Инструкция при шиномонтажных работах. Порядок выполнения шиномонтажных работ. Примерная планировка шиномонтажного участка

Инструкция по охране труда
при работе при выполнении шиномонтажных работ и вулканизации

1. Общие требования охраны труда


1.1 К самостоятельной работе по выполнению шиномонтажных работ и вулканизации допускаются лица, не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, вводный инструктаж, первичный инструктаж, обучение и стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда, имеющие группу по электро¬безопасности не ниже II и соответствующую квалификацию согласно тарифно-квалификационного справочника
1.2 Лица, не прошедшие своевременно повторный инструктаж по охране труда, не должны приступать к выполнению разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями без получения целевого инструктажа.
1.3 Работник обязан:
1.3.1 Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
1.3.2 Выполнять режим труда и отдыха;
1.3.3 Правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты.
1.3.4 Соблюдать требования охраны труда.
1.3.5 Немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).
1.3.6 Проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда.
1.3.7 Проходить обязательные периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами.
1.3.8 Уметь оказывать первую помощь пострадавшим от электрического тока и при других несчастных случаях.
1.3.9 Уметь применять первичные средства пожаротушения.
1.4 При выполнении шиномонтажных работ и вулканизации возможны воздействия следующих опасных и вредных производственных факторов:
- повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может пройти через тело человека;
- запыленность воздуха рабочей зоны при отсутствии местной вытяжной вентиляции;
- повышенный уровень шума на рабочем месте;
- отсутствие или недостаток естественного освещения;
- неисправность вулканизационного аппарата, контролирующих приборов;
- неисправный рабочий инструмент (нож, монтажный инструмент, съемные устройства и др.).
1.5 При выполнении вулканизационных и шиномонтажных работ работники должны быть обеспечены спецодеждой, спецобувью и другими средствами защиты в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по профессии.
1.6 О замеченных нарушениях требований безопасности на своем рабочем месте, а также о неисправностях оборудования, приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты работник должен сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения этих нарушений и неисправностей.
1.7 Работник должен соблюдать правила личной гигиены. По окончании работы, перед приемом пищи и курением необходимо мыть руки с мылом.
1.8 В случаях травмирования или недомогания необходимо прекратить работу, известить об этом руководителя работ и обратиться в медицинское учреждение.
1.9 За невыполнение данной инструкции работник несет ответственность согласно законодательства Российской Федерации.


2. Требования безопасности перед началом работы


2.1 Надеть спецодежду, приготовить другие необходимые средства индивидуальной защиты.
2.2 Перед началом работы работник должен подготовить рабочее место в плане оснащенности его необходимым оборудованием, устройствами, приборами, приспособлениями и инвентарем.
2.3.1 Проверить наличие средств пожаротушения.
2.3.2 Проверить наличие вентиляции (в помещении), освещения.
2.3.3 Убедиться в исправности манометра.
2.3.4 Очистить шины от пыли, грязи, льда.
2.4 Проверить наличие бензина и клея. На рабочем месте разрешается хранить бензин и клей в количестве, не превышающем сменную потребность. Емкости с бензином и клеем следует держать закрытыми, открывая их по мере необходимости. Бензин и клей должны находиться не ближе 3 метров от топки парогенератора.


