Работа электрической схемы тепловоза м62. Работа электрической схемы тепловоза м62 Цепи пуска дизеля

Цепи запуска дизеля

Для пуска дизеля одной секции тепловоза необходимо:
1) убедиться в том, что валопроворотный механизм дизеля поднят - замкнута блокировка "105" ;
2) включить рубильник аккумуляторной батареи ВБ ;
3) убедиться, что штурвал контроллера КМ находится на нулевой позиции;
4) включить автоматические выключатели А7 «Топливный насос» ;
5) поставить реверсивную рукоятку в рабочее положение «Вперед» или «Назад» ;
6) вставить и повернуть рукоятку блокировки тормоза БУ в кабине ведущей секции;
7) включить автомат А16 «Управление» , обеспечив этим подачу напряжения аккумуляторной батареи к общему проводу 1046 контактов контроллера и к кнопке ПД1 «Пуск дизеля 1» ;
8) включить автомат А17 «Топливный насос 1» .

Предварительные включения органов управления при запуске дизеля отмечены на электрической схеме рис.3.29.

Рис.3.29. Предварительные включения органов управления при запуске дизеля

В результате осуществления указанных операций получает питание катушка контактора КТН .

Цепь питания катушки контактора КТН: при включении автоматического выключателя А17 «Топливный насос 1» катушка контактора КТН получает питание по цепи АБ , провода 722 , 249 , клемма 2/8 , провод 348 , катушка контактора КТН , провод 350 , запкнутый контакт реле РУ7 , провод 349 , клемма 3/8 , провод 351 , клемма 12/12 , провод 339 , автоматический выключатель А17 «Топливный насос 1» провод 338 , клемма 14/1 и далее на минус аккумуляторной батареи (рис.3.30).

Рис.3.30. Схема питания катушки контактора КТН

Контактор КТН через один главный контакт включает электродвигатель топливоподкачивающего насосаТН , а через другой главный контакт подготавливает цепь включения тягового электромагнита ЭТ , пусковых контакторов Д2 , Д3 и электропневматического вентиля ускорителя запуска ВП7 .

Цепь питания электродвигателя топливоподкачивающего насоса : плюс аккумуляторной батареи АБ , разъединитель ВБ , провод 722 , автоматический выключатель А7 "Топливный насос" , провод 227 , силовой контакт контактора КТН , провод 228 , клемма 8/1 , провод 229 , электродвигатель топливоподкачивающего насоса ТН , а далее по проводу 230 , зажим №13 , провод236 , клемма 1Д6 , к разъединителюВБ АБ . Топливоподкачивающий насос начинает подачу топлива из топливного бака к насосам высокого давления (рис.3.31).

Рис.3.31. Схема питания электродвигателя топливоподкачивающего насоса.

Пуск дизеля осуществляется после нажатия и удержания кнопки ПД1 "Пуск дизеля 1". При этом от автоматического выключателя А16«Управление» подается питание на катушку контактора КМН и реле времени РВ1 (рис.3.32).

Рис.3.32. Алгоритм запуска дизеля тепловоза 2М62

Цепь питания катушки контактора КМН: плюс от А16 на провод 304 КМ , провод 305 , клемму 12/1 , провод 1046 , плюсовую шину контроллера КМ 4 контроллера машиниста КМ , провод 316 , замкнутый контакт кнопки ПД1 , провод 317 , клемму 13/1 , провод 318 , клемму 6/2 , провод 381 , замкнутый контакт реле РУ11 , провод 389 , замкнутый контакт контактора КТН , провода 319 и 982 , замкнутый контакт реле РУ5 , провод 333 , катушка контактора КМН , клемма 14/1...5 , а далее на минус аккумуляторной батареи (рис.3.33.).

Рис.3.33. Схема питания катушки контактора КМН

Цепь питания катушки реле РВ1: плюс от А16 на провод 304 , замкнутый контакт реверсивного механизма контроллера машиниста КМ , провод 305 , клемму 12/1 , провод 1046 , плюсовую шину контроллера КМ , замкнутый на нулевой позиции контакт 4 контроллера машиниста КМ , провод 316 , замкнутый контакт кнопки ПД1 , провод 317 , клемму 13/1 , провод 318 , клемму 6/2 , провод 381 , замкнутый контакт реле РУ11 , катушка реле РВ1 , клемма 14/1...5 , а далее на минус аккумуляторной батареи (рис.3.34.).

Рис.3.34. Схема питания катушки реле времени РВ1

При включении питания катушки контактора КМН он обеспечивает работу следующих цепей:
1) через силовой замыкающий контакт получает питание электродвигатель маслопрокачивающего насоса МН ;
2) разрывается цепь питания катушки пускового контакота Д1 ;

Цепь питания электродвигателя маслопрокачивающего насоса : плюс аккумуляторной батареи АБ , разъединитель ВБ , провода 04Ш3 , 385 , предохранитель ПР2 , провод 388 , силовой контакт контактора КМН , провод 390 , получает питание электродвигатель маслопрокачивающего насоса ТН , а далее по проводам403 и С4Ш4 , разъединителюВБ на минус акккумуляторной батареи АБ . Маслопрокачивающий насос начинает прокачку масла по системе смазки дизеля (рис.3.35).

