Физическая подготовленность (понятие и общая характеристика). Понятие и нормы: показатели физической подготовленности Физическая подготовленность определение понятия

Физическая подготовка - это процесс, направленный на вос­питание физических качеств и развитие функциональных воз­можностей, создающих благоприятные условия для совершенство­вания всех сторон подготовки. Она подразделяется на общую и специальную.

Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. В современной спортивной трени­ровке общая физическая подготовленность связывается не с разносторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта. Средствами общей физической подготовки являются физические упражнения, ока­зывающие общее воздействие на организм и личность спортсмена.

К их числу относятся различные передвижения - бег, ходьба на лыжах, плавание, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями и др.

Общая физическая подготовка должна проводиться в течение всего годичного цикла тренировки.

Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функ­циональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения и специально подготовительные упражнения.

Физическая подготовленность спортсмена тесно связана с его спортивной специализацией. В одних видах спорта и их отдельных дисциплинах спортивный результат определяется прежде всего скоростно-силовыми возможностями, уровнем развития анаэроб­ной производительности; в других - аэробной производительно­стью, выносливостью к длительной работе; в третьих - скоростно-силовыми и координационными способностями; в четвертых - равномерным развитием различных физических качеств.

Психическая подготовка

Психическая подготовка - это система психолого-педагогичес­ких воздействий, применяемых с целью формирования и совер­шенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировоч­ной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного вы­ступления в них.

Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольше­му использованию физической и технической подготовленности, а с другой - позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, пере­возбуждение и т.д.).

Принято выделять общую психическую подготовку и психи­ческую подготовку к конкретному соревнованию.

Общая подготовка решается двумя путями:

Обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечивающим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, концентрации и распределения внимания; способам самоорганизации и мобилизации на максимальные волевые и физические усилия;

Обучение приемам моделирования в тренировочной деятель­ности условий соревновательной борьбы посредством словесно-образных и натурных моделей. Подготовка к конкретному сорев­нованию предполагает формирование установки на достижение запланированного результата на фоне определенного эмоционального возбуждения, в зависимости от мотивации, величины по­требности спортсмена в достижении цели и субъективной оценки вероятности ее достижения. Изменяя эмоциональное возбужде­ние, регулируя величину потребности, общественную и личную значимость цели, а также субъективную вероятность успеха, мож­но формировать необходимое состояние психической готовности спортсмена к предстоящему соревнованию.

В повседневном тренировочном процессе психическая подготов­ка как бы включена в другие виды подготовки (физическую, техни­ческую, тактическую), хотя имеет свои цели и задачи. Если цель психической подготовки - реализация потенциальных возможнос­тей данного спортсмена, обеспечивающих эффективную деятель­ность, то многообразие частных задач (формирование мотивационных установок, воспитание волевых качеств, совершенствование двигательных навыков, развитие интеллекта, достижение психичес­кой устойчивости к тренировочным и соревновательным нагрузкам), приводит к тому, что любое тренировочное средство в той или иной мере способствует решению задач психической подготовки.

По цели применения средства и методы психической подготов­ки делятся на:

    мобилизующие;

    коррегирующие (поправляющие);

    релаксирующие (расслабляющие).

    психолого-педагогические (убеждающие, направляющие, двигательные, поведенческо-организующие, социально-организующие, комбинированные);

    преимущественно психологические (суггестивные, т.е. внушающие; ментальные, сочетающие воздействие словом и образом; социально-игровые, комбинированные);

    преимущественно психофизиологические (аппаратурные, психофармакологические, дыхательные, комбинированные).

По сфере воздействия средства и методы психической подго­товки делятся на:

    средства, направленные на коррекцию перцептивно-пси­хомоторной сферы (т.е. на качества, связанные с восприятием ситуации и моторными действиями);

    средства воздействия на интеллектуальную сферу;

    средства воздействия на волевую сферу;

    средства воздействия на эмоциональную сферу;

    средства воздействия на нравственную сферу.

По адресату средства и методы психической подготовки делятся на:

    средства, направленные на психическую подготовку тренера;

    средства управления непосредственно спортсменом или командой.

По времени применения эти средства и методы делятся на:

    предупреждающие;

    пред соревновательные;

    соревновательные;

    постсоревновательные.

По характеру применения их подразделяют на саморегуляцию (аутовоздействия) и гетерорегуляцию (воздействия других участников педагогического процесса - тренера, психолога, врача, массажиста и т.д.).