3. Требования безопасности во время работы


3.1 При работе на паровулканизационном аппарате необходимо постоянно наблюдать за уровнем воды в котле, давлением пара по манометру и давлением предохранительного клапана. При снижении уровня воды ее можно подкачивать только небольшими порциями.
3.2 Предохранительный клапан должен быть отрегулирован на предельно допустимое рабочее давление во избежание взрыва котла.
3.3 При неисправности насоса (невозможности подкачивать воду) следует немедленно прекратить работу, удалить топливо из топки и выпустить пар. Гасить топливо водой запрещается.
3.4 Станки для шероховки должны оборудоваться местной вытяжной вентиляцией для отсоса пыли, надежно заземляться и иметь ограждение привода абразивного круга.
3.5 Работу по шероховке следует проводить только в защитных очках и при включенной местной вытяжной вентиляции.
3.6 При работе на паровых мульдах подача сжатого воздуха в варочный мешок может производиться только после окончательного закрепления шины и бортовых накладок струбцинами.
3.7 Вынимать камеру из струбцины после вулканизации можно только после того, как восстановительный участок остынет.
3.8 При вырезке заплат лезвие ножа нужно передвигать от себя (от руки, в которой зажат материал), а не на себя. Работать можно только с ножом, имеющим исправную рукоятку и остро заточенное лезвие.
3.9 Перед снятием колес автомобиль должен быть вывешен на специальном подъемнике или с помощью другого подъемного механизма. В последнем случае под неподнимаемые колеса необходимо подложить специальные упоры (башмаки), а под вывешенную часть автомобиля - специальную подставку (козелок).
3.10 Перед отворачиванием гаек крепления спаренных бездисковых колес для их снятия следует убедиться, что на внутреннем колесе покрышка не сошла с обода, в противном случае необходимо предварительно полностью выпустить воздух их нее.
3.11 Перед демонтажем шины (с диска колеса) воздух из камеры должен быть полностью выпущен. Демонтаж шины должен выполняться на специальном стенде или с помощью съемного устройства. Монтаж и демонтаж шин в пути необходимо производить монтажным инструментом.
3.12 Перед монтажом шины необходимо проверить исправность и чистоту обода, бортового и замочного колец, а также шины.
Замочное кольцо при монтаже шины на диск колеса должно надежно входить в выемку обода всей внутренней поверхностью.
3.13 Накачку шин следует вести в два этапа: вначале до давления 0,05 МПа (0,5 кгс,кв.см) с проверкой положения замочного кольца, а затем до давления, предписываемого инструкцией.
В случае обнаружения неправильного положения замочного кольца необходимо выпустить воздух из накачиваемой шины, исправить положение кольца, а затем повторить ранее указанные операции.
3.14 Подкачку шин без демонтажа следует производить, если давление воздуха в них снизилось не более чем на 40% от нормы, и есть уверенность, что правильность монтажа не нарушена.
Накачивание и подкачивание снятых с автомобиля шин необходимо выполнять с использованием предохранительных устройств, препятствующих вылету замочных колец.
3.15 Во время работы на стенде для демонтажа и монтажа шин редуктор должен быть закрыт кожухом.
3.16 Для осмотра внутренней поверхности покрышки необходимо применять спредер (расширитель).
3.17 Для изъятия из шины посторонних предметов следует пользоваться клещами, а не отверткой, шилом или ножом.
3.18 Работнику запрещается:
3.18.1 Работать без клапана, а также неисправным или неопломбированным клапаном на вулканизационном аппарате;
3.18.2 Устанавливать на клапан дополнительный груз;
3.18.3 Пользоваться неисправным, неопломбированным или с просроченным сроком проверки манометром;
3.18.4 Ремонтировать вулканизационный аппарат при наличии в котле давления;
3.18.5 Ослаблять струбцины прежде, чем из сварочных мешков будет выпущен воздух;
3.18.6 Использовать этилированный бензин для приготовления резинового клея;
3.18.7 Покидать рабочее место во время работы парогенератора или вулканизационного аппарата или допускать к работе на них других лиц.


4. Требования безопасности в аварийных ситуациях


4.1 Во время работы могут возникнуть аварии или аварийные ситуации, которые могут привести к несчастным случаям. Основные возможные аварийные ситуации:
4.1.1 Повреждение изоляционных проводов;
4.1.2 Увеличение давления пара может привести к взрыву котла;
4.1.3 Сильная запыленность воздуха рабочей зоны может вызвать заболевание.
4.5. При возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к авариям и несчастным случаям, необходимо:
4.5.1 Немедленно прекратить работы и известить руководителя работ.
4.5.2 Под руководством ответственного за производство руководителя работ оперативно принять меры по устранению причин аварий или ситуаций, которые могут привести к авариям или несчастным случаям.
4.6 При возникновении пожара, задымлении:
4.6.1 Немедленно сообщить по телефону «01» в пожарную охрану, оповестить работающих, поставить в известность руководителя подразделения, сообщить о возгорании на пост охраны.
4.6.2 Открыть запасные выходы из здания, обесточить электропитание, закрыть окна и прикрыть двери.
4.6.3 Приступить к тушению пожара первичными средствами пожаротушения, если это не сопряжено с риском для жизни.
4.6.4 Организовать встречу пожарной команды.
4.6.5 Покинуть здание и находиться в зоне эвакуации.
4.7 При несчастном случае:
4.7.2 Немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию.
4.7.3 Принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц.
4.7.4 Сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения – зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести другие мероприятия).


5. Требования безопасности по окончании работы


5.1 По окончании работы работник должен обесточить вулканизационный аппарат, привести в порядок рабочее место:
5.2 Очистить аппарат от грязи и пыли;
5.3 Убрать отходы производственной деятельности на отведенные места;
5.4 Инструмент и приспособления убрать в места их хранения;
5.5 Снять спецодежду, очистить от грязи и убрать в шкаф.
5.6 Вымыть руки и лицо с мылом.
5.7 Доложить о возникавших в процессе работы неисправностях в работе механизмов, о недостатках, влияющих на безопасность труда своему непосредственному руководителю.