Рис.3.35. Схема питания электродвигателя маслопрокачивающего насоса

Времени РВ1 :
1) через замыкающий контакт подготавливается цепь питания катушки реле РУ5 ;
2) если давление масла в системе смазки достигнет величины 0,03 мПа, то соберется цепь питания катушки реле РУ5 ;



Цепь питания катушки реле РУ5: плюс от А16 "Управление" на провод 304 , замкнутый контакт реверсивного механизма контроллера машиниста КМ , провод 305 , клемму 12/1 , провод 1046 , плюсовую шину контроллера КМ , замкнутый на нулевой позиции контакт 4 контроллера машиниста КМ , провод 316 , замкнутый контакт кнопки ПД1 , провод 317 , клемму 13/1 , провод 318 , клемму 6/2 , провод 570 , зажим 1Д18 , провод 362 , контакты реле РДМ3 , провод 363 , зажим 1Д19 , провод 574 , клемму 1/11 , провод 386 , замкнутый контакт реле времени РВ1 , катушка реле РУ5 , клемма 14/1...5 , а далее на минус аккумуляторной батареи (рис.3.36).

Рис.3.36. Схема питания катушки реле РУ5

При включении питания катушки реле РУ5
1) через замыкающий контакт подготавливается цепь питания катушки пускового контактора Д1 ;
2) разрывается цепь питания катушки контактора маслопрокачивающего насоса КМН , который своею размыкающей блокировкой создает цепь питания на пусковой контактор Д1 (рис.3.37);

Рис.3.37. Отключение контактора КМН

Цепь питания катушки пускового контактора Д1: от автомата А16 «Управление» по проводу 1047 , клемме 4/1 , проводу 1048 КТН , проводу 1049 , замкнутым контактам реле РУ5 и РУ11 , проводам 329 и 325 , замкнутому контакту контактора КМН , проводу 326 , замкнутому контакту контактора КВ , проводу 323 , зажиму 1Д9 , проводу 321 , замкнутой блокировке валоповоротного механизма 105 , проводу 322 , зажиму 1Д10 , проводу 327 , клемме 8/13 ,проводу 328 , получает питание катушка пускового контактора Д1 , а далее по проводам 331 и 972 , клемме 1/13...20 , на минус (рис.3.38).

Рис.3.38. Схема питания катушки контактора Д1

При включении питания катушки реле Д1 обеспечивается работа следующих цепей: Д1 создается цепь от минуса аккумуляторной батареи АБ на пусковую обмотку тягового генератора; 2) через замыкающий контакт собирается цепь питания катушки пускового контактора Д3 , соединяющего на параллельную работу аккумуляторные батареи обеих секций тепловоза; 3) через замыкающий контакт собирается цепь питания катушки тягового электромагнита ЭТ ; 4) через замыкающий контакт подготавливается цепь питания ускорителя запуска ВП7 ;

Цепь питания катушки пускового контактора Д3: от автомата А16 «Управление» по проводу 1047 , клемме 4/1 , проводу 1048 , замкнутому контакту контактора КТН , проводам 231 и 330 , замкнутому контакту контактора Д1 , проводу 529 Д3 , а далее по проводам 251 и 972 , клемме 1/13...20 , на минус аккумуляторной батареи (рис.3.39).

Рис.3.39. Схема питания катушки контактора Д3

При включении питания катушки реле Д3 обеспечивается работа следующих цепей:
1) силовым контактом контактора Д3 собирается цепь на параллельную работу аккумуляторных батарей;
2) через замыкающий контакт собирается цепь питания катушки пускового контактора Д2 .

Цепь питания катушки пускового контактора Д2: от автомата А16 «Управление» по проводу 1047 , клемме 4/1 , проводу 1048 , замкнутому контакту контактора КТН , проводам 231 и 330 , замкнутому контакту контактора Д1 , проводам 529 и 439 , замкнутому контакту контактора Д3 , проводу 448 , получает питание катушка контактора Д2 , а далее по проводу 972 , клемме 1/13...20 , на минус аккумуляторной батареи (рис.3.40).

Рис.3.40. Схема питания катушки контактора Д2

При включении питания катушки реле Д2 обеспечивается работа следующих цепей:
1) силовым контактом контактора Д2 создается цепь от плюса аккумуляторной батареи АБ на якорь тягового генератора;
2) через замыкающий контакт собирается параллельная цепь питания катушки пускового контактора Д1 в обход блокировки реле РУ11 ;
3) через замыкающий контакт собирается цепь питания ускорителя запуска ВП7 ;

Цепь питания катушки ускорителя запуска ВП7: от автомата А16 «Управление» по проводу 1047 , клемме 4/1 , проводу 1048 , замкнутому контакту контактора КТН , проводу 231 , замкнутому контакту контактора Д1 , проводу 232 , замкнутому контакту контактора Д2, проводу 233, клемме 2/11, проводу 234, зажиму 1Д5, проводу 235, получает питание катушка ускорителя запуска ВП7 , а далее по проводу 240 , на минус аккумуляторной батареи (рис.3.41).