На выбор конкретных средств и методов существенное влия­ние оказывают фактор времени, место соревнования, социально-психологический климат в команде, индивидуальные особеннос­ти спортсмена.

Мобилизующие средства и методы направлены на повышение психического тонуса, формирование установки на активную ин­теллектуальную и моторную деятельность спортсмена. Сюда отно­сят такие словесные средства, как самоприказы, убеждения; та­кие психорегулирующие упражнения, как «психорегулируюшая тренировка» (вариант «мобилизация»), упражнения на концент­рацию; такие физиологические воздействия, как возбуждающий вариант акупунктуры, возбуждающий массаж.

Коррегирующие средства обычно относятся к категории сло­весных и носят форму гетеровоздействия. Ими могут быть различ­ные варианты сублимации (мысли спортсмена о возможном ис­ходе соревнования вытесняются в направлении оценки собствен­ных технико-тактических действий), способы изменения целепо-лагания, прием «рационализация» (когда спортсмену объясняют механизм начавшегося стресса, что делает его менее опасным), «гимнастика чувств» по системе К. С. Станиславского (когда спорт­смену преднамеренно предлагают изобразить гнев, ярость, радость, сомнение и т.д.).

Редактирующие средства направлены на снижение уровня возбуждения и облегчают процесс психического и физического восстановления. В качестве примеров можно назвать варианты психорегулирующей тренировки «успокоение», «прогрессивную ре­лаксацию» (последовательное напряжение и расслабление мышц), «паузы психорегуляции», успокаивающий массаж.

Психолого-педагогические средства относятся к компетенции не только психолога, но и тренера, основываются на вербальном (словесном) воздействии и направлены преимущественно на мо­ральную и нравственную сферу спортсмена. Умелое использова­ние слова - важнейшее средство психической подготовки.

Психофизиологическими условно называются средства физио­логические по технологии, но несущие в себе психическое воз­действие, в основном косвенное. Такими средствами являются акупунктура, массаж, разминка, особенно если она психологи­чески грамотно построена и преследует цель формирования у спортсмена необходимого настроения.

Значительный раздел средств психической подготовки состав­ляют приемы произвольной саморегуляции. По способу примене­ния такими приемами могут быть убеждение, самовнушение (са­моприказ), двигательные и дыхательные упражнения, использо­вание механизмов представления и воображения (например, с по­мощью средств идеомоторной тренировки).

Психическая подготовка осуществляется на всем протяжении многолетней подготовки на тренировочных занятиях, учебно-тре­нировочных сборах, соревнованиях.

Физическая подготовленность - это результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности.

Физическая подготовленность характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной) и развития основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости). Физическая подготовка - это процесс, в ходе которого достигается тот или другой уровень физической подготовленности.

Физическая подготовка направлена на укрепление здоровья, достижения высокого уровня физического развития, воспитанию необходимых человеку физических качеств. Ее принято подразделять на общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).

Цель общей физической подготовки - достижение высокой работоспособности. Она направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности. Ее средствами являются разнообразные физические упражнения (ходьба, бег, передвижение на лыжах, плавание, гребля, подвижные и спортивные игры, гимнастика, упражнения с отягощениями и др.).

Специальная физическая подготовка -- специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека. Результатом физической подготовки является физическая подготовленность, отражающая достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективности целевой деятельности (на которую ориентирована подготовка). СФП направлена на воспитание отдельных физических качеств, навыков и умений, необходимых в избранном виде спорта или военном деле. Она проводится систематически и помогает человеку подготовиться к соревнованиям или выполнению ответственных заданий, требующих мобилизации всей физической подготовленности на данном этапе. Средствами ее являются специальные упражнения и элементы.

Для развития важных физических качеств, применяют упражнения на быстроту, силу, общую, скоростную и силовую выносливость, на координацию движений и др. Это главным образом упражнения из основной гимнастики, из различных видов легкой атлетики, спортивных игр, тяжелой атлетики и др. С помощью них можно укрепить мышцы, на которые приходится наибольшая физическая нагрузка, дополнительно развить физические качества, требуемые той или иной профессией.