ПО ОХРАНЕ ТРУДА № _______

ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ШИНОМОНТАЖНЫХ РАБОТ

1. Общие положения

1.1. К шиномонтажным работам допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие профессиональную подготовку и прошедшие:

Предварительный медицинский осмотр (при уклонении работника от про­хождения медицинских осмотров работник к выполнению тру­довых обязанностей не допускается);

Вводный инструктаж;

Обучение безопасным методам и приемам труда и про­верку знания безопасности труда;

Первичный инструктаж на рабочем месте;

1.2. Работники проходят повторный инструктаж по охране труда не реже, чем один раз в 6 месяцев. Инструктаж проводится руководителем работ. Результаты инструктажа фиксируются в журнале регистрации инструктажей.

1.3. При направлении работников на выполнение работ, не связанных с их основной деятельностью, они должны пройти целевой инструктаж.

1.4. При поступлении на работу и не реже одного раза в год работники должны пройти обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда.

1.5. Работники должны проходить периодический медицинский осмотр не реже одного раза в 12 месяцев.

1.6. Работники должны соблюдать требования правил внутреннего трудового распорядка, инструкции по охране труда, пожарной безопасности, личной гигиены.

1.7. Запрещается употреблять спиртные напитки в рабочее время, приступать к работе в состоянии алкогольного или нар­котического опьянения. Курить разрешается только в специ­ально оборудованных местах.

1.8. Администрация обязана обеспечить работников бесплатной одеждой, бесплатной обувью и другими средствами индивидуальной за­щиты согласно ДНАОП 0.00-3.06-98 «Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам автомобильного транспорта», в том числе:

Костюм хлопчатобумажный (срок носки 12 месяцев);

Ботинки кожаные (срок носки 12 месяцев);

Рукавицы комбинированные (срок носки 3 месяца);

Очки защитные закрытые (до износа).

1.9. Работник должен правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты, бережно относиться к выданным в пользование спецодежде, спецобуви и другим средствам индивидуальной защиты.

Руководитель предприятия обязан заменить или отремонтировать спец­одежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защи­ты, пришедшие в негодность до истечения установленного срока носки по причинам, не зависящим от работника.

1.10. При выполнении шиномонтажных работ могут иметь место такие опасные и вредные производственные факторы:

Вылет замочного кольца при накачивании или подкачивании шины;

Разрыв покрышки при накачивании шины;

Падение вывешенных частей автомобиля;

Самопроизвольное движение автомобиля;

Падение работников при откручивании или закручивании гаек крепления колес;

Падение колеса или шины;

Поражение электрическим током;

Пониженная температура воздуха в холодный период года.

1.11. При заболевании или травмировании как на работе, так и вне работы необходимо сообщить об этом руководителю и обратиться в лечебное заведение.

1.12. О каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоро­вью людей пострадавшие или очевидцы обязаны немедленно сообщать руководителю работ.

Руководитель должен организовать доврачебную помощь пострадавшему, доставку его в лечебное учреждение, сообщить об этом собственнику.

Для расследования несчастного случая необходимо сохранить обстановку на рабочем месте и состояние оборудования такими, какими они были в момент происшествия, если это не угрожает жизни других работников и не приведет к аварии.

1.13. Работники должны владеть приемами оказания доврачебной помощи, транспортировки пострадавшего, знать место расположения и содержание аптечки, уметь пользоваться находящимися в ней средствами.

1.14. При передвижении по территории необходимо соблюдать следующие требования:

Ходить только по пешеходным дорожкам, тротуарам;

Переходить железнодорожные пути и автомобильные дороги только в установленных местах;

При выходе из здания убедиться в отсутствии движу­щегося транспорта.

1.15. Для питья следует употреблять воду из сатураторов, оборудованных фонтанчиков или питьевых бачков.

1.16. Принимать пищу следует в оборудованных помещениях (столовой, буфете, комнате приема пищи).

1.17. Работники, допустившие нарушение настоящей инструкции по охране труда, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Проведение шиномонтажных работ должно осуществляться на специальном отведенном участке (посту), оснащенном оборудованием, приспособлениями и инструментом, согласно нормативно-технологической документации.

2.2. Перед снятием колеса необходимо проверить положение замочного кольца, ослабить затяжку гаек, автомобиль вывесить на специальном подъемнике или с помощью другого подъемного механизма.

2.3. Перед вывешиванием части автомобиля подъемными механизмами (домкратами, наканавными передвижными подъемниками, талями и т.д.), кроме стационарных, необходимо сначала установить транспортное средство на ровной поверхности, остановить двигатель, включить пониженную передачу, затормозить его стояночным тормозом, подставить под неподнимающиеся колеса упорные колодки, у автобуса проверить состояние опорной площадки кузова.

2.4. При вывешивании части транспортного средства плунжер домкрата (наканавного передвижного подъемника) или надставка к нему должны быть установлены в местах, указанных в технологической документации, Руководстве по эксплуатации транспортных средств.