Рис.3.41. Схема питания катушки ускорителя запуска ВП7

Цепь питания катушки тягового электромагнита ЭТ при запуске дизеля: катушка тягового электромагнита А16 «Управление» по проводу 1047 , клемме 4/1 , проводу 1048 , замкнутому контакту контактора КТН , проводу 231 , замкнутому контакту контактора Д1 , проводам 232 и 237 , зажиму 1Д11 , проводу 248 ЭТ , а далее по проводу 246 , зажиму 1Д6 , на минус (рис.3.42).

Рис.3.42. Схема питания тягового электромагнита ЭТ при запуске дизеля

При достижении давления в системе смазки более 0,06 мПа замыкаются контакты реле давления масла РДМ1 между проводами 242 и 243 . При включении контактов РДМ1 собирается цепь питания катушки реле РУ11 .

Цепь питания катушки реле РУ11: катушка реле РУ11 получает питание от автомата А16 «Управление» по проводу 1047 , клемме 4/1 , проводу 241 , зажиму 1Д14 , проводу 242 , замкнутому контакту реле РДМ1 , проводу 243 , зажиму 1Д13 , проводу 254 , клемме 2/13 , проводу 255 , катушка реле РУ11 , а далее по проводу 247 , клемме 14/1...5 и на минус аккумуляторной батареи (рис.3.43).

Рис.3.43. Схема питания катушки реле РУ11

Блокировочными контактами реле РУ11 создается вторая цепь питания катушки тягового электромагнита ЭТ от автоматического выключателя «Управление» и разрывается цепь питания пускового реле времени РВ1 .

Цепь питания катушки тягового электромагнита ЭТ при работе дизеля: катушка тягового электромагнита ЭТ получает питание от автомата А16 «Управление» по проводу 1047 , клемме 4/1 , проводу 1048 , замкнутому контакту контактора КТН , проводу 1049 , замкнутому контакту реле РУ11 , проводу 239 , клемме 6/3 , зажиму 1Д11 , проводу 248 , катушка тягового электромагнита ЭТ , а далее по проводу 246 , зажиму 1Д6 и на минус (рис.3.44).

Рис.3.44. Схема питания тягового электромагнита ЭТ при работе дизеля

Запуск дизеля завершен . Схема работы дизеля в режиме холостого хода на нулевой позиции представлена на рис.3.45.

Рис.3.45. Схема работы дизеля в режиме холостого хода на нулевой позиции контроллера

Предлагаем повторить самостоятельно все действия, связанные с запуском дизеля тепловоза 2М62 , используя полную схему цепей управления (рис.3.46).

Рис.3.46. Схема цепей управления тепловоза 2М62


Электрические цепи запуска первого дизеля тепловоза 2 М62 У

Электрическая схема тепловоза обеспечивает автоматический гарантированный запуск дизеля.

Для запуска дизеля ведущей секции тепловоза необходимо:

1. включить рубильники ВБ на ведущей и ведомой секции .

(При включении ВБ «+» подается на зажимы 1/1...3 в ВВК и зажим 12/10 пульта управления, «-» АБ подается на зажимы 4/21 ...30 и 8/18...20 в ВВК и зажимы 11/1,2 пульта у правления).

2. включить автоматы А1 (дизель), А7 (топливный насос), А16 (Управление общее).

рукоятку блокировки №367 перевести в крайнее нижнее положение.

перевести в одно из рабочих положений реверсивную рукоятку КМ.

5. КМ установить на нулевую позицию. 6. включить тумблер ТН1.

С включением тумблера ТН1, подается питание на катушку КТН по цепи: «+», зажим 1/1...3, автомат А1, зажим 2/1...2, контакт РУ7, катушка КТН, зажим 12/1.. .2, контакт тумблера ТН 1, провод 338, зажим 11/1...2, «-».

Силовой контакт КТН замыкается и включает в работу электродвигатель топливо прокачивающего насоса. Второй силовой контакт КТН замыкается и подготавливает цепь питания катушек: РУ5, ЭТ, ВП7, ДЗ, Д2 Д1, КМН, а также создает цепь питания БРН и обмотки возбуждения ВГ Вспомогательный контакт КТН замыкается и подготавливает цепь питания РВ2, РВ1, РУ6. Второй вспомогательный контакт размыкается и исключает возможность подачи питания на катушку КМН от тумблера ручной прокачки масла.

Для продолжения процесса запуска необходимо кратковременно нажать на кнопку ПД1. При этом создается цепь питания катушек РВ2, РВ1, РУ6 по цепи: «+», автомат А16, контакт блокировочного устройства № 367, контакты реверсивного барабана КМ, 4й контакт КМ замкнутый на нулевой позиции, контакт кнопки ПД1, резистор СУ1, вспомогательный контакт КТН, контакты РУ11, по параллельным цепям получают питания катушки РВ1, РВ2, РУ6,«-».

