Поздравления с днем финансово-экономической службы вс рф

Татьяна Шевцова, заместитель министра обороны Российской Федерации.
Указом Президента России в перечень профессиональных праздников и памятных дней введен День Финансово-экономической службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Согласно указу, отмечать этот праздник военные финансисты будут ежегодно 22 октября.

Появлению Указа предшествовала кропотливая работа с архивными документами, благодаря чему удалось дополнить историю возникновения и формирования армейских финансовых органов, а также по-новому оценить вклад военных финансистов в повышение обороноспособности страны.

Именно 22 октября, в 1918 году, приказом Реввоенсовета Республики (РВСР) впервые в истории армии и флота было принято положение о финотделе и введен в действие юридический документ о самостоятельном финансовом органе.

Выход этого приказа был связан с тем, что в связи с отказом от добровольческого принципа комплектования Красной армии и переходом к строительству регулярной армии, надо было отказаться от различных внебюджетных источников финансового обеспечения добровольческих отрядов и организовывать финансовое обеспечение регулярных частей и соединений полностью за счет государственного бюджета.

На Финансовый отдел при РВСР было возложено обеспечение необходимыми кредитами фронтов и отдельных армий и казначейское обслуживание армии.

Финансовому отделу пришлось выполнять свои функции в условиях экономической разрухи и обесценивания денег.

В ходе Гражданской войны функции Финансового отдела расширялись в соответствии с обстановкой. Так, на отдел было возложено управление и руководство всеми полевыми казначействами, осуществление финансового контроля и другие функции.

При формировании Финансового отдела при РВСР и Положения о нем были определены два принципиально новых обстоятельства.

Первое: устанавливалось, что должности финансовых работников комплектуются лицами командно-начальствующего состава. До этого периода, в царской армии, финансовые органы комплектовались военными чиновниками. В послереволюционные годы это было связано с необходимостью подчинения системы финансирования людям, принимающим присягу на верность новой власти наравне с другими представителями командно-начальствующего состава.

Второе: определялась «встроенность» системы финансового обеспечения (также как и других систем обеспечения) в штатную организацию войск и звеньев управления и в их повседневную деятельность. Это было связано с особыми условиями боевой деятельности, необходимостью выполнения задач войсками в любых условиях обстановки и обеспечения их самостоятельности.

Финансовая служба Красной Армии под руководством Финансового отдела при РВСР в 1918-1920 годах выполнила свои обязанности, накопив богатейший опыт мобильного реагирования на быстро меняющиеся экономические и военные обстоятельства, и заложила определенные основы для организации финансового обеспечения дальнейшего совершенствования Вооруженных Сил страны.

В период строительства Красной Армии с 1921 по 1941 год укреплялось положение финансовой службы.

1921-1936 годы – это период практики самообслуживания войск, при которой большое значение имели внутренние источники финансирования. А в предвоенные годы войска перешли на строгое бюджетное финансирование. В 30-е годы при возрастании роли финансовой службы совершенствовались все системы управления, были изданы Положения о финансовом хозяйстве (1936, 1938, 1940 годов), Положение о финансовом контроле (1936 года и от 4 апреля 1941 года), Положение о денежном довольствии военнослужащих и пенсионном обеспечении, специальный приказ о мерах по переходу финансовой службы на обеспечение войск в условиях войны.

Когда читаешь эти документы, то понимаешь, что основные подходы по организации финансового обеспечения войск, заложенные в них, актуальны и сегодня.

В период Великой Отечественной войны вместе с основной задачей по бесперебойному обеспечению боевой деятельности войск встала и очень важная задача – добиться, путем внедрения жесткого режима экономии, высокой эффективности использования военных ассигнований.

Учреждение Дня финансово-экономической службы можно считать государственным признанием вклада военных финансистов и ветеранов Великой Отечественной войны в дело укрепления обороноспособности страны, а также данью уважения к нашим ветеранам, сумевшим построить эффективную систему финансирования армии и флота, – подчеркнула заместитель министра обороны России Татьяна Шевцова. – 22 октября у нас будет еще один повод, чтобы встретиться с нашими заслуженными специалистами, поздравить их, вспомнить тех, кого уже с нами нет. Современное поколение военных финансистов настроено сохранять и преумножать традиции службы, накопленные за десятилетия достойной работы в интересах государства».

Военные расходы тогда составляли 51 процент государственного бюджета, и была поставлена задача: экономить на всем.

В годы Великой Отечественной войны военным финансистам удалось создать механизм, обеспечивший мобилизацию экономических ресурсов государства и перестройку его экономики на военные рельсы, организовать грамотное планирование бюджетных расходов. Ключевым вопросом стало обеспечение бесперебойного финансирования потребностей фронта. Достаточно сказать, что через финансовую систему армии и флота в тот период прошло более половины всех бюджетных расходов страны!