Домкрат нужно устанавливать на ровную нескользкую поверхность. В случае непрочного грунта под основу домкрата необходимо подложить прочную деревянную подставку площадью не менее 0,1 м 2 или доску.

2.5. Под вывешенные части транспортного средства с помощью домкрата (передвижных наканавных подъемников, талей и т.п.) для осмотра, выполнения профилактических работ и ремонта должны быть установлены подставки (козелки).

Подставки (козелки) под вывешенные части транспортного средства должны устанавливаться в местах, указанных в технологической документации, Руководстве по эксплуатации транспортного средства.

2.6. Перед откручиванием гаек крепления бездисковых колес со ступицы, для снятия или перестановки их, необходимо полностью выпустить воздух с шины.

2.7. Операции по снятию, перемещению и установке колес грузового автомобиля, автобуса, прицепа, полуприцепа массой более 20 кг должны быть механизированы (использоваться специальные тележки, гайковерты и т.п.).

2.8. Перед демонтажем шины (с диска колеса) воздух с камеры должен быть полностью выпущен. Демонтаж шины, которая плотно прилегает к ободу, должен выполняться на специальном стенде или с помощью съемного приспособления. Монтаж и демонтаж шин на линии необходимо производить монтажным инструментом.

2.9. Перед монтажом шины необходимо проверить исправность и чистоту обода, диска колеса, бортового и замочного колец, а также шины.

Замочное кольцо при монтаже шины на диск колеса должно надежно входить в выемку обода всей внутренней поверхностью.

2.10. Обода и их элементы не допускаются к монтажу при обнаружении на них деформаций, трещин, острых кромок и заусенцев, ржавчины в местах контакта с шиной, разработки крепежных отверстий более допустимых размеров.

3. Требования безопасности во время выполнения работы

3.1. Накачка и подкачка снятых с транспортных средств шин в условиях предприятия должны выполняться монтировщиком шин только в предохранительных клетях (устройствах) или с использованием других предохранительных устройств, препятствующих вылету колец и травмированию работающих при разрыве шины.

3.2. При накачке шин в дорожных условиях необходимо использовать переносные предохранительные устройства, предохранительную вилку, соответствующей длины и прочности, или положить колесо замочным кольцом вниз.

3.3. При выполнении шиномонтажных работ запрещается:

Выбивать диск кувалдой (молотком) при демонтаже шины;

Снимать одно из сдвоенных колес с автомобиля без применения домкрата, путем наезда другого сдвоенного колеса на выступающий предмет;

При накачивании шины воздухом поправлять ее положение на диске постукиванием;

Монтировать шины на диски колес, не отвечающие размеру шин, а также, если они имеют заусенцы и повреждения, препятствующие монтажу;

Во время накачки шины или, когда шина находится под давлением, поправлять положение бортового и замочного колец, бить по замочному кольцу молотком, кувалдой или другими предметами;

Накачивать шины больше нормы, установленной заводом-изготовителем;

Перекатывать вручную колеса, диски и шины массою более 20кг;

Применять при монтаже шины замочные и бортовые кольца, не отвечающие данной модели.

3.4. Длина шланга для накачки шин не должна быть больше расстояния от места его присоединения на магистрали сжатого воздуха или воздухораздаточной колонки до середины предохранительной клети (устройства).

Предохранительные клети (устройства) должны располагаться в непосредственной близости от магистрали сжатого воздуха (воздухораздаточной колонки).

3.5. Накачку шин следует вести в два этапа: сначала под давлением 0,05 МПа с проверкой положения замочного кольца, а потом, убедившись, что кромка кольца находиться под бортом шины, - до максимального давления, установленного инструкцией.

В случае обнаружения неправильного положения замочного кольца необходимо выпустить воздух из накачиваемой шины, поправить положение кольца, а потом повторить ранее указанные операции. При повторном неправильном положении замочного кольца его необходимо заменить.

3.6. Подкачку шин без демонтажа следует производить, если давление воздуха в них снизилось более чем на 40% от нормы и есть уверенность, что правильность монтажа не нарушена.

3.7. На участках накачки шин должен быть установлен дозатор давления воздуха или манометр, позволяющие регулировать величину давления для разных шин.

3.8. Редуктор на стенде для демонтажа и монтажа шин должен быть закрыт кожухом.

3.9. Для осмотра внутренней поверхности шины необходимо применять спредер.

3.10. При осмотре шин необходимо работать только в рукавицах.

3.11. При работе с пнематическим стационарным подъемником для перемещения шин большого размера необходима обязательная фиксация поднятой шины стопорным устройством.

4. Требования безопасности после окончания работы

4.1. Приведите в порядок рабочее место. Уберите инструменты и приспособления.

4.2. Доложите руководителю о возникавших в процессе работы неисправностях.

4.3. Очистите спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты; храните их в специально отведенных для этого местах.