Первый контакт РУ6 замкнувшись шунтирует контакт кнопки ПД1, после этого кнопку ПД1 можно опустить. Второй контакт РУ6 размыкается в цепи питания катушки РУ11 (обеспечивая гарантированный запуск дизеля). Третий контакт РУ6 замыкается и создает цепь питания катушки КМН по цепи: «+», зажим 1/1...3, автомат А1, зажим 2/1...2, силовой контакт КТН, контакт РУ6, контакт РУ5, катушка КМН, «-».

Силовой контакт КМН замкнувшись, создает цепь питания электродвигателя масло прокачивающего насоса по цепи: «+» АБ, нож ВБ, предохранитель ПР-3, силовой контакт КМН, электродвигатель масло прокачивающего насоса, «-». Вспомогательный контакт КМН размыкается в цепи катушки Д1 и исключает возможность подачи питания на неё во время прокачки масла.

Постепенно давление масла в масляной системе дизеля начинает возрастать и когда оно достигнет 0,25 - 0,3 атм. контакт датчика РДМЗ замыкается, подготавливая цепь питания катушки РУ5. Через 60 сек. после нажатия на кнопку ПД1 замкнется контакт РВ1 в результате получит питание катушка РУ5.

Первый контакт РУ5 размыкается и обесточивает катушку КМН (прекращается прокачка масла). Вспомогательный контакт КМН замкнувшись подготавливает цепь питания катушки Д1. Второй контакт РУ5 размыкается в цепи питания катушки РУ7, и исключает возможность подачи на нее питания от КДМ на время запуска. Третий контакт РУ5 замыкается и создает цепь питания катушки Д1 по цепи: «+», автомат А1, зажим 2/1...2, силовой контакт КТН, провод 1049, контакт РУ5, вспомогательный контакт КМН, вспомогательный контакт KB, контакт 105й блокировки, катушка Д1, «-».

Силовой контакт Д1 замкнувшись подключает минусы двух АБ к пусковой обмотке ГГ. Первый вспомогательный контакт Д1 замкнувшись создает временную цепь питания катушки ЭТ и подготавливает цепь питания катушки вентиля ВП 7. Второй вспомогательный контакт Д1 замкнувшись создает цепь питания катушек ДЗ ведущей и ведомой секции.

Силовые контакты ДЗ замыкаются, и соединяют две АБ в параллельную работу (при этом напряжение двух АБ остается 64В, а емкость увеличивается в два раза). Вспомогательный контакт ДЗ разомкнувшись, обесточит на время запуска БРН и обмотку возбуждения ВГ. Второй контакт ДЗ замкнувшись создает цепь питания катушки Д2.

Для быстрого нахождения неисправностей в электрических цепях тепловоза в пути следования необходимо иметь контроль­ную лампу на 75-110 В малой мощности (например, типа СЦ-21, 110 В, 8 Вт) с двумя проводами сечением 2,5 мм2 и дли­ной одного провода 2-3 м, другого - 0,5м. Желательно, что­бы конец короткого провода был снабжен зажимом.

Приступая к определению неисправности, следует проверить контрольную лампу, для чего один провод присоединить к клемме 2/8-10, а другим коснуться клеммы 1/13-20. При включенном рубильнике аккумуляторной батареи лампа заго­рится.

Во всех случаях, если не срабатывает какой-либо аппарат, после проверки цепи его питания следует убедиться в исправ­ности его катушки (проверить на обрыв). Цепь питания можно проверить, соединив перемычкой клем­мы 2/8-10 с плюсовым проводом проверяемой катушки. Аппа­рат должен сработать. Если этого не происходит, следует про­верить контрольной лампой минусовую цепь аппарата, для че­го один провод лампы соединить с клеммой 2/8-10, а другой - с минусовым проводом катушки.

Например, если после подключения провода 271 перемычкой к плюсу батареи реле РУ8 не включится, а контрольная лампа, включенная между плюсом батареи и проводом 302 загорится, это будет свидетельствовать об обрыве катушки реле РУ8.

Наиболее часто в пути следования наблюдаются неисправно­сти в цепях питания катушек контакторов KB и ВВ.

В случаях внезапного сброса, нагрузки в пути следования ре­комендуется вначале по приборам пульта ведущей кабины, на щитке в дизельном помещении и на пульте нерабочей кабины проверить параметры работы дизеля. Если они находятся в пределах установленных норм, следует затормозить тепловоз, набрать первую позицию, открыть дверь высоковольтной каме­ры, заблокировать вручную блокировку дверей БД1 и прове­рить, какие из аппаратов включились.

Если реверсор находится в правильном положении, а реле времени РВ2 и контакторы П1-П6, KB и ВВ не включены, до­пускается постановка перемычки между клеммой 3/10 и нако­нечником провода 147 у реле заземления РЗ.

Если реле времени РВ2 и поездные контакторы П1-Ц6 включены, а контакторы возбуждения KB и ВВ не включились, можно поставить перемычку от клеммы 3/10 на наконечник провода 126 у реле РУ1.