Для формирования и совершенствования вспомогательно-прикладных навыков применяют так называемые естественные движения (прыжки, метания, лазание, плавание), упражнения из прикладного туризма и др. Повысить устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды можно, применяя соответствующие упражнения, которые не только совершенствуют какое-либо качество, но и одновременно дают неспецифический тренировочный эффект. Например, устойчивость к перегреванию можно повысить упражнениями, сопровождающимися значительным теплообразованием: продолжительным бегом, интенсивным передвижением на лыжах, коньках, спортивными играми, фехтованием.

Для совершенствования психических качеств - волевых, внимания, реакции на сигналы, восприятия пространства, времени, мышечных усилий и других - большое значение имеют используемые направленно физические упражнения и занятия определенными видами спорта. При этом влияние последних на развитие психических качеств неодинаково. Специфика каждого конкретного вида спорта определяет активность соответствующих психических функций и степень их проявления. Например, спортивные игры вырабатывают точность времени реакции на движущийся объект, быстроту двигательной реакции; гимнастика в большой степени развивает точность мышечных усилий при действии руками и др.

Совершенствованию волевых качеств, способствуют занятия всеми видами, спортивными играми, прыжками в воду, гимнастическими упражнениями, связанными с элементами опасности и др.

Оптимальная физическая подготовленность называется физической готовностью. В структуре индивидуальной трудовой готовности человека и профессиональной деятельности физическая готовность занимает свое определенное место. Очень весомое: разве можно представить геолога, не обладающего достаточным уровнем общей и силовой выносливости, успешно работающего в летнем полевом сезоне в экстремальных условиях; или врача-нейрохирурга, оперирующего пациента на головном мозге, без специальных психофизических качеств: тонкой двигательной координации, статической выносливости и концентрации внимания; или инженера буровых установок, успешно выполняющего свои профессиональные обязанности в условиях жары, сильных морозов или шторма без определенных скоростно-силовых способностей?

Поэтому сейчас, как никогда, возрастает качественный показатель в организации профессионально-прикладной физической подготовки в школах, вузах, тем более что постоянно растет количество новых специальностей при тенденции ухудшения общего уровня здоровья молодых людей - потенциальных студентов, а позже трудоспособного населения нашей страны.

Таким образом, давая определение физической подготовленности, мы тем самым, увязываем друг с другом все три ее составляющие: телесную (морфологическую), функциональную и двигательную. Однако, зная, что для каждой профессиональной деятельности необходим строго определенный коэффициент отношений составляющих как системы "физическая готовность", так и ее подсистемы "двигательная готовность", определение данного количественного коэффициента и создание математических моделей формирования физической готовности человека в зависимости от рода его деятельности, функционального состояния, телесной развитости, возраста, двигательной активности, среды обитания, пола (мужского или женского) и других факторов (внешних и внутренних) и будет сугубо индивидуальным показателем физической активности человека к профессиональной деятельности.

Таким образом, современные требования к физическому состоянию российских граждан (потребность общества в оптимизации их физического состояния) являются основным системообразующим фактором создания доктрины физического совершенствования всего населения Российской Федерации. В свою очередь, научно-теоретические и организационные основы формирования, поддержания и восстановления физической готовности людей к различным видам деятельности выступают главным системообразующим фактором общей теории физической культуры.

Физическая подготовка - это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия обеспечения жизнедеятельности человека. Понятием "физическая подготовка" пользуются тогда, когда необходимо подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к трудовой, военной, спортивной и иной деятельности. Различают общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).

Общая физическая подготовка (ОФП) - это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в выбранной сфере деятельности или виде спорта. Средствами ОФП являются физические упражнения (бег, плавание, спортивные и подвижные игры, лыжный спорт, велоезда, упражнения с отягощениями и др.), оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. С ОФП связано достижение физического совершенства - уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих спортивной, военной, профессиональной и иной деятельности.

Необходимость широкого разнообразия средств ОФП определяется тем, что в сферу занятий физическими упражнениями с общеподготовительной направленностью вовлекаются практически все слои населения - от младенческого до пожилого возраста.

Задачами ОФП являются: 1) укрепление и сохранение здоровья, совершенствование телосложения, гармоничное физическое развитие, поддержание общего уровня функциональных возможностей организма, многолетнее сохранение высокого уровня трудоспособности; 2) развитие всех основных физических качеств - силы, выносливости, гибкости, быстроты и ловкости; 3) создание базовой основы для специальной физической подготовленности к конкретным видам деятельности - трудовой, военной, бытовой и т.д.