4.4. Вымойте лицо и руки мылом или примите душ.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. При аварийной остановке автомобиля на обочине или на краю проезжей части дороги для проведения шиномонтажных работ водитель обязан включить аварийную световую сигнализацию, одеть сигнальный жилет и установить знак аварийной остановки или мигающий крас­ный фонарь на расстоянии не ближе 20 м до транспортного средства в населенных пунктах и 40 м – за их пределами.

5.2. В случае отключения электропитания прекратите работу и доложите руководителю. Не пытайтесь самостоятельно выяснить и устранить причину. Помните, что электрическое напряжение может неожиданно появиться.

5.3. При возникновении пожара сообщить в пожарную ох­рану, руководителю работ и приступить к тушению пожара.

При загорании одежды необходимо, прежде всего, поту­шить пламя подручным материалом. При этом нельзя накры­вать пострадавшего с головой во избежание ожога дыхатель­ных путей и отравления токсичными продуктами горения.

5.4. При загорании или пожаре помните, что тушить электроустановки следует углекислотными огнетушителями, сухим песком во избежание поражения электрическим током.

5.5. Разлитое масло и топливо необходимо немедленно удалять с помощью песка или опилок, которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне помещения.

________________________ ________________ _________________

(должность руководителя

подразделения

/организации/ - разработчика)

СОГЛАСОВАНО:

Руководитель (специалист)

службы охраны

труда предприятия ______________ _______________

(личная подпись) (фамилия, инициалы)

Юрисконсульт ______________ _______________

(личная подпись) (фамилия, инициалы)

Главный технолог ______________ _______________

(личная подпись) (фамилия, инициалы)

Шиноремонтный участок предназначен для демонтажа и монтажа колес и шин, замены покрышек, ТР камер и дисков колес, а также балансировки колес в сборе.

При этом мойку и сушку колес перед их демонтажем при необходимости выполняют здесь же или в зоне УМР, где имеется шланговая моечная установка. автосервис шиномонтажный балансировочный

Технологический процесс на шиномонтажном участке выполняют в порядке, представленном на рисунке 1.

Рис. 1. Схема технологического процесса на шиномонтажном участке

Колеса, снятые с автомобиля на посту, транспортируют на шиномонтажный участок с помощью специальной тележки. До начала ремонтных работ колеса временно хранят на стеллаже.

Демонтаж шин выполняют на специальном демонтажно-монтажном стенде в последовательности, предусмотренной технологической картой.

После демонтажа покрышку и диск колеса хранят на стеллаже, а камеру на вешалке.

Техническое состояние покрышек контролируют путем тщательного осмотра с наружной и внутренней стороны с применением ручного пневматического бортрасширителя (спредера).

Посторонние предметы, застрявшие в протекторе и боковинах шин, удаляют с помощью плоскогубцев и тупого шила. Посторонние металлические предметы в покрышке могут быть обнаружены в процессе диагностирования с помощью специального прибора.

При проверке технического состояния камер выявляют проколы, пробои, разрывы, вмятины и другие дефекты. Герметичность камер проверяют в ванне, наполненной водой и оборудованной системой подвода сжатого воздуха.

Контрольный осмотр дисков выполняют для выявления трещин, деформаций коррозии и других дефектов.

В обязательном порядке проверяют состояние отверстий под шпильки крепления колес.

Ободья от ржавчины очищают на специальном станке с электроприводом.

Мелкие дефекты ободьев, такие как погнутость, заусенцы, устраняют на специальном стенде и с применением слесарного инструмента.

Ошиповку производят на специальном стенде, в случае если шина не имеет, сформированных отверстий под шипы они сверлятся на пневматическом сверлильном станке, который обеспечивает необходимую, высокую частоту вращения сверла.

Технический исправные покрышки, камеры и диски монтируют, и демонтирую на одном и том же стенде.

Давление воздуха в шинах должно соответствовать нормам, рекомендованным заводом-изготовителем.

Шиномонтажный участок оборудуют эталонным манометром, по которому периодический проверяют рабочие манометры. После монтажа шин обязательно осуществляют балансировку колес в сборе на специальном стенде.

Шиномонтажное отделение обеспечивают необходимой технической документацией, в том числе технологическими картами на выполнение основных видов работ, и соответствующим технологическим оборудованием.

Утверждена
Департаментом
лесного комплекса
Министерства экономики
Российской Федерации
15 декабря 1997 года

Согласовано
ЦК профсоюза работников
лесных отраслей
Российской Федерации
17 декабря 1997 года

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ЛИЦ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ
ВУЛКАНИЗАЦИОННЫЕ И ШИНОМОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ

ТОИ Р-15-049-97

Настоящая Инструкция разработана в связи с принятием Межотраслевых правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21.03.97 N 15, и в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда, утвержденным Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 01.07.93, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 13.07.93 N 302.

