой постатеистической теологии», пишет о том, что «начинается новое возрастание веры, теистическое осмысление и преодоление самого атеизма». Именно поэтому даже политические акции концептуалистов, как мы видим, облекаются в форму религиозных образов, их персонажи наполняются сакральным смыслом, хотя сами авторы, очевидно, стремятся к другому.

То есть, очевидно, мы наблюдаем (даже по таким косвенным признакам, как событие, указанное выше) не только процесс деятельного интуитивного раскаяния значительной части человечества, участвовавшего в кошмарах и войнах ушедшего века. Не менее важно и то, что мы видим естественный, закономерный ответ на «смерть Бога», провозглашенную Ницше и утвержденную в протестантской теологии Д.Бонхеффера, Т.Альтицера, В.Хамилтона. Столетие, прошедшее под знаменем умершего Бога, сменяется столетием, которое открывается осознанием Бога воскресшего, что, очевидно, должно оказать свое влияние на все сферы жизни XXI века и гарантировать наступившее столетие от повторения многих трагических ошибок.

То есть можно констатировать возвращение в мир человека христианства, но христианства обновленного, готового ответить на вызовы обновленного, прошедшего сквозь кризис, мира. Что для этого нужно? Структура, которая осмыслит в христианских категориях всё произошедшее и происходящее с нами, которая даст смыслы и обучит людей правильному обращению с ними, правильному применению их к окружающему миру. Только она ответит на вопросы, поставленные новыми религиозными доктринами, которые, без сомнения, породит Интернет.
Именно эта структура сможет поставить у истоков новой эпохи, где мы все находимся, личность, человека, который обозначит вектор развития этой эпохи, задаст ее координаты. Августин Блаженный обозначил переход от человека античности к человеку Христианства, к человеку Средних веков. Иммануил Кант стоял у истоков человека Нового времени. Кто стоит сегодня у истоков человека информационной эпохи? На этот вопрос сегодня может ответить только Церковь. Она же может сформулировать новые смыслы, отобрать из старого все то, что может пригодиться в будущем, как она в свое время отобрала все лучшее из античного наследия. Только она может выстроить взаимоотношения двух градов – земного и Божьего, как это сделал в свое время Августин Иппонинйский.

Этого ответа в той или иной форме ждут многие. Роберто Вакка, считающий, что мы вступили в «новое средневековье», призывает «подумать о том, чтобы запланировать создание аналога монашеских общин, которые уже сегодня учились бы поддерживать и передавать в обстановке такого упадка научные и технические знания, необходимые для возрождения». Ю.Хабермас писал о том, что в постсекулярную эпоху Церкви должны брать на себя роль интерпретирующих сообществ, тем более, что, по словам теолога Джона Милбэена, «капитализм есть атеизм и нигилизм». А поскольку сегодня в чистом виде нет ни того ни другого, значит, нет и капитализма в той традиционной форме, в которой он существовал. Церковь должна сохранить тягу и любовь к знанию, которое сегодня остро необходимо для того, чтобы расставить по местам и осмыслить ту массу продуктов человеческого ума, которую мы видим сегодня. «Для этого нужно воображение и мифологическое мышление», - писал Ю.Каграманов и все это есть у Церкви. Так же как у Церкви есть опыт точно избавляться от лишнего и ненужного, что сегодня, на рубеже эпох, остро необходимо, чтобы не втаскивать за собой в будущее то, что наверняка не пригодится. Тем более, что, по словам Германа Люббе, пребывание в настоящем сегодня все более сокращается. Значит, все меньше времени остается для раздумий.

Опираясь на опыт минувших столетий, можно предположить, что формирование постсекулярного религиозного сознания потребует новой «Земли Обетованной», территории, где сбываются мечты, в которой отпечатался образ «Града Божьего». Можно вспомнить, что начало второго тысячелетия, открывшее средневековье, совпавшее с поисками знания, стремлением к очищению вызвало поиск «иного берега», к которому можно было бы пристать, иной Земли. Такой землей стала Палестина, которую открыли для себя Европа и недавно крестившаяся Русь (с XIII в., т.е. после захвата и разграбления Иерусалима крестоносцами, Русь начинает ориентироваться в поиске духовного идеала на Афон). В XV в. (начало эпохи Реформации, время книгопечатания, становления капитализма) обретается новый спасительный берег, к которому начинают стремиться. Это Америка, породившая в общественном сознании Европы веру, что там, за океаном, располагается «обетованная земля христиан», место, где можно достичь совершенства. Именно эти религиозные поиски легли сначала в основу миграций, а затем и в основу идеологии США, которая утверждала, что Америка – страна абсолютной свободы, бескрайних возможностей, безграничных прав. В России аналогичные поиски «Опоньского царства» и «града Китежа» во многом способствовали освоению пространств от Урала до Дальнего Востока.

Сегодня, когда открывается новая эпоха, зарождаются новые формы хозяйствования, отменяются старые правила и границы в прямом и переносном смысле, начнется и поиск «иной земли», которая больше, чем земля. Территории, где живут счастливые люди, где Бог рядом с человеком, где нет демократии, а есть справедливость. Одним из проявлений такого поиска сегодня можно считать массовый, не имеющий аналогов, туризм (в том числе и религиозный), в ходе которого очень многие не просто любуются красотами и инстаграмятся, а ищут, где можно остаться и начать жить иначе. Внешне и внутренне. Наступила вторая «эпоха Великого Переселения Народов», которая ставит перед существующими религиями множество проблем, главная из которых – кочевникам не нужны храмы. Храмы нужны оседлым. Храм привязывает тебя к определенной земле, а что делать, если ты «гражданин мира»? Отсюда синкретизм и эклектизм в сознании, который не снился никаким бахаистам, попытка усидеть на нескольких стульях одновременно, готовность принимать все, что приносит успокоение в душу и тишину в жизнь и воспринимать перемены в жизни именно как перемещение с места на место. Вполне возможно, что именно Россия станет этой «землей справедливости», так же как «человеком справедливости» уже стал Путин.

Как бы там ни было, в наступившем столетии, очевидно, эти поиски приведут к цели. Для того, чтобы эта цель действительно была спасительной, а не самодостаточной, сегодня необходимы усилия крупнейших Церквей и, прежде всего, Русской Православной Церкви, которая свободна от многих обременений, существующих у католиков Запада.

ПОРТАЛ "РОССИЯ ЗАВТРА" - НОВОСТИ ИЗ БУДУЩЕГО.