С первых дней войны был введен в действие порядок финансового планирования и финансирования на военное время. Квартальное планирование потребностей в денежных средствах уступило место месячному. В соответствии с требованиями военного времени была скорректирована структура финансовых органов войскового звена, в частности, в составе фронтов и армий были созданы финотделы.

«Хозяйство» начфина полка было крайне аскетичным: небольшая металлическая шкатулка для хранения денег, деревянный ящик для финансовых документов, а также полевая сумка с денежной книгой и контрольной книжкой.

Организация финансирования действующей армии проводилась одновременно с налаживанием их кассового и расчетного обслуживания. Были сформированы полевые учреждения Госбанка: во фронтах – конторы, в армиях – отделения, в соединениях – кассы. При этом значительные объемы финансирования приходились на военные поставки: до трети всех расходов по смете Наркомата обороны.

Интересно, что качество работы военных финансистов в те годы оценивалось еще и по уровню безналичных расчетов. Были введены аттестаты офицерскому составу на семьи, организована подписка на госзаймы, взносы в фонды обороны. На специалистов финансовых служб возлагались и задачи по учету трофейных ценностей и иностранной валюты, которые оприходовались по актам комиссий воинских частей.

О качестве работы финансовой службы Красной Армии в годы войны красноречиво свидетельствуют воспоминания тогдашнего министра финансов Арсения Зверева: «Располагая крупными средствами, Финуправление Наркомата обороны имело такие резервы, которых не было даже у Наркомфина. Но оно никогда не цеплялось за них, а подходило к делу по-государственному. В этом отношении контакт между мною и Хотенко (начальник Финуправления Наркомата обороны) был полным. Если Наркомат финансов сталкивался с затруднениями (а в войну это, естественно, не раз случалось), я твердо знал, что, обратясь в Финансовое управление Наркомата обороны, я встречу содействие».

Вклад военных финансистов в обеспечение Победы был по достоинству оценен государством. 95 процентов офицеров финансовой службы армии и флота были награждены орденами и медалями.

В первые послевоенные годы, когда страна направляла колоссальные ресурсы на восстановление разрушенного войной народного хозяйства, перед армией и флотом была поставлена задача: развивать и использовать возможности экономики Вооруженных Сил. Отсюда – ускоренное развитие различных направлений экономики Вооруженных Сил (строительное, промышленное и сельскохозяйственное производства, военная торговля, внутреннее хозяйство войск и т.п.) и соответственно – усиление роли финансовой службы Министерства обороны и постепенное превращение ее в финансово-экономическую.

В годы «холодной войны», когда реформирование Вооруженных Сил осуществлялось в сторону усиления ракетно-ядерной составляющей, численность армии и флота была увеличена почти до пяти миллионов человек, что повлекло неизбежное освоение необжитых северных, восточных и южных территорий. Эти обстоятельства поставили войска в такие условия, которые требовали развития своего собственного внутреннего хозяйства, самостоятельных служб обеспечения, в т.ч. и финансовых. Это же и повлекло за собой широкое развитие сети полевых банков.

Система финансового обеспечения Вооруженных Сил совершенствовалась вместе с изменениями их боевого состава, военной и социальной инфраструктуры.

Войска должны заниматься решением своей основной задачи – достижением высокой боевой готовности. Поэтому сегодня все функции материального и финансового обеспечения выведены из боевого эшелона и сосредоточены в территориальных органах.

Этим решается не только задача повышения мобильности и боевой готовности войск, но и возможности наиболее эффективного использования человеческих ресурсов, внедрения современных средств анализа, технических новшеств и, конечно, экономии финансовых ресурсов.

Такая система финансового обеспечения войск (сил) уже показала свои преимущества и соответствует избранной стратегии строительства Вооруженных Сил России.

Сегодня в основу системы финансового обеспечения положен территориально-отраслевой принцип.

Финансовое обеспечение воинских частей и организаций Вооруженных Сил осуществляется через территориальные финансовые органы и отраслевые распорядители: это военные учебно-научные центры и ведущие военно-медицинские учреждения, которые имеют свои финансовые органы.

Оптимизированы уровни доведения бюджетных средств до получателей и участников бюджетного процесса, реализован принцип оперативной подчиненности руководителей территориальных финансовых органов командующим войсками военных округов. При этом из обязанностей командиров исключены задачи по финансовому обеспечению подразделений. Расчеты с личным составом войскового звена переведены в Единый расчетный центр Минобороны России.

Созданная система финансового обеспечения войск (сил) обеспечивает прозрачность финансовых потоков и позволяет решать задачи по своевременному и полному финансированию воинских формирований в различных условиях обстановки, в том числе при решении внезапно возникающих задач.