Инструкция утверждена Департаментом лесного комплекса Министерства экономики Российской Федерации 15.12.97 и согласована ЦК профсоюза работников лесных отраслей Российской Федерации 17.12.97.

Инструкция предназначена для руководителей и специалистов лесозаготовительных, деревообрабатывающих и лесохозяйственных организаций всех форм собственности.

1. Общие требования безопасности

1.1. К работе на вулканизационных аппаратах допускаются лица, прошедшие медицинское освидетельствование, специальное курсовое обучение, сдавшие экзамены и получившие удостоверение на право производства этих работ.

К выполнению вулканизационных и шиномонтажных работ допускаются лица мужского пола, прошедшие медицинское освидетельствование, обучение и инструктаж по технике безопасности, овладевшие практическими навыками безопасного выполнения работ и получившие соответствующее удостоверение.

1.2. Рабочему, обслуживающему парогенератор или вулканизационный аппарат, не разрешается покидать рабочее место во время эксплуатации аппарата или допускать к работе на нем других лиц.

1.3. Помещение для производства вулканизационных работ должно быть изолированным, просторным, светлым и оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией и местными отсосами.

Помещение, в котором установлены вулканизационные аппараты с самостоятельной топкой, должно быть изолировано от помещений, где используется бензин или резиновый клей.

1.4. Вулканизационные аппараты должны испытываться не реже одного раза в год. Результаты испытаний фиксируются в специальном журнале.

1.5. Станки для шероховки покрышек должны быть оборудованы устройствами для местного отсоса пыли, иметь надежные приспособления для поддержания и крепления покрышки, а также снабжены предохранительными экранами.

1.6. Монтаж и демонтаж шин на предприятии должны осуществляться на специально отведенном участке, оснащенном необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментами.

1.7. Все рабочие на вулканизационных и шиномонтажных работах должны быть обеспечены спецодеждой и спецобувью, средствами индивидуальной защиты и правильно их использовать.

1.8. Рабочие на вулканизационных шиномонтажных работах должны соблюдать все меры пожарной безопасности. Курить в отведенном для этого месте.

1.9. Каждый рабочий должен знать приемы первой медицинской помощи при несчастных случаях и уметь ее оказывать.

1.10. Рабочие на вулканизационных и шиномонтажных работах должны соблюдать правила личной гигиены. Одежда должна быть чистой, аккуратно заправлена и не иметь свисающих концов. Мыть руки теплой водой и пить только кипяченую воду.

1.11. Настоящая Инструкция является обязательной для рабочих на вулканизационных и шиномонтажных работах. Лица, нарушившие требования Инструкции, привлекаются к дисциплинарной ответственности.

1.12. В случаях, не предусмотренных настоящей Инструкцией, рабочий обязан обратиться за конкретным решением к непосредственному руководителю работ (механику, ст. механику, мастеру).

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Перед началом работы рабочий на вулканизационных и шиномонтажных работах обязан надеть спецодежду и необходимые средства защиты;
проверить исправность инструментов и механизмов, ограждений;
проверить и включить вентиляцию.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. При работе на вулканизационных аппаратах необходимо постоянно наблюдать за уровнем воды в котле, давлением пара по манометру и действием предохранительного клапана. При снижении уровня воды ее можно подкачивать только небольшими порциями. Предохранительный клапан должен быть отрегулирован на предельно допустимое рабочее давление во избежание взрыва котла.

3.2. Не допускается:

работать без клапана, а также с неисправным неопломбированным клапаном на вулканизационном аппарате;
устанавливать на клапан дополнительный груз;
пользоваться неисправным неопломбированным или непроверенным манометром, наносить ограничительную черту на стекле манометра. Красная черта, соответствующая предельному рабочему давлению, должна наноситься на циферблат манометра.

3.3. При неисправности насоса (невозможности подкачивать воду) следует немедленно прекратить работу, вывести топливо из топки и выпустить пар. Гасить топливо водой нельзя.

3.4. При осмотре покрышек с помощью спредера необходимо следить за тем, чтобы крюки полностью захватывали борта покрышки. Если крюки погнулись, работу необходимо немедленно прекратить. Вырезать повреждения на покрышке необходимо специальными ножами.

3.5. Расслаивать покрышку для изготовления манжет следует на специальном станке. Нерабочая часть ножа на станках, применяемых для среза скосов краев, манжет, должна быть ограждена.

3.6. Шероховать внутренние участки покрышек и наносить клей внутри покрышек должны на специальном стенде или верстаке с применением специальных распорок (борторасширителей).

3.7. При ремонте покрышек лезвие ножа нужно передвигать от себя (от руки, в которой зажат материал), а не на себя. Работать можно только с ножом, имеющим исправную рукоятку и остро заточенное лезвие.

3.8. После очистки поврежденного места заплату прижимают к ремонтируемой камере винтом струбцины. Вынимать камеру из струбцины можно после того, как восстановленный участок остынет.