ОФП - основная целевая задача педагогического процесса физического воспитания студенческой молодежи, ориентированная на укрепление их здоровья, повышение общей работоспособности и эффективности учебного труда. Однако следует помнить, что даже достаточно высокая общефизическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в подготовке к конкретному виду профессии или виду спорта. В этих случаях необходима дополнительная специальная подготовка: в области спорта - специальная подготовка: в области спорта - специальная физическая подготовка, в профессиональной деятельности - профессионально-прикладная физическая подготовка.

Специальная физическая подготовка (СФП) характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта.

(СФП) - это процесс, который обеспечивает развитие физических качеств и формирование двигательных умений и навыков, специфичных лишь для конкретных видов спорта или конкретных профессий, обеспечивает избирательное развитие отдельных групп мышц, несущих основную нагрузку при выполнении специализированных упражнений. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения в "своем" виде спорта. Соотношение средств и методов ОФП и СФП зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, его спортивного стажа, периода тренировок и решаемых задач. Принцип единства основывается на том, что приспособительные реакции организма на нагрузки носят избирательный характер и не могут обеспечить развитие всех необходимых для показа высокого спортивного результата качеств. Каждое качество в зависимости от биологической структуры используемых движений, от интенсивности нагрузки развивается специфически. Отклонение в ту или иную сторону при использовании либо специфических средств, либо общеразвивающих физических упражнений, не дает необходимого эффекта. Уровень развития физических качеств неодинаков у представителей различных видов спорта.

Основное средство физической культуры -физические упражнения. Существует физиологическая классификация упражнений, в которой вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим признакам.

Устойчивость организма к неблагоприятным факторам зависит от врожденных и приобретенных свойств. Она весьма подвижна и поддается тренировке как средствами мышечных нагрузок, так и различными внешними воздействиями (температурными колебаниями, недостатком или избытком кислорода, углекислого газа). Отмечено, например, что физическая тренировка путем совершенствования физиологических механизмов повышает устойчивость к перегреванию, переохлаждению, гипоксии, действию некоторых токсических веществ, снижает заболеваемость и повышает работоспособность.

Средства физической культуры и спорта

1 Физические упражнения

2 Оздоровительные силы природы

3 Гигиенические факторы

Оздоровительные силы природы оказывают существенное вли­яние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в орга­низме, которые приводят к изменению состояния здоровья и ра­ботоспособности человека.

В процессе физического воспитания естественные силы приро­ды используют по двум направлениям:

  • как сопутствующие факторы, создающие наиболее благо­приятные условия, в которых осуществляется процесс физичес­кого воспитания. Они дополняют эффект воздействия физичес­ких упражнений на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических про­цессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утом­ления и т.д.;
  • как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и вод­ные процедуры).

В теории физического воспитания понятие "сила" выражает одну из качественных характеристик произвольных движений человека, которые направлены на решение конкретной двигательной задачи. Исходя из этого, можно дать следующее определение понятию "сила".

Сила - это способность преодолевать определенное сопротивление или противодействовать ему за счет деятельности мышц.

В качестве сопротивления могут выступать силы земного тяготения, которые равняются массе тела человека; реакция опоры при взаимодействии с ней; сопротивление окружающей среды; масса отягощений предметов, спортивных снарядов; силы инерции собственного тела или его звеньев и других тел; сопротивление партнера и т.п. Чем большее сопротивление способен преодолеть человек, тем он сильнее.

В зависимости от двигательной задачи и характера работы опорно-двигательного аппарата, сила, проявляемая мышцами, приобретает специфические особенности, которые становятся более выраженными с ростом физической подготовленности человека.

Основными, качественно специфическими для разных двигательных действий видами проявления силы есть: абсолютная, скоростная, взрывная сила и силовая выносливость.

Разновидностью динамической силы является «взрывная» сила. Методом её развития будет метод динамических усилий с использованием различных прыжков, спринтерского бега, метания снарядов.

Дыхание при выполнении силовых упражнений имеет огромное значение и требует специального регулирования.

Во избежание нежелательных явлений при выполнении силовых упражнений следует соблюдать основные правила:

1) допускать задержку дыхания только при кратковременных максимальных напряжениях;

2) включать в тренировку упражнения с предельными или близкими к ним напряжениями в малом объёме;

3) не следует делать максимальный вдох перед выполнением силовых упражнений, так как это усугубляет нежелательные сдвиги в организме при задержке дыхания.