Отвечая на угрозы и вызовы своей безопасности, Россия развернула широкомасштабную модернизацию Вооруженных Сил. Объективно это долгосрочный и весьма дорогостоящий процесс. И от того как эффективно будут потрачены средства федерального бюджета напрямую зависит национальная безопасность Российской Федерации. В свою очередь высокий уровень военной безопасности уже самим фактом своего наличия гарантирует стабильность хозяйственной системы, безопасность инвестиций в российскую экономику и уверенность людей в завтрашнем дне.

Финансово-экономическая служба ВС России выполняет функции финансового обеспечения всех органов военного управления, военизированных формирований. Организация имеет старую, непростую историю и существует уже почти столетие.

История

Подготовка новых кадров числа военных офицеров-финансистов очень серьезная и принципиальная задача для страны. Служащие данной структуры – выпускники специализированных высших и средних учебных заведений. Но так было не всегда. Сначала подготовка кадров ограничивалась подготовительными курсами или учебой в военно-хозяйственных школах. Во все времена к подготовке этих специалистов государство относилось особенно внимательно.

Обучение военных финансистов не прекращалось даже в военное время, а колоссальный опыт службы финансистов военного времени стал основой для обучения новых кадров в уже мирное время. Выпускники военно-финансовых училищ были очень ценными специалистами, особенно в неспокойное время, ведь только за годы Отечественной войны через военную финансово-экономическую систему прошла значительная часть общего бюджета страны. В военные годы сотрудники этой сферы занимали высокие командные должности.

Основные учебные заведения подготовки специалистов находятся в Москве и Ярославле. В 90-е годы было опубликовано предложение создать основу для подготовки такого рода финансистов и в высших учебных заведениях гражданского профиля, но эта идея так и не нашла воплощения.

Традиции

Сотрудники организации зачастую отмечают праздник в кругу свои коллег. Не редко организуются банкеты или корпоративные мероприятия с официальной частью, где сотрудников поздравляют политические и высшие государственные деятели (Министр обороны РФ, Премьер-Министр страны). Лучшим сотрудникам организации вручаются почетные грамоты, награды, похвальные листы и премии, присваиваются звания, выносятся благодарности за отличную службу Отечеству с занесением в личные дела.

Ветеранов организации поздравляют открытками и цветами, приглашают на банкет и официальную торжественную часть, где в очередной раз им вручаются благодарственные письма и отдается дань уважения за их неоценимый вклад в развитие финансового обеспечения ВС уже современной России. В честь виновников торжества запускаются салюты местного значения, своими песнями, танцами их поздравляют звезды отечественной эстрады, юмористы.

Такой государственный институт, как ВС РФ, имеет несколько составляющих. Одним из его «компонентов» является очень нужная служба, названная финансово-экономической. Трудящиеся в ее рамках люди имеют, само собой, возможность ежегодно отмечать свой профессиональный праздник. Данное торжество именуется следующим образом: День финансово-экономической службы Вооруженных Сил РФ. А выпадает этот праздник всегда на одно и то же число октября месяца – 22-е.


Сведения о дате и службе

День финансово-экономической службы России появился совсем недавно – в 2015 году. Он был создан как официальное празднество президентским указом от 24 августа озвученного года, значащимся под номером 437. Почему инициаторы утверждения Дня финансово-экономической службы выбрали для проведения торжества именно 22 октября? Этот поступок был продиктован событиями далекого прошлого, имеющими прямое отношение к интересующему нас празднику. Дело в том, что именно 22 октября 1918 года в уже существовавшем тогда Советском Союзе свет увидел документ, в котором говорилось о появлении финансового отдела. Тогда же было утверждено Положение, определившее цели и строение нового органа Вооруженных сил. Надо отметить, что самой главной обязанностью финансово-экономической службы является материальное снабжение органов управления и воинских формирований.


Чтобы работать в рассматриваемом нами отделе военного профиля, необходимо быть выпускником или выпускницей специфического учебного учреждения - разумеется, армейской направленности. Профессия, получаемая студентами, называется «офицер-финансист». Формирование процесса подготовки профессионалов в этой области был очень сложным. Изначально источником специалистов для экономического подразделения ВС РФ являлись курсы, затем военные школы, позже им на смену пришли училища и, наконец, высшие учебные заведения – академии. Интересно, что качеству сотрудников указанного отдела всегда уделялось особое внимание. Ни Великая Отечественная война, ни послевоенный период разрухи и упадка не могли остановить функционирование отлаженной схемы подготовки офицеров-финансистов. На обеспечение работы финансово-экономической службы Вооруженных сил государство, несмотря ни на какие тяжелые времена, не жалело бюджетных средств. К примеру, во время вооруженных конфликтов СССР с фашистской Германией на содержание отдела уходило больше половины госказны.