Если все аппараты, кроме контактора KB, включены - пе­ремычку поставить между клеммами 3/10 и 819.

И если все аппараты, кроме контактора ВВ, включены, то перемычку от клеммы 3/10 можно поставить на наконечник про­вода 165 у катушки контактора ВВ.

Во всех случаях следует помнить, что при постановке пере­мычек частично или полностью выводятся из работы аппараты защиты в соответствующей цепи. Поэтому при таком состоянии схемы допустимо следование локомотива только до стоянки, время которой достаточно, чтобы определить неисправность и устранить ее.

При следовании тепловоза с временной перемычкой в схеме следует регулярно по приборам контролировать режим работы дизеля и его параметры и не допускать отклонения их за допу­стимые пределы.

Для определения неисправности (обрыва) цепи, например, цепи катушки контактора KB, следует короткий провод конт­рольной лампы присоединить к любой минусовой клемме, на­пример 13-20, а концом длинного провода последовательно касаться контактных точек цепи. Место повреждения (обрыв или плохой контакт) находится между точками, на одной из которых имеется положительный потенциал (лампа горит), а на другой отсутствует (лампа не горит). Например, если при касании провода лампы к наконечнику провода 127 лампа не горит, а при касании к проводу 120 - горит, то это свидетельст­вует о нарушении контакта замыкающих блок-контактов контак­тора П1.

Аналогично можно определить повреждения в любой части цепи управления тепловозом.

Питание цепей управления

зажимы 2/8... 10 Минусовые зажимы 14/1... 5 (пульт управления), 1/13... 20 и 8/14...16

Цепи пуска дизеля

Получает питание катушка контактора КТН

( р.к. РУ7

От зажима 2/8 через контакты автомата А7 «Топливный насос» и главный контакт контактораКТН (ТН).

ПД1 «Пуск дизеля I секции».

2/8…10,

От р.к.. РУ11

р.к. РУ5 на катушку контактора КМН..

реле давления масла РДМ3.

реле времени РВ1. катушки реле РУ5.

З.к. РУ5 контакт блокировки 105

З. к. Д1 (330, 529} подключает контактор ДЗ, и его з.к. (439, 448) - контактор Д2. ДЗ второй секции.

Д1 и Д2 замыка­ют

Главные контакты контакторов ДЗ (382, 533)

Через з.к. Д1 (232, 233) -

величину 1,6 кгс/см 2 . При этом срабатывает реле давления масла РДМ 1 катушки реле РУ11.

З.к. РУ11 (1049, 239) замыкает основную цепь питания блок-магнита ЭТ в обход контакта Д1.

Р.к. РУ11 разрывает цепь питания катушки реле времени РВ1, в результате чего отключается реле РУ5 и разбирается цепь пуска дизеля. Кнопку ПД1 можно отпустить.

С этого времени работа дизе­ля на холостом ходу контролируется защитой по давлению масла (реле РДМ1 и РУ11).

Пуск дизеля ведомой секции выполняют аналогично при помощи, соответственно, автомата А14 «Топливный насос II» и кнопки ПД2 «Пуск дизеля II секции».. Цепь катушки контак­тора КТН ведомой секции до зажима 12/12 такая же, как на ведущей. Дальше минусовая цепь катушки КТН ведомой сек­ции проходит по проводу 342 через контакт контроллера (342,343), замкнутый при снятой реверсивной рукоятке, а так­же через межтепловозное соединение (провод 10 ведомой секции и провод 5 ведущей секции), автомат А14 «Топливный насос II», расположенный на пульте ведущей секции.

Минусовые цепи аккумуляторных батарей обеих секций соединены постоянно, поэтому цепь катушки контактора КТН оказывается замкнутой. Такое соединение позволяет при необходимости остановить дизель ведомой секции из кабины ведущей.

Цепи возбуждения вспомогательного генератора и зарядки аккумуляторной батареи

От «плюса» акку­муляторной батареи через автомат А16 «Управление», провод 1047, зажим 4/1... 2, провод 1048, главный контакт КТН (1048, 231) провода 330 и 373 подготавливается цепь питания бесконтактного регулятора напряжения БРН . По окончании пуска дизеля эта цепь замыкается через р.к. Д1 (373, 374) и р.к. ДЗ (374, 376).

Регулятор напряжения, управляя возбуждением вспомога­тельного генератора, поддерживает напряжение на его выхо­де в пределах 75 ± 1 В. Это превышает напряжение аккуму­ляторной батареи (64 В), и от «плюса» вспомогательного ге­нератора начинает протекать ток через диод заряда батареи ДЗБ, предохранитель ПР1 на 160 А, резистор заряда батареи СЗБ, шунт 103 амперметра А2, предохранитель ПРЗ на 125 А, на «плюс» аккумуляторной батареи. Параллельно через за­жимы 2/8... 10 от вспомогательного генератора получают пи­тание цепи управления и освещения.

ЦЕПИ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧЕЙ

Работа аппаратов защиты и аварийной сигнализации

Цепи защиты и аварийной сигнализации при неисправностях и опасных режимах электрического оборудования

Все защитные устройства этой группы срабатывают на снятие или уменьшение нагрузки генератора.