3.9. Перед демонтажом шины (с диска колес) воздух из камеры должен полностью быть выпущен. Демонтаж шины, плотно прилегающей к ободу колеса, выполняют на специальном стенде или с помощью съемного устройства. Монтаж и демонтаж шин в пути необходимо производить монтажным инструментом. Нельзя выбивать диски кувалдой.

3.10. Перед монтажом шины необходимо проверить исправность обода, диска колеса и замочного кольца. Нельзя монтировать покрышку на обод, покрытый ржавчиной или имеющий вмятины, трещины и заусенцы.

3.11. Замочное кольцо при монтаже шины на диск колеса должно надежно входить в выемку обода всей внутренней поверхностью.

3.12. Не допускается:

при накачивании шины воздухом исправлять ее положение на диске постукиванием;
монтировать шины на диске колеса, не соответствующего размеру шин;
во время накачивания шины ударять по замочному колышу молотком или кувалдой.

3.13. Подкачивать шину без демонтажа возможно при снижении давления воздуха не более чем на 40% по сравнению с нормальным и уверенности в том, что уменьшение давления не нарушило правильность монтажа.

3.14. Накачивание и подкачивание снятых с автомобиля шин в условиях предприятия должны выполняться только на специально отведенных для этих целей местах с использованием предохранительных ограждений и приспособлений, предотвращающих вылет стопорного кольца.

3.15. На участке накачивания шин должен быть установлен дозатор давления воздуха или манометр.

3.16. Перед снятием колеса необходимо проверить положение замочного кольца и убедиться в том, что автомобиль надежно установлен на козелках, а под неснятые колеса подложены упоры.

3.17. Операции по снятию, постановке и перемещению колес автомобилей массой более 20 кг должны быть механизированы.

3.18. Во время работы на стенде демонтажа и монтажа шин редуктор должен быть закрыт кожухом.

3.19. Готовить резиновый клей и разливать его должны в отдельном помещении, оборудованном общеобменной и местной вентиляцией. На рабочем месте должен быть запас бензина и клея, не превышающий 3-часовой потребности.

3.20. Во время работы рабочие должны соблюдать порядок и чистоту на рабочем месте. Не допускать захламленности проходов отходами производства и мусором.

3.21. Для создания безопасных условий труда необходимо правильно пользоваться средствами индивидуальной защиты.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При любой аварии или возникновении ситуаций, которые могут привести к авариям или несчастным случаям, рабочий обязан немедленно принять все зависящие от него меры, предотвращающие возможность повреждений (разрушений) аварийного объекта и устраняющие опасность для жизни людей. Одновременно сообщить о случившемся руководителю работ (механику, ст. механику).

4.2. Каждый работник должен уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему при травмировании, отравлении, внезапном заболевании.

При оказании первой медицинской помощи необходимо: устранить воздействие на организм повреждающих факторов, угрожающих здоровью и жизни пострадавшего (освободить от действия электрического тока, вынести из зараженной атмосферы; погасить горящую одежду, извлечь из воды и т.д.); оценить состояние пострадавшего;
определить характер травмы, наибольшую угрозу для жизни пострадавшего и последовательность мероприятий по его спасению;
выполнить необходимые мероприятия по спасению пострадавшего в порядке срочности (восстановить проходимость дыхательных путей, провести искусственное дыхание, наружный массаж сердца, остановить кровотечение, иммобилизовать место перелома, наложить повязку и т.п.);
вызвать скорую медицинскую помощь или врача либо принять меры для транспортировки пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. По окончании работы рабочий на вулканизационных и шиномонтажных работах должен:

отключить оборудование от электросети;
убрать весь инструмент в отведенное для него место;
остатки клея, бензина, а также кисти, лопатки и другие приспособления должны храниться на складе или в вытяжных шкафах;
убрать рабочее место от мусора и грязи.

5.2. Вымыть лицо и руки теплой водой или принять душ. О всех замеченных в течение смены недостатках сообщить мастеру или сменщику.

Техника безопасности

1. Общие требования охраны труда

1.1. К шиномонтажным работам допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие:

  • вводный инструктаж;
  • первичный и инструктаж на рабочем месте.

1.2. Персонал при проведении шиномонтажных работ должен знать:

  • действие на человека опасных и вредных факторов, возникающих во время работы;
  • правила оказания 1-й доврачебной помощи;
  • требования техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.

1.3. Персонал должен:

  • выполнять только входящую в его обязанности или порученную работу;
  • владеть безопасными приемами труда;
  • быть предельно внимательным при проведении шиномонтажных работ;
  • соблюдать правила внутреннего распорядка.