Желательно, чтобы занимающиеся выполняли вдох и выдох в середине силового упражнения, несмотря на то что это, казалось бы, неудобно делать.

Регулярные тренировки приспосабливают организм к нагрузкам. Адаптация проходит быстрее, если в течение определённого времени порядок и последовательность упражнений остаются постоянными. Рекомендуется повторять подобранный комплекс силовых упражнений, варьируя величину веса, количество повторений упражнения и количество подходов. Однако чрезмерно продолжительное использование одного и того же комплекса ведёт к тому, что его выполнение становится привычным и будет вызывать малые адаптационные сдвиги. Поэтому рекомендуется менять комплексы упражнений один раз в 2-6 недель.

Экспериментально доказано, что трёхразовые занятия в неделю дают наибольший эффект. Эти рекомендации относятся к силовым упражнениям общего воздействия, так как работоспособность в наиболее мощных мышечных группах восстанавливается относительно медленно.

Развитие силы с помощью малого веса имеет своё преимущество. При этом легко осуществляется контроль за правильностью движений и дыхания, исключается избыточное закрепощение мышц и напряжение.

Не следует на занятиях стремиться к выполнению возможно большего числа разнообразных упражнений на силу. Упражнения с большим напряжением обязательно следует чередовать с упражнениями, требующими меньших усилий.

Силовые упражнения наиболее эффективны, если их применять в начале или середине основной части занятий.

Гибкость - это способность выполнять движения с максимальной амплитудой в суставах. Термин «гибкость» более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела. А применительно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность», а не «гибкость», например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах».

В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнениями на растягивание.

Основными ограничениями размаха движений являются мышцы-антагонисты. Растянуть соединительную ткань этих мышц, сделать мышцы податливыми и упругими (подобно резиновому жгуту) - задача упражнений на растягивание. Среди упражнений на растягивание различают активные, пассивные и статические.

Активные движения с полной амплитудой (махи руками и ногами, рывки, наклоны и вращательные движения туловищем) можно выполнять без предметов и с предметами (гимнастические палки, обручи, мячи и т.д.).

Пассивные упражнения на гибкость включают: движения, выполняемые с помощью партнера; движения, выполняемые с отягощениями; движения, выполняемые с помощью резинового эспандера или амортизатора; пассивные движения с использованием собственной силы (притягивание туловища к ногам, сгибание кисти другой рукой и т.п.); движения, выполняемые на снарядах (в качестве отягощения используют вес собственного тела).

Статические упражнения, выполняемые с помощью партнера, собственного веса тела или силы, требуют сохранения неподвижного положения с предельной амплитудой в течение определенного времени (6-9 с). После этого следует расслабление, а затем повторение упражнения.

Упражнения для развития подвижности в суставах рекомендуется проводить путем активного выполнения движений с постепенно увеличивающейся амплитудой, использования пружинящих «самозахватов», покачиваний, маховых движений с большой амплитудой.

Основным методом развития гибкости является повторный метод, где упражнения на растягивание выполняются сериями, по нескольку повторений в каждой, и интервалами активного отдыха, достаточными для восстановления работоспособности.

В зависимости от решаемых задач, режима растягивания, возраста, пола, физической подготовленности, строения суставов дозировка нагрузки может быть весьма разнообразной, а количество повторений упражнения в серии дифференцируется. Этот метод имеет два варианта: метод повторного динамического упражнения и метод повторного статического упражнения. Поскольку, основной задачей при выполнении упражнений на гибкость является достижение максимальной амплитуды в том или ином движении, то необходимо учитывать вид (характер) упражнения, число повторений, интервал отдыха между упражнениями и т.д.

Кроме того, процесс развития гибкости имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать на тренировке. Как правило, гибкость развивается труднее, чем силовые качества. Главной задачей следует считать развитие активной подвижности, а улучшение пассивной гибкости рассматривать как вспомогательное средство. В зависимости от возраста, пола и физической подготовленности занимающихся количество повторений упражнения в серии дифференцируется. В качестве развития и совершенствования гибкости используются также игровой, соревновательный и соревновательно-игровой методы. Под соревновательно-игровым методом в физическом воспитании подразумевается способ приобретения и совершенствования знаний, умений и навыков развития двигательных и морально-волевых качеств в условиях игры или соревнования. Его характерной особенностью, отличающей от других методов физической подготовки, является обязательное присутствие соревновательно-игровой деятельности двух противоборствующих сторон.