Защита от попадания человека под действие высокого напряжения

Эту защиту осуществляют блокировочные выключатели БД2 (114, 115) и БД1 (115, 111) дверей аппаратной камеры.

Вспомогательные цепи

Реверсор ПР (тип ППК-8063)

Главные контакты замыкают цепи обмоток возбуждения ТЭД в соответствии с направлением движения тепловоза.

Вспомогательные контакты (106, 114 и 110, 114) замыкают цепь питания катушек КВ, ВВ, реле времени РВ3 при развороте реверсора в положение «Вперед» и «Назад» соответственно.

Вспомогательные контакты (310, 311 и 310, 312) подготавливают цепь электропневматических вентилей соответственно НЗ, ПН и ВЗ, ВП в зависимости от направления движения.

Контактор возбуждения тягового генератора КВ (тип МК4-10ВУ3А)

Главный з.к. КВ (1133, 431) подключает обмотку возбуждения тягового генератора к возбудителю.

Вспомогательный з.к. КВ (116, 118) шунтирует контакты реле РУ8 в цепи катушки КВ, сохраняя ее питание на позициях выше второй.

Вспомогательный р.к. КВ (326, 323) предотвращает случайное включение контактора пуска дизеля Д1 в тяговом режиме.

Контактор возбуждения возбудителя ВВ (тип МК1-10ВУЗА)

Главный з.к. ВВ (400, 443) подключает обмотку возбуждения синхронного подвозбудитепя к вспомогательному генератору и замыкает цепь питания размагничивающей обмотки возбудителя.

Вспомогательный р. к. ВВ (198, 193) замыкает цепь питания сигнальной лампы ЛН1 при сбросе нагрузки.

Вспомогательный р. к. ВВ (166, 174) замыкает цепь питания сигнала боксования СБ при срабатывании реле РБ.

Контактор маслопрокачивающего насоса КМН (тип МКЗ-10ВУЗА)

Главный з. к. КМН (388, 390) Включает электродвигатель маслопрока-чивающего насоса МН.

Вспомогательный р. к. КМН (325, 326) предотвращает случайное включение контактора Д1 во время прокачки масла.

Контактор топливоподкачивающего насоса КТН (тип МК1-20ВУЗА)

Главный з. к. КТН (227, 228) включает электродвигатель топливоподкачивающего насоса ТН.

Главный з. к. КТН (1048, 221) подготавливает цепи питания тягового электромагнита регулятора дизеля ЭТ, поездных контакторов П1 - П6, регулятора напряжения БРН.

Вспомогательный з. к. КТН (389, 319) подготавливает цепь питания катушки КМН при пуске дизеля.

Вспомогательный р. к. КТН (981, 982) предотвращает включение контактора КМН при помощи тумблера ПМ при включении контактора КТН.

Электрическая схема тепловоза 2М62

(журнал «Локомотив» № 4и 5, 2007 г. инж. А.Г. Иоффе, старший научный сотрудник ВНИИЖТа)

Для соединения цепей аппаратной (высоковольтной) камеры, пульта управления и дизеля предусмотрены панели зажимов. В ВВК установлены панели зажимов СК1 - СК9. На схеме они обозначены перечеркнутым кружками с закрашенными правыми половинками. В пульте управления имеются панели зажимов СК11 - СК14, помеченные на схеме не закрашенными перечеркнутыми кружками. Зажимы панелей СК имеют дробные наименования: в числителе - номер панели, в знаменателе - номер зажима, например, зажим 3/16 означает: 16-зажим панели СКЗ (аппаратной камеры).

Зажимы дизельной коробки названы 1Д1 - 1Д20, 2Д1 - 2Д20 и обозначены закрашенными перечеркнутыми кружками. Зажимы тройниковых коробок, установленные по кузову, имеют простые порядковые номера. Разъем № 27 соединяет цепи управления охлаждающим устройством с остальными цепями тепловоза. Провода с номерами, начинающимися с буквы «П», относятся к цепям пожарной сигнализации, с буквы «А» - к цепям АЛСН, с буквы «Р» - принадлежат к цепям питания радиостанции.

Питание цепей управления

При неработающем дизеле цепи управления и освещения тепловоза питаются от аккумуляторной батареи. От плюсового зажима батареи напряжение поступает на кабель 405, плюсовой нож рубильника ВБ, шину 04ШЗ, провод 385, плавкую вставку предохранителя ПРЗ, шунт 103, резистор СЗБ, провод 367, а далее на зажимы 2/8... 10 аппаратной камеры и по проводу 365x2 - на зажим 12/10 пульта управления. Минусовые зажимы 14/1... 5 (пульт управления), 1/13... 20 и 8/14...16 (аппаратная камера) соединены проводом 404, шиной С4Ш4, минусовым ножом рубильника ВБ с минусовым зажимом аккумуляторной батареи.