Львиная доля всех военных учебных заведений, в стенах которых готовят офицеров по финансовой части, была и ныне сосредоточена на территории двух славных российских городов: столицы и Ярославля. В лихие 90-е гг., ознаменовавшиеся пертурбациями в вооруженных силах, как то массовое увольнение служащих из соображений сокращения штата, отмена денежных дотаций и льгот, встал довольно острый вопрос касательно и закрытия Ярославского высшего военно-финансового училища.

Вслед за этим от инициаторов указанных перемен поступило предложение о подготовке военно-финансовых кадров в стенах гражданских высших учебных заведений. Но идея эта так и не была претворена в жизнь: от нее отказался Е.Т. Гайдар - в то время премьер-министр, приехавший в училище. На решение высокопоставленного должностного лица повлиял высокий уровень подготовки учащихся.


Стоит пару слов сказать по поводу принципа материального снабжения отечественной армии, осуществляемого интересующей нас с вами службой ВС РФ в настоящее время. Он носит территориально-отраслевой характер, то есть, по сути, состоит из двух частей. Что это значит? На самом деле все просто. Территориальный принцип определяется тем, что воинские подразделения получают материальные средства на собственное функционирование от территориальных финансовых органов. Последних в настоящий момент насчитывается 41, и все они разбросаны по федеральным субъектом нашей необъятной страны. Отраслевой принцип указывает на подразделения, оснащенные собственными финансовыми органами. В качестве последних выступают прежде всего более десятка военно-медицинских училищ и 8 высших учебных заведений военного профиля.

Благодаря нынешней системе материального снабжения Вооруженных сил страны правительственные финансовые средства гарантированно находят своих получателей в срок, а денежные потоки абсолютно прозрачны.

Значение службы

2018 год - очень важный год для рассматриваемого нами отдела. Это обусловлено тем, что финансово-экономической службе Вооруженных сил исполнятся 100 лет. За целый век своего существования данное подразделение внесло колоссальную лепту в развитие обороны нашей страны. Благодаря ему служащие воинских формирований работали и продолжают работать слажено, уверенно действуя в непредвиденных, опасных для государства ситуациях, отражая вражеские атаки. Финансово-экономическая служба удовлетворяет не только нужды армии в целом, но и таковые каждого военнослужащего, способствуя повышению уровня их жизни. Впрочем, положительное влияние военного подразделения сказывается на всех гражданах России.



Работа важного отдела Вооруженных сил РФ регламентируется и контролируется рядом органов. Это - органы военного управления, которые подчиняются замминистру обороны и сформированные в рамках Министерства обороны российского государства. К ним относятся Департаменты, в том числе финансового планирования, финансового обеспечения, экономического прогнозирования и анализа, социальных гарантий, финансового мониторинга.

Для сохранения традиционного характера финансового военного подразделения Вооруженных сил была разработана малая эмблема специфического подразделения. А еще существует медаль Министерства обороны под названием «Генерал-полковник Дутов». Ею награждают и поощряют особо выделившихся в ходе своей трудовой занятости офицеров-финансистов.

Что подарить?

Раз День финансово-экономической службы Вооруженных сил РФ является профессиональным праздником для работающих в данной сфере, есть смысл поздравить виновников торжества 22 октября и вручить им небольшие, но приятные презенты. Это весьма актуально, если в вашем ближайшем окружении имеется знакомый, друг или родственник, служащий офицером-финансистом.

Осталось лишь понять что именно подарить сотруднику финансово-экономической службы. Ваш презент, адресованный виновнику торжества, может принадлежать одному из следующих направлений:

1. Полезная вещь. Имеется в виду предмет, который мог бы пригодится человеку на работе или хотя бы в быту. Наверняка вашему знакомому или любимому будет приятно получить в подарок красиво оформленный блокнот или записную книжку и шикарную шариковую ручку, настенный календарь, электрочайник.

2. Подарок для развлечения. Стоит преподнести офицеру-финансисту диск с его любимыми музыкальными композициями, планшет или приключенческий роман. Не забывайте – военный в сущности такой же человек, как и каждый из нас!

Фото: Татьяна Шевцова, заместитель министра обороны Российской Федерации.