Соревновательно-игровой метод относится к группе практических методов. Его комбинированное применение позволяет решать широкий круг задач в самых различных условиях. Данный метод обладает многими признаками как игрового, так и соревновательного метода, использующихся в физическом воспитании. К характерным его признакам можно отнести:

Присутствие соперничества и эмоциональность в двигательных действиях;

Непредсказуемую изменчивость, как условий, так и действий самих участников;

Проявление максимальных физических усилий и психического воздействия;

Стремление учащихся добиться победы при соблюдении оговоренных правил игры или соревнования;

Применение разнообразных двигательных навыков, целесообразных в конкретных условиях игры или соревнования.

Если рассматривать соединение соревновательного и игрового методов с позиции физического воспитания, то суть метода сводится к тому, что для решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач на практике, в учебно-тренировочном процессе реально могут использоваться разнообразные физические, технические и тактические упражнения, подвижные игры, эстафеты или комбинации их, когда учащиеся играют и соревнуются одновременно. И часто различие между игрой и соревнованием исчезает, так как двигательные действия несут в себе признаки, как игры, так и соревнования.

Соревновательно-игровые задания несут в себе большой эмоциональный заряд, который является эффективным средством не только физического развития учащихся, но и их духовного воспитания. Это происходит потому, что соревновательно-игровые задания для учащихся являются достаточно мощным раздражителем, позволяющим с большим интересом выполнять как простые, так и сложные двигательные действия. Поэтому с оздоровительной, воспитательной и образовательной точек зрения в настоящее время широкое применение этого метода не только желательно, но и просто необходимо.

Использование соревновательно-игрового метода позволяет преподавателю успешно развивать как общефизическую, так и специальную подготовку учащегося.

Ловкость - это способность быстро, точно, экономно и находчиво решать различные двигательные задачи.
Обычно для развития ловкости применяют повторный и игровой методы. Интервалы отдыха должны обеспечивать достаточно полное восстановление организма.
Наиболее распространенными средствами при развитии ловкости являются акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры. В процессе развития ловкости используются разнообразные методические приемы:
- выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений (бросок баскетбольного мяча из положения сидя);
- зеркальное выполнение упражнений;
- усложнение условий выполнения обычных упражнений;
- изменение скорости и темпа движений;
- изменение пространственных границ выполнения упражнений (уменьшение размеров поля).

  • Актуальные проблемы общей психологии, истории психологии, психологии личности и междисциплинарных аспектов психологического знания.
  • Алгоритм выполнения подготовки пациента к колоноскопии.
  • Алгоритм выполнения подготовки пациента к ректороманоскопии.
  • Алгоритм выполнения подготовки пациента к холецистохолангиографии.

  • Физическая подготовленность

    Физическая подготовленность - это уровень достигнутого развития физических качеств, формирования двигательных навыков в результате специализированного процесса физического воспитания, направленного на решение конкретных задач. (Круцевич, 2003).

    Проведенные научные исследования в различных странах мира свидетельствуют, что климатические условия, географическое расположение региона действуют на человека, и особенно на детский организм, как прямо, так и опосредованно - через условия жизни, которые оказывают исключительное влияние на состояние здоровья, работоспособность и физическую подготовленность. В связи с этим отмечаются различия не только в показателях развития двигательных качеств, но и в темпах, их возрастного развития, наличия сенситивных периодов, что и является основанием для построения региональной системы физической подготовки детей.

    Кроме этого, на уровень показателей физической подготовленности оказывают влияние времена года. Так, данные, полученные А.Е.Бондаренко, А.С.Куцом, позволяют утверждать, что у школьников младшего школьного возраста физическая и функциональная подготовленность в течение года не одинакова и имеет динамический характер. Авторы отмечают, что длина прыжка с места у мальчиков 7-8 лет осенью 121 см, у девочек - 112,8 см; зимой у мальчиков - 129,1, у девочек - 119,4; весной у мальчиков - 137,9, а у девочек - 124,5. Аналогическое увеличение отмечено по другим показателям и в возрасте 8-9 лет. Выявлено, что у 33-35% учащихся младшего возраста уровень физической работоспособности и двигательной подготовленности не взаимосвязаны, однако с возрастом этот процент снижается.