Цепи пуска дизеля

Перед пуском дизелей необходимо на обеих секциях тепловоза включить рубильник аккумуляторной батареи ВБ и автоматы А1 – А11, расположенные на стенке ВВК. На пульте управления ведущей секции следует включить автомат А16 «Управление», установить реверсивную рукоятку контроллера и поставить ее в положение «Вперед или «Назад». При наличии на тепловозе блокировки тормоза БУ № 367 надо установить ее рукоятку и повернуть вниз.

Рассмотрим пуск дизеля ведущей секции. Для этого необходимо включить автомат А17 «Топливный насос 1», включается контактор топливного насоса. Получает питание катушка контактора КТН по цепи: «плюс» АБ, зажимы 2/8... 10, катушка КТН, р.к. РУ7, автомат А17, «минус» цепей управления.

(РУ7 включается при срабатывании дифманометра КДМ в случае появления давления в картере дизеля: р.к. РУ7 (350, 349) разрывает цепь питания катушки контактора КТН для остановки дизеля).

От зажима 2/8 через контакты автомата А7 «Топливный насос» и главный контакт контактораКТН замыкается цепь питания электродвигате­ля топливоподкачивающего насоса (ТН). Происходит запол­нение топливной системы дизеля.

После того как появится необходимое давление топли­ва, следует нажать и удерживать до полного окончания процесса пуска кнопку ПД1 «Пуск дизеля I секции».

При этом собирается цепь от зажима 2/8…10, провод 365х2, зажим 12/10 через авто­мат А16»Управлеие», контакт БУ бло­кировки тормозов, замк­нутый контакт реверсив­ного барабана контрол­лера., 4-й контакт главно­го барабана контролле­ра, замкнутый на нулевой позиции, контакт кнопки ПД1, р.к. РУ11 на катушку реле времени РВ1.

От р.к.. РУ11 собирается параллельная цепь через з.к. КТН

р.к. РУ5 на катушку контактора КМН..

Маслопрокачивающий насос включается и осуществляет прокачку масла по системе дизеля. Когда его давление дос­тигает значения 0,25 кгс/см 2 , срабатывает реле давления масла РДМ3.

Через 60 сек. после начала прокачки масла срабатывает реле времени РВ1. Включенные последова­тельно замыкающие контакты РДМЗ и РВ1 собирают цепь питания катушки реле РУ5.

Р.к. РУ5 (982, 333) разрывает цепь питания катушки кон­тактора КМН . Прокачка масла прекращается.

З.к. РУ5 замы­кает цепь от главного контакта КТН (1048, 1049) через р.к. РУ11, р.к. КМН, р.к. КВ. контакт блокировки 105 валоповоротного устройства на катушку пускового контактора Д1.

(Вспомогательный р.к. КВ (326, 323) предотвращает случайное включение контактора пуска дизеля Д1 в тяговом режиме).

З. к. Д1 (330, 529} подключает контактор ДЗ, и его з.к. (439, 448) - контактор Д2. Через межтепловозное соединение (Л2-5) получает питание катушка контактора ДЗ второй секции.

Главные контакты пусковых контакторов Д1 и Д2 замыка­ют , соответственно, минусовую и плюсовую цепи, связываю­щие аккумуляторную батарею с якорем и пусковой обмоткой тягового генератора.

Главные контакты контакторов ДЗ (382, 533) на ведущей и ведомой секциях через розетку межтепловозного соединения РПБ соединяют «плюсовые» параллельно аккумуляторные батареи обеих секций. «Минус» аккумуляторных батарей соединен постоянно через провода 537 и 539, а также розетки РПБ.

Через з.к. Д1 (330, 232) подключается катушка блок-магнита ЭТ, а через з.к. Д2 (232, 233) - вентиль ускори­теля пуска дизеля ВП7.

Якорь тягового генератора начинает вращать соединен­ный с ним коленчатый вал дизеля, а в результате включения блок-магнита ЭТ и вентиля ВП7 рейки топливных насосов высокого давления выводятся на подачу топлива.

(При этом якорь блок-магнита перемещает золотник, запирающий выход масла из-под поршня сервомотора регулятора дизеля, а вентиль ускорителя пуска открывает доступ сжатого воздуха к поршню пускового сервомотора регулятора. В результате происходит подача масла в масляную систему регулятора, шток сервомотора поднимается, перемещая рейки ТН высокого давления на подачу топлива в цилиндры.)

Когда ди­зель начнет работать самостоятельно, давление масла пре­вышает величину 1,6 кгс/см 2 . При этом срабатывает реле давления масла РДМ 1 , з.к. (242,243) которого собирает цепь питания катушки реле РУ11.

Перед пуском дизеля при включении АБ необходимо убедиться в наличии разрядки по амперметру зарядки батареи. Отклонение стрелки влево от нуля указывает на то, что потенциал к «+» и «-» клеммам подведён. Если при включении А-17 ЭТН не работает, то неисправность может быть:

· на участке электрической цепи контактора КТН, от клеммы 2/8 до клеммы 14/1-5.

· на участке электрической цепи электродвигателя ТН, от клеммы 2/8 до провода 230.