1.4. Во время работы на персонал, проводящий шиномонтажные работы, могут воздействовать следующие опасные производственные факторы:

  • движущиеся машины и механизмы;
  • падающие предметы;
  • опасный уровень напряжения электрической цепи;
  • повышенная температура поверхности оборудования и материалов;
  • разрушающиеся конструкции;
  • повышенное давление воздуха;
  • недостаточная освещенность рабочего места;
  • повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны;

1.5. Персонал в своей работе должен использовать следующие СИЗ:

  • комбинезон хлопчатобумажный;
  • ботинки кожаные;
  • респиратор;
  • очки защитные;
  • рукавицы комбинированные.

1.6. Монтаж и демонтаж автомобильных шин должен производиться на стенде или на чистом полу (помосте), а внутри - на разостланном брезенте или другой подстилке.

1.7. При демонтаже шины с диска колеса воздух из камеры должен быть полностью выпущен.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Надеть положенную по нормам спецодежду.

2.2. Проверить исправность инструмента и ограждений.

2.3. Перед снятием колеса необходимо убедиться в том, что автомобиль надежно установлен на козелках, а под снятые колеса подложены упоры.

2.4. Перед отворачиванием гаек крепления спаренных бездисковых колес для их снятия следует убедиться, что на их внутреннем колесе покрышка не сошла с обода, в противном случае необходимо предварительно полностью выпустить воздух из нее.

2.5. Перед демонтажом шины воздух из камеры должен быть полностью выпущен. Демонтаж шины должен выполняться на специальном стенде или с помощью специального съемного устройства.

2.6. Перед монтажом шины необходимо проверить исправность и чистоту обода, бортового и замочного колец, а также шины.

2.7. Замочное кольцо при монтаже шины на диск колеса должно надежно входить в выемку обода всей внутренней поверхностью.

2.8. Снятие, постановка и перемещение колес и шин автомобилей большой грузоподъемности должны быть механизированы.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. При демонтаже шины с диска, плотно приставшей к боку колеса, осуществляется съемником. Запрещается выбивать диски кувалдой (молотком).

3.2. Перед монтажом шины необходимо проверить состояние обода.

3.3. Шины перед ремонтом должны быть очищены от пыли и грязи.

3.4. Станки для шероховки должны быть оборудованы местной вытяжной вентиляцией для отсоса пыли и надежно заземляться.

3.5. Работу по шероховке проводить только в защитных очках.

3.6. Вынимать камеру из струбцины после вулканизации можно только после того, как восстановительный участок остынет.

3.7. При вырезке заплат лезвие ножа нужно передвигать от себя. Рукоятка должна быть исправна.

3.8. Емкости с бензином и клеем следует держать закрытыми, открывая по мере необходимости.

3.9. Накачку шин следует вести в два этапа: вначале до 0,5кг на см кв. с проверкой положения замочного кольца, а затем до давления, предписываемого инструкцией.

3.10. В случае обнаружения неправильного положения замочного кольца выпустите весь воздух из накачиваемой шины, исправьте положение кольца, а затем повторите указанные операции. Подкачку шин без демонтажа следует производить, если давление воздуха в них снизилось не более 40%от нормы.

3.11. На участке накачивания шин должен быть установлен манометр или дозатор давления воздуха.

3.12. При использовании для накачивания шин компрессорной установки с электроприводом:

  • осмотреть состояние электрических аппаратов, манометра (должен быть проверен в лаборатории Госстандарта, на шкале манометра должна быть красная черта, соответствующая разрешенному давлению);
  • проверить наличие и исправность заземления компрессора и наличие СИЗ (диэлектрических перчаток, ковриков, инструмента с изолированными ручками);
  • слить конденсат через продувочные краники из воздухосборника.

3.13. Перед включением компрессора, прокручиванием вручную, проверить нет ли заклинивания.

3.14. Опробовать работу компрессора на холостом ходу с выпуском воздуха наружу по инструкции завода- изготовителя.

3.15. После перевода компрессора на режим "Работа"проверить смазку механизмов, охлаждение и давление воздуха в ресивере.

3.16. Для осмотра внутренней поверхности покрышки должен применяться спредер (расширитель).

3.17. Новые шины должны быть укомплектованы новыми камерами. То же рекомендуется и для шин, восстановленных методом наложения протектора.

3.18. Монтаж шин, имеющих направленный рисунок протектора, выполняйте так, чтобы направление стрелок на боковинах покрышки совпадало с направлением вращения колеса при движении самоходной техники вперед.

3.17. Для изъятия из шины посторонних предметов необходимо пользоваться клещами.

3.18. Запрещается монтировать покрышку на обод, покрытый ржавчиной или имеющий вмятины, трещины, заусенцы.

3.19. Стопорное кольцо при монтаже шины на диск должно надежно входить в выемку обода всей внутренней поверхностью.

3.20. При накачивании шины воздухом исправлять ее положение на диск постукиванием можно только после его прекращения подачи.