Указом Президента России в перечень профессиональных праздников и памятных дней введен День Финансово-экономической службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Согласно указу, отмечать этот праздник военные финансисты будут ежегодно 22 октября.
Появлению Указа предшествовала кропотливая работа с архивными документами, благодаря чему удалось дополнить историю возникновения и формирования армейских финансовых органов, а также по-новому оценить вклад военных финансистов в повышение обороноспособности страны. Именно 22 октября, в 1918 году, приказом Реввоенсовета Республики (РВСР) впервые в истории армии и флота было принято положение о финотделе и введен в действие юридический документ о самостоятельном финансовом органе. Выход этого приказа был связан с тем, что в связи с отказом от добровольческого принципа комплектования Красной армии и переходом к строительству регулярной армии, надо было отказаться от различных внебюджетных источников финансового обеспечения добровольческих отрядов и организовывать финансовое обеспечение регулярных частей и соединений полностью за счет государственного бюджета.
На Финансовый отдел при РВСР было возложено обеспечение необходимыми кредитами фронтов и отдельных армий и казначейское обслуживание армии. Финансовому отделу пришлось выполнять свои функции в условиях экономической разрухи и обесценивания денег. В ходе Гражданской войны функции Финансового отдела расширялись в соответствии с обстановкой. Так, на отдел было возложено управление и руководство всеми полевыми казначействами, осуществление финансового контроля и другие функции. При формировании Финансового отдела при РВСР и Положения о нем были определены два принципиально новых обстоятельства. Первое: устанавливалось, что должности финансовых работников комплектуются лицами командно-начальствующего состава. До этого периода, в царской армии, финансовые органы комплектовались военными чиновниками. В послереволюционные годы это было связано с необходимостью подчинения системы финансирования людям, принимающим присягу на верность новой власти наравне с другими представителями командно-начальствующего состава. Второе: определялась «встроенность» системы финансового обеспечения (также как и других систем обеспечения) в штатную организацию войск и звеньев управления и в их повседневную деятельность. Это было связано с особыми условиями боевой деятельности, необходимостью выполнения задач войсками в любых условиях обстановки и обеспечения их самостоятельности.
Финансовая служба Красной Армии под руководством Финансового отдела при РВСР в 1918-1920 годах выполнила свои обязанности, накопив богатейший опыт мобильного реагирования на быстро меняющиеся экономические и военные обстоятельства, и заложила определенные основы для организации финансового обеспечения дальнейшего совершенствования Вооруженных Сил страны. В период строительства Красной Армии с 1921 по 1941 год укреплялось положение финансовой службы. 1921-1936 годы - это период практики самообслуживания войск, при которой большое значение имели внутренние источники финансирования. А в предвоенные годы войска перешли на строгое бюджетное финансирование. В 30-е годы при возрастании роли финансовой службы совершенствовались все системы управления, были изданы Положения о финансовом хозяйстве (1936, 1938, 1940 годов), Положение о финансовом контроле (1936 года и от 4 апреля 1941 года), Положение о денежном довольствии военнослужащих и пенсионном обеспечении, специальный приказ о мерах по переходу финансовой службы на обеспечение войск в условиях войны. Когда читаешь эти документы, то понимаешь, что основные подходы по организации финансового обеспечения войск, заложенные в них, актуальны и сегодня.
В период Великой Отечественной войны вместе с основной задачей по бесперебойному обеспечению боевой деятельности войск встала и очень важная задача - добиться, путем внедрения жесткого режима экономии, высокой эффективности использования военных ассигнований. Учреждение Дня финансово-экономической службы можно считать государственным признанием вклада военных финансистов и ветеранов Великой Отечественной войны в дело укрепления обороноспособности страны, а также данью уважения к нашим ветеранам, сумевшим построить эффективную систему финансирования армии и флота, - подчеркнула заместитель министра обороны России Татьяна Шевцова. - 22 октября у нас будет еще один повод, чтобы встретиться с нашими заслуженными специалистами, поздравить их, вспомнить тех, кого уже с нами нет. Современное поколение военных финансистов настроено сохранять и преумножать традиции службы, накопленные за десятилетия достойной работы в интересах государства». Военные расходы тогда составляли 51 процент государственного бюджета, и была поставлена задача: экономить на всем.
В годы Великой Отечественной войны военным финансистам удалось создать механизм, обеспечивший мобилизацию экономических ресурсов государства и перестройку его экономики на военные рельсы, организовать грамотное планирование бюджетных расходов. Ключевым вопросом стало обеспечение бесперебойного финансирования потребностей фронта. Достаточно сказать, что через финансовую систему армии и флота в тот период прошло более половины всех бюджетных расходов страны! С первых дней войны был введен в действие порядок финансового планирования и финансирования на военное время. Квартальное планирование потребностей в денежных средствах уступило место месячному. В соответствии с требованиями военного времени была скорректирована структура финансовых органов войскового звена, в частности, в составе фронтов и армий были созданы финотделы. «Хозяйство» начфина полка было крайне аскетичным: небольшая металлическая шкатулка для хранения денег, деревянный ящик для финансовых документов, а также полевая сумка с денежной книгой и контрольной книжкой. Организация финансирования действующей армии проводилась одновременно с налаживанием их кассового и расчетного обслуживания. Были сформированы полевые учреждения Госбанка: во фронтах - конторы, в армиях - отделения, в соединениях - кассы.