Дальнейший поиск неисправностей зависит от включённого или выключенного состояния контактора КТН. Если контактор не включён - прозвонить и осмотреть цепь его катушки. Если контактор включён, а электродвигатель не работает, то вероятней всего зависли его токоподводящие щётки.

При неисправности контактора КТН, его можно заклинить во включенном положении, усилив при этом контроль за уровнем разрежения в картере дизеля.

Если с нажатием кнопки «пуск дизеля» электродвигатель МН не работает, то неисправность может быть:

· на участке электрической цепи к контактору КМН от клеммы 12/10 до минуса катушки (пр144, пр150).

· на участке электрической цепи к электродвигателю МН.

Исправность КМН и электродвигателя МН можно проверить тумблером ПМ. Если они исправны, то прокачку масла можно осуществить вручную включением тумблера ПМ, либо нажав на якорь контактора КМН.

Если по истечении 60 сек. нет проворота коленчатого вала, причиной может быть:

· разрегулировка РВ-1

· слабое давление масла

· Неисправность РУ-5.

При наличии давления масла проворот можно осуществить вручную, нажав на якорь РУ5 , или на якорь контактора Д1, соблюдая при этом технику безопасности.

Если после пуска дизеля он глохнет, то причиной может быть неисправность РДМ1, РУ11, ЭТ, а так же отсутствие давления масла. Катушку РУ11, или ЭТ можно включить принудительно (заклинить), но лишь при условии, что давление масла в системе не ниже 1,5 атм.

Действия бригады при неисправностях в электрических цепях приведения в движение тепловоза 2М62К, 2М62УК

Если с набором первой позиции КМ лампочка «сброс нагрузки» загорелась и погасла (мигнула), на киловольтметре есть показания напряжения, а на килоамперметре нет показаний тока, то следовательно не включены тумблеры ОМ1 – ОМ6.

Если с набором 1-й позиции лампочка «сброс нагрузки» горит, а

тепловоз в движение не приходит, то неисправность на участке электрической цепи от провода 114 до контакторов КВ, ВВ. Но в этой ситуации есть положительный момент, говорящий о том, что электрическая цепь от клеммы 12/10 до вспомогательного контакта реверсора ПР, включая и его - исправна.



Если с набором 1-й позиции лампочка «сброс нагрузки» не горит, то необходимо убедится, находится ли под питанием контроллер машиниста. Для

этого можно нажать педаль песочницы, или набрать несколько позиций КМ (дизель повысит обороты – КМ под питанием). Если КМ под питанием, то переведя реверсивную рукоятку в положение «назад» проверяем, подходит ли питание к электропневматическим вентилям реверсора. Если реверсор развернётся, то неисправность либо в контактах реверсивного барабана КМ для движения вперёд, либо во вспомогательном контакте реверсора ПР (для движения вперёд на схеме изображён замкнутым).

При наличии времени и возможности с помощью контрольной лампы необходимо точно выяснить место неисправности и устранить её, оставив как можно больше защитных контактов и устройств. Определяя неисправность контрольной лампой, один из её зажимов держать на минусовой клемме, а вторым прозванивать электрическую цепь, КОНТРОЛЛЕР ПРИ ЭТОМ ДОЛЖЕН СТОЯТЬ НА ПЕРВОЙ ПОЗИЦИИ!

Аварийный пуск дизеля при истощённой АБ.

В случае, когда аккумуляторная батарея истощена и нет проворота коленчатого вала, для обеспечения пуска дизеля необходимо собрать аварийную схему с использованием магнитного потока обмотки возбуждения ГГ. Предварительно необходимо открыть индикаторные краны через один в соответствии с порядком работы цилиндров.

Для подачи питания на обмотку возбуждения соединить плюсовую клемму 2/8-10 с подвижным силовым контактом контактора КВ (пр. 430). Минус собрать, соединив провод 434 с минусовой клеммой 1/13-20, предварительно отсоединив его от первичной обмотки стабилизирующего трансформатора. Если проворот КВ состоится, то необходимо тут же снять одну из перемычек.

Действия бригады при неисправности БРН



Тепловоза 2М62К, 2М62УК

В случаях выхода из строя БРН исключается возможность корректировки величины тока в обмотке возбуждения ВГ. Данная ситуация приводит к значительному увеличению напряжения ВГ. Для поддержания напряжения ВГ в пределах 75В, необходимо собрать аварийную схему возбуждения ВГ. Для этого снять фишку с БРН. От клеммы 8/2 отсоединить провод 375 , а от клеммы 8/3 провод 379. Далее клемму 8/3 соединяют с резервной клеммой 5/16..17 . Под пультом управления резервную клемму 14/11 соединяют с неподвижным контактом автоматического выключателя А13 («бытовые осветительные приборы», автомат при этом должен быть выключен).

В результате такой аварийной схемы мы подключаем лампочки буферных фонарей в цепь обмотки возбуждения ВГ. Поочерёдным подключение буферных фонарей регулируют величину сопротивления и, следовательно силу тока в обмотке возбуждения ВГ, добиваясь стабилизации напряжения приблизительно 75 В.