    Одним из существенных факторов, который оказывает влияние на уровень физической подготовленности и здоровье человека, а, следовательно, и на содержание всей системы физического воспитания, являются неблагоприятные экологические условия окружающей среды, о чем свидетельствуют многочисленные исследования специалистов различных научных дисциплин. Наибольшей опасностью обладает действие радиации, как отмечают В.С.казаков, В.А.Матюхин, Л.Н.Астахов, А.С.Куц, П.Е.Данчук, В.А.Леонова, в условиях которой находятся ряд областей России, Украины. Исследователи К.Козлова, Т.Ю.Круцевич, А.С.Куц отмечают, что детский организм очень чувствителен к действиям радиации. Даже дозы, незначительно превышающие норму, могут задержать или остановить рост костной системы, что приводит к аномалии развития скелета, вызывают изменения в психическом и умственном развитии детей.

    Как известно, эффективное функционирование любой системы достигается за счет получения обратной связи, т.е. оценки состояния объекта, на который направлено воздействие компонентов системы. В системе физической подготовки детей младшего школьного возраста данный принцип реализуется за счет педагогического наблюдения, анкетирования, тестирования и других методов контроля.

    Обязательным условием оптимального функционирования системы физической подготовки младшего школьного возраста является индивидуальный контроль за развитием физических способностей, позволяющий вносить коррективы в учебный процесс.

    Оздоровительная направленность процесса физического воспитания в школьные годы осуществляется благодаря целенаправленной работе по развитию тех двигательных качеств, которые наиболее необходимы для обеспечения нормальной жизнедеятельности, гармоничного физического развития и сглаживают трудности роста организма школьников на каждом из этапов его развития.

    Положительная динамика развития конкретного двигательного качества обеспечивается целенаправленным воздействием физических упражнений на те ведущие функциональные системы организма, которые ответственны за проявление этого качества.

    Следовательно, улучшение результата в проявлении какого-либо качества обеспечивается совершенствованием лимитирующей его системы организма.

    Уровень физической подготовленности определяется с помощью контрольных упражнений - тестов, которые в школьном физическом воспитании представлены в «Программе по физической культуре для учащихся общеобразовательных школ». Для учащихся каждого года обучения в школе программа предусматривает определенные нормативы в проявлении основных двигательных качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости.

    Комплексы контрольных тестов школьной программы соответствуют нормативам государственных тестов для населения определенных регионов и являются сквозными (т.е. одними и теми же) для всех классов, различаясь только нормативными требованиями, что создает возможность проследить динамику индивидуальных результатов учеников на протяжении всех лет обучения. Способствуя дальнейшей динамике развития ведущего двигательного качества ученика, параллельно развиваются и отстающие, поскольку ни одного упражнения нельзя выполнить качественно и результативно, если человек не обладает определенным (базовым) уровнем различных двигательных качеств.

    Под общей выносливостью понимается способность проти-востоять утомлению при нагрузках умеренной мощности с пре-имущественно аэробным обменом в мышцах. Основным пока-зателем общей выносливости можно считать время в беге на 2000 м (девушки) / 3000 м (юноши).

    Спринтерская выносливость

    Спринтерская выносливость — способность противостоять утомлению при работе с максимальной мощностью и опти-мальной частотой движений — выражается расстоянием, про-бегаемым с максимальной скоростью в единицу времени.

    Скоростная выносливость

    Скоростную выносливость можно определить расстоянием, пробегаемым с субмаксимальной скоростью (составляющей 90 % от максимальной) в единицу времени.

    Силовая выносливость

    Силовая выносливость — способность мышцы или мышеч-ной группы противостоять утомлению при многократном мы-шечном сокращении, т. е. при длительной силовой работе, — для мускулатуры плечевого пояса и рук выявляется с помо-щью подтягиваний из виса на перекладине; для мускулатуры брюшного пресса — подниманий и опусканий туловища в по-ложении лёжа.

    Сила

    Мышечная сила — это способность мышцы преодолевать сопротивление.