При этом значительные объемы финансирования приходились на военные поставки: до трети всех расходов по смете Наркомата обороны. Интересно, что качество работы военных финансистов в те годы оценивалось еще и по уровню безналичных расчетов. Были введены аттестаты офицерскому составу на семьи, организована подписка на госзаймы, взносы в фонды обороны. На специалистов финансовых служб возлагались и задачи по учету трофейных ценностей и иностранной валюты, которые оприходовались по актам комиссий воинских частей. О качестве работы финансовой службы Красной Армии в годы войны красноречиво свидетельствуют воспоминания тогдашнего министра финансов Арсения Зверева: «Располагая крупными средствами, Финуправление Наркомата обороны имело такие резервы, которых не было даже у Наркомфина. Но оно никогда не цеплялось за них, а подходило к делу по-государственному. В этом отношении контакт между мною и Хотенко (начальник Финуправления Наркомата обороны) был полным. Если Наркомат финансов сталкивался с затруднениями (а в войну это, естественно, не раз случалось), я твердо знал, что, обратясь в Финансовое управление Наркомата обороны, я встречу содействие».
Вклад военных финансистов в обеспечение Победы был по достоинству оценен государством. 95 процентов офицеров финансовой службы армии и флота были награждены орденами и медалями. В первые послевоенные годы, когда страна направляла колоссальные ресурсы на восстановление разрушенного войной народного хозяйства, перед армией и флотом была поставлена задача: развивать и использовать возможности экономики Вооруженных Сил. Отсюда - ускоренное развитие различных направлений экономики Вооруженных Сил (строительное, промышленное и сельскохозяйственное производства, военная торговля, внутреннее хозяйство войск и т.п.) и соответственно - усиление роли финансовой службы Министерства обороны и постепенное превращение ее в финансово-экономическую.
В годы «холодной войны», когда реформирование Вооруженных Сил осуществлялось в сторону усиления ракетно-ядерной составляющей, численность армии и флота была увеличена почти до пяти миллионов человек, что повлекло неизбежное освоение необжитых северных, восточных и южных территорий. Эти обстоятельства поставили войска в такие условия, которые требовали развития своего собственного внутреннего хозяйства, самостоятельных служб обеспечения, в т.ч. и финансовых. Это же и повлекло за собой широкое развитие сети полевых банков.
Система финансового обеспечения Вооруженных Сил совершенствовалась вместе с изменениями их боевого состава, военной и социальной инфраструктуры. Войска должны заниматься решением своей основной задачи - достижением высокой боевой готовности. Поэтому сегодня все функции материального и финансового обеспечения выведены из боевого эшелона и сосредоточены в территориальных органах. Этим решается не только задача повышения мобильности и боевой готовности войск, но и возможности наиболее эффективного использования человеческих ресурсов, внедрения современных средств анализа, технических новшеств и, конечно, экономии финансовых ресурсов.
Такая система финансового обеспечения войск (сил) уже показала свои преимущества и соответствует избранной стратегии строительства Вооруженных Сил России. Сегодня в основу системы финансового обеспечения положен территориально-отраслевой принцип. Финансовое обеспечение воинских частей и организаций Вооруженных Сил осуществляется через территориальные финансовые органы и отраслевые распорядители: это военные учебно-научные центры и ведущие военно-медицинские учреждения, которые имеют свои финансовые органы.
Оптимизированы уровни доведения бюджетных средств до получателей и участников бюджетного процесса, реализован принцип оперативной подчиненности руководителей территориальных финансовых органов командующим войсками военных округов. При этом из обязанностей командиров исключены задачи по финансовому обеспечению подразделений.
Расчеты с личным составом войскового звена переведены в Единый расчетный центр Минобороны России. Созданная система финансового обеспечения войск (сил) обеспечивает прозрачность финансовых потоков и позволяет решать задачи по своевременному и полному финансированию воинских формирований в различных условиях обстановки, в том числе при решении внезапно возникающих задач. Отвечая на угрозы и вызовы своей безопасности, Россия развернула широкомасштабную модернизацию Вооруженных Сил.
Объективно это долгосрочный и весьма дорогостоящий процесс. И от того как эффективно будут потрачены средства федерального бюджета напрямую зависит национальная безопасность Российской Федерации. В свою очередь высокий уровень военной безопасности уже самим фактом своего наличия гарантирует стабильность хозяйственной системы, безопасность инвестиций в российскую экономику и уверенность людей в завтрашнем дне.

Указом Президента России в перечень профессиональных праздников и памятных дней введен День Финансово-экономической службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Согласно указу, отмечать этот праздник военные финансисты будут ежегодно 22 октября.

Появлению Указа предшествовала кропотливая работа с архивными документами, благодаря чему удалось дополнить историю возникновения и формирования армейских финансовых органов, а также по-новому оценить вклад военных финансистов в повышение обороноспособности страны.

“ «Хозяйство» начфина полка в годы Великой Отечественной войны было крайне аскетичным: металлическая шкатулка для хранения денег, деревянный ящик для финансовых документов, а также полевая сумка с денежной книгой и контрольной книжкой”

Именно 22 октября, в 1918 году, приказом Реввоенсовета Республики (РВСР) впервые в истории армии и флота было принято положение о финотделе и введен в действие юридический документ о самостоятельном финансовом органе.

Выход этого приказа был связан с тем, что в связи с отказом от добровольческого принципа комплектования Красной армии и переходом к строительству регулярной армии, надо было отказаться от различных внебюджетных источников финансового обеспечения добровольческих отрядов и организовывать финансовое обеспечение регулярных частей и соединений полностью за счет государственного бюджета.

На Финансовый отдел при РВСР было возложено обеспечение необходимыми кредитами фронтов и отдельных армий и казначейское обслуживание армии.

Финансовому отделу пришлось выполнять свои функции в условиях экономической разрухи и обесценивания денег.

В ходе Гражданской войны функции Финансового отдела расширялись в соответствии с обстановкой. Так, на отдел было возложено управление и руководство всеми полевыми казначействами, осуществление финансового контроля и другие функции.

При формировании Финансового отдела при РВСР и Положения о нем были определены два принципиально новых обстоятельства.

Первое: устанавливалось, что должности финансовых работников комплектуются лицами командно-начальствующего состава. До этого периода, в царской армии, финансовые органы комплектовались военными чиновниками. В послереволюционные годы это было связано с необходимостью подчинения системы финансирования людям, принимающим присягу на верность новой власти наравне с другими представителями командно-начальствующего состава.

Второе: определялась «встроенность» системы финансового обеспечения (также как и других систем обеспечения) в штатную организацию войск и звеньев управления и в их повседневную деятельность. Это было связано с особыми условиями боевой деятельности, необходимостью выполнения задач войсками в любых условиях обстановки и обеспечения их самостоятельности.

Финансовая служба Красной Армии под руководством Финансового отдела при РВСР в 1918-1920 годах выполнила свои обязанности, накопив богатейший опыт мобильного реагирования на быстро меняющиеся экономические и военные обстоятельства, и заложила определенные основы для организации финансового обеспечения дальнейшего совершенствования Вооруженных Сил страны.

В период строительства Красной Армии с 1921 по 1941 год укреплялось положение финансовой службы.

1921-1936 годы – это период практики самообслуживания войск, при которой большое значение имели внутренние источники финансирования. А в предвоенные годы войска перешли на строгое бюджетное финансирование. В 30-е годы при возрастании роли финансовой службы совершенствовались все системы управления, были изданы Положения о финансовом хозяйстве (1936, 1938, 1940 годов), Положение о финансовом контроле (1936 года и от 4 апреля 1941 года), Положение о денежном довольствии военнослужащих и пенсионном обеспечении, специальный приказ о мерах по переходу финансовой службы на обеспечение войск в условиях войны.

Когда читаешь эти документы, то понимаешь, что основные подходы по организации финансового обеспечения войск, заложенные в них, актуальны и сегодня.

В период Великой Отечественной войны вместе с основной задачей по бесперебойному обеспечению боевой деятельности войск встала и очень важная задача – добиться, путем внедрения жесткого режима экономии, высокой эффективности использования военных ассигнований.


«Учреждение Дня финансово-экономической службы можно считать государственным признанием вклада военных финансистов и ветеранов Великой Отечественной войны в дело укрепления обороноспособности страны, а также данью уважения к нашим ветеранам, сумевшим построить эффективную систему финансирования армии и флота, – подчеркнула заместитель министра обороны России Татьяна Шевцова. – 22 октября у нас будет еще один повод, чтобы встретиться с нашими заслуженными специалистами, поздравить их, вспомнить тех, кого уже с нами нет. Современное поколение военных финансистов настроено сохранять и преумножать традиции службы, накопленные за десятилетия достойной работы в интересах государства».

Военные расходы тогда составляли 51 процент государственного бюджета, и была поставлена задача: экономить на всем.

В годы Великой Отечественной войны военным финансистам удалось создать механизм, обеспечивший мобилизацию экономических ресурсов государства и перестройку его экономики на военные рельсы, организовать грамотное планирование бюджетных расходов. Ключевым вопросом стало обеспечение бесперебойного финансирования потребностей фронта. Достаточно сказать, что через финансовую систему армии и флота в тот период прошло более половины всех бюджетных расходов страны!

С первых дней войны был введен в действие порядок финансового планирования и финансирования на военное время. Квартальное планирование потребностей в денежных средствах уступило место месячному. В соответствии с требованиями военного времени была скорректирована структура финансовых органов войскового звена, в частности, в составе фронтов и армий были созданы финотделы.