    Скоростная сила

    Для измерения скоростной силы можно применять следу-ющие показатели:

    • сила ног: количество приседаний в течение 20 с, количест-во выпрыгиваний из приседа вверх прогибаясь в течение 20 с;
    • сила рук: количество сгибаний и разгибаний рук в упоре лёжа в течение 10 с, количество подтягиваний в течение 10 с;
    • сила мышц брюшного пресса и спины: количество подни-маний туловища до прямого седа из положения лёжа на спине в течение 10 с, количество подниманий ног вперёд в висе в течение 10 с.

    Абсолютная сила

    Для спортсменов, которым приходится преодолевать внеш-ние сопротивления (например, для штангистов), большое зна-чение имеет абсолютная сила. Её показателем может служить степень силового напряжения при преодолении максималь-ных сопротивлений. Повысить достижения можно, улучшая нервно-мышечную координацию и увеличивая мышечную массу. И наоборот, в тех видах спорта , в которых атлетам при-ходится преодолевать вес собственного тела (бег, прыжки, гим-настика, плавание), решающее значение имеет относительная сила.

    Быстрота (скорость)

    Быстрота характеризуется максимально быстрым чередова-нием сокращения мышц и их расслабления. Различают сприн-терскую быстроту, быстроту движений, быстроту реакций.

    Спринтерскую скорость можно определить по времени, ко-торое испытуемый затрачивает на преодоление 25 м с ходу.

    Оценка физической подготовленности поводится на основе данных контроля физического состояния , в частности — оценки функционального состояния организма . Её желательно проводить с по-мощью системы контрольных испытаний, подобранных в соответствии с состоянием здоровья , целью тестирования и т.д. Для этого специалисты настоятельно рекомендуют ведение дневника самоконтроля (таблица 1).

    Таблица 1. Дневник самоконтроля (фрагмент)

    Ф.И.О. — Иванов П.И.

    Год рождения — 1999.

    По разнице показателей результатов тестирования физической подготовленности (например, в начале и в кон-це семестра) можно судить об эффективности физической подготовки: адек-ватности используемых средств и методов физического воспи-тания, а также развитии показателей физической подготовленности.

    Нормативы для вооружённых сил

    Приведённые тесты и результаты дают представление о нормативах, принятых в вооружённых силах различных го-сударств.

    Великобритания. В вооружённых силах приняты мини-мальные нормативы по физической подготовке, представлен-ные в таблицах 2 и 3.

    Таблица 2. Тест исходных физических возможностей (Великобритания)

    Норматив

    Возраст, лет

    17 — 29

    30 — 34

    35 — 39

    40 — 44

    45 — 49

    Степ-тест (по табл.)

    Подтягивание на переклади-не, раз

    Поднимание туловища, раз

    Отжимание на брусьях, раз

    Прыжок в вы-соту с места, дюймов (1 дюйм = 2,54 см)

    Таблица 3. Тест базовой физической пригодности (Великобритания)

    Норматив

    Возраст, лет

    17 — 29

    30 — 34

    35 — 39

    40 — 44

    45 — 49

    Бег на дистанцию 1,5 мили (2,4 км), мин, с

    Бег на дистанцию 3 мили (4,8 км), мин, с

    Степ-тест (по табл.)

    Германия. Для военнослужащих не старше 24 лет разра-ботаны нормативы, приведённые в таблице 4.

    Таблица 4. Тест физической пригодности (Германия)

    Упражнения

    Оценка

    Отлично

    Очень хорошо

    Хорошо

    Почти хорошо

    Удовлетворительно

    Почти удовлетворительно

    Бег на дистанцию 50 м, с

    Прыжок в длину с места, м

    Броски медбола массой 3 кг в течение 30 с из положения лёжа на груди, раз

    Поднимание туловища из поло-жения лёжа в течение 30 с, раз

    Подтягивание на перекладине, раз

    Челночный бег 2 × 10 м с грузом, с

    Бег на дистанцию 2000 м, мин, с

    США. Два раза в год сдаётся тест (таблица 5), результаты ко-торого оцениваются в зависимости от возраста (таблицы 6 и 7).

    Таблица 5. Тест физической пригодности (США)

    Очки

    Норматив

    Подтягивание, раз

    Поднимание туловища, раз

    Бег на дистанцию 3 мили (4,8 км), мин, с

    Таблица 6. Минимальные требования (США)

    Возраст, лет

    Норматив

    Очки

    Подтя-гивание, раз

    Поднима-ние туло-вища, раз

    Бег на 3 мили, мин

    За 3 упраж-нения

    Допол-нитель-ные

    Общее количе-ство