«Хозяйство» начфина полка было крайне аскетичным: небольшая металлическая шкатулка для хранения денег, деревянный ящик для финансовых документов, а также полевая сумка с денежной книгой и контрольной книжкой.

Организация финансирования действующей армии проводилась одновременно с налаживанием их кассового и расчетного обслуживания. Были сформированы полевые учреждения Госбанка: во фронтах – конторы, в армиях – отделения, в соединениях – кассы. При этом значительные объемы финансирования приходились на военные поставки: до трети всех расходов по смете Наркомата обороны.

Интересно, что качество работы военных финансистов в те годы оценивалось еще и по уровню безналичных расчетов. Были введены аттестаты офицерскому составу на семьи, организована подписка на госзаймы, взносы в фонды обороны. На специалистов финансовых служб возлагались и задачи по учету трофейных ценностей и иностранной валюты, которые оприходовались по актам комиссий воинских частей.

О качестве работы финансовой службы Красной Армии в годы войны красноречиво свидетельствуют воспоминания тогдашнего министра финансов Арсения Зверева: «Располагая крупными средствами, Финуправление Наркомата обороны имело такие резервы, которых не было даже у Наркомфина. Но оно никогда не цеплялось за них, а подходило к делу по-государственному. В этом отношении контакт между мною и Хотенко (начальник Финуправления Наркомата обороны) был полным. Если Наркомат финансов сталкивался с затруднениями (а в войну это, естественно, не раз случалось), я твердо знал, что, обратясь в Финансовое управление Наркомата обороны, я встречу содействие».

Вклад военных финансистов в обеспечение Победы был по достоинству оценен государством. 95 процентов офицеров финансовой службы армии и флота были награждены орденами и медалями.

В первые послевоенные годы, когда страна направляла колоссальные ресурсы на восстановление разрушенного войной народного хозяйства, перед армией и флотом была поставлена задача: развивать и использовать возможности экономики Вооруженных Сил. Отсюда – ускоренное развитие различных направлений экономики Вооруженных Сил (строительное, промышленное и сельскохозяйственное производства, военная торговля, внутреннее хозяйство войск и т.п.) и соответственно – усиление роли финансовой службы Министерства обороны и постепенное превращение ее в финансово-экономическую.

В годы «холодной войны», когда реформирование Вооруженных Сил осуществлялось в сторону усиления ракетно-ядерной составляющей, численность армии и флота была увеличена почти до пяти миллионов человек, что повлекло неизбежное освоение необжитых северных, восточных и южных территорий. Эти обстоятельства поставили войска в такие условия, которые требовали развития своего собственного внутреннего хозяйства, самостоятельных служб обеспечения, в т.ч. и финансовых. Это же и повлекло за собой широкое развитие сети полевых банков.

Система финансового обеспечения Вооруженных Сил совершенствовалась вместе с изменениями их боевого состава, военной и социальной инфраструктуры.

Войска должны заниматься решением своей основной задачи – достижением высокой боевой готовности. Поэтому сегодня все функции материального и финансового обеспечения выведены из боевого эшелона и сосредоточены в территориальных органах.

Этим решается не только задача повышения мобильности и боевой готовности войск, но и возможности наиболее эффективного использования человеческих ресурсов, внедрения современных средств анализа, технических новшеств и, конечно, экономии финансовых ресурсов.

Такая система финансового обеспечения войск (сил) уже показала свои преимущества и соответствует избранной стратегии строительства Вооруженных Сил России.

Сегодня в основу системы финансового обеспечения положен территориально-отраслевой принцип.

Финансовое обеспечение воинских частей и организаций Вооруженных Сил осуществляется через территориальные финансовые органы и отраслевые распорядители: это военные учебно-научные центры и ведущие военно-медицинские учреждения, которые имеют свои финансовые органы.

Оптимизированы уровни доведения бюджетных средств до получателей и участников бюджетного процесса, реализован принцип оперативной подчиненности руководителей территориальных финансовых органов командующим войсками военных округов. При этом из обязанностей командиров исключены задачи по финансовому обеспечению подразделений. Расчеты с личным составом войскового звена переведены в Единый расчетный центр Минобороны России.

Созданная система финансового обеспечения войск (сил) обеспечивает прозрачность финансовых потоков и позволяет решать задачи по своевременному и полному финансированию воинских формирований в различных условиях обстановки, в том числе при решении внезапно возникающих задач.

Отвечая на угрозы и вызовы своей безопасности, Россия развернула широкомасштабную модернизацию Вооруженных Сил. Объективно это долгосрочный и весьма дорогостоящий процесс. И от того как эффективно будут потрачены средства федерального бюджета напрямую зависит национальная безопасность Российской Федерации. В свою очередь высокий уровень военной безопасности уже самим фактом своего наличия гарантирует стабильность хозяйственной системы, безопасность инвестиций в российскую экономику и уверенность людей в завтрашнем дне.