Жир китовый: полезные свойства, применение. Китовый жир лечебные свойства и противопоказания Что делают из китового жира

Продолжаем изучать предпочтения читателей моего блога на примере . Вот что пишет там rivetina :

"Ура, я дождалась! Хотелось бы узнать побольше про историю морского китобойного промысла. "

Ну конечно можно, давайте узнаем как это было.

Наскальные рисунки с изображением охоты на китов были найдены в норвежских поселениях, датируемых возрастом в 4000 лет, а среди мусора на стоянках аляскинских эскимосов возрастом 3500 лет были обнаружены останки китов. Возможно, конечно, что в те времена на китов не охотились так активно, а лишь добивали попавших на мелководье. Однако, учитывая предполагаемую численность китов в полярных водах после потепления, последовавшего за плейстоценом, было бы странно если бы древние охотники не использовали этот ресурс.

Ранние свидетельства о регулярном китобойном промысле в Европе приходят от норвежцев из Скандинавии около 800-1000 годов н.э. Также одними из первых китобоев были баскские мореходы; в 12 столетии китобойный промысел велся в Бискайском заливе. Скорее всего ранние китобои добывали в основном гладких и гренландских китов, так как они медленно плавают и не тонут после смерти из-за высокого содержания жира. Популяция серого кита, существовавшая ранее в Северной Атлантике, была полностью выбита к началу 18 столетия.



Китобойный барк «Charles F. Morgan»

Первый массовый промысел китов относится к началу 17 столетия на юго-западе Европы, в районе Бискайского залива, где китобои-баски охотились на бискайского кита. Это был период великих географических открытий, расцвет мореходства и первоначального накопления капитала. За 120 лет 17-го и начала 18-го столетий в районе Бискайского залива было добыто порядка *200 тысяч китов. Бискайский кит, как подвид | гладкого кита, был полностью уничтожен.

Второй массовый промысел китов зародился в середине 17 столетия в северной части Атлантического океана в районе о. Шпицберген. Объектом промысла стал гренландский кит. Промышленники быстро оценили выгодность китобойного промысла. Считалось, что снаряжение китобойного судна на промысел экономически оправдывалось, если за сезон добывалось три кита. Средний выход жира (ворвань) с гренландского кита составлял 50 баррелей (1 баррель - 160 кг). Китобойный промысел в арктических водах Атлантики продолжался до 1725 года до полного истребления гренландского кита.

Третий массовый промысел китов начался с середины 40-х годов 19-го столетия на гренландского кита в районе Чукотского моря. Промысел вели в основном американские китобои. За короткое время этот вид китов в Чукотском море был полностью истреблен. Характерно отметить, что на американском рынке 1 фунт китового уса (основной вид продукции того времени) оценивался в 4 доллара, а средний выход китового уса составлял л 1,5 тыс. фунтов и 50 бочек жира, общей стоимостью 8,5 тыс. долларов.

Четвертым районом промысла китов стала южная часть Атлантического океана. Здесь за 15 лет XIX столетия американскими и английскими китобоями было добыто свыше 300 тыс. южных китов.


До середины 19-го столетия китобои охотились только за гладкими китами и кашалотами, т.е. за китами, которые не тонут после убоя. В 1867 году норвежец Свенд Фойн изобрел гарпунную пушку и применил компрессор для накачивания воздухом туш убитых китов. С этого началась новая эра в китобойном промысле.

Из Бискайского залива китобойный промысел распространился на север вдоль побережья Европы и дальше в Гренландию. В следующем столетии датчане, а затем британцы начали промысел в водах Арктики. В 17 веке китобойный промысел также начался на восточном побережье Северной Америки.

Все это время китобои использовали небольшие парусные суда и поражали свою добычу гарпунами с гребных шлюпок. Затем киты буксировались к берегу или кромке льда либо разделывались прямо в море. В то же время китобойный промысел в Японии, зародившийся около 1600 года, проводился с помощью сетей и флотилий небольших шлюпок.

По мере улучшения конструкции судов китобои стали охотиться и на другие виды, особенно на кашалотов. В 18 и 19 столетиях китобои Новой Англии (США), Британии и Голландии двигались сначала в южную часть Атлантического океана, а затем поворачивали на запад и шли в Тихий океан вокруг мыса Горн, либо поворачивали на восток и шли в Индийский океан вокруг мыса Доброй Надежды. В первой половине 19 века китобойный промысел начался в Южной Африке и на Сейшельских островах. К этому времени китобои Арктики проникли далеко в ледяные воды Гренландии, в Дэвисов пролив и к Шпицбергену, где они добывали гренландских и гладких китов и, позже, горбачей. Промысел гладких китов также начался в высоких широтах южной части Тихого океана, в районе Новой Зеландии и Австралии, а с 1840 года - в северной части Тихого океана, в Беринговом и Чукотском морях и море Бофорта.

Перепромысел привел к упадку китобойного промысла в Северной Атлантике в конце 18 века, а в Северной Пацифике в середине 19 века. Промысел кашалотов процветал приблизительно до 1850 года, но после этого быстро пришел в упадок. Ситуация еще более ухудшилась после 1868 года, когда норвежец Свенд Фойн изобрел гарпунную пушку, а парусные суда сменились пароходами.


Оба этих нововведения подписали приговор оставшимся крупным китам, ведь на пароходах теперь можно было преследовать даже быстроходных полосатиков. К концу 19 века популяции гренландских и гладких китов были почти полностью истреблены. Британский арктический китобойный промысел прекратил свое существование в 1912 году.

Пионерами нового промысла стали норвежцы. Еще в 1841 году мореплаватель Джеймс Кларк Росс установил, что антарктические воды изобилуют китами. Но только в 1893 году китобои начали там промысел. Антарктика стала пятым районом промысла китов. В 1904 году в бухте Гритвинен на о. Южная Георгия норвежец Ларсен организовал первую в Антарктиде береговую станцию по переработке китов. Карл Антон Ларсен вписал свое имя в историю китобойного промысла и исследования Антарктики. Он совершил несколько рейсов в Антарктику, в том числе на китобойном судне "Антарктик" доставил в Антарктику экспедицию Отто Норденшельда.

В 1905 году другой норвежец X. Кристенсен снарядил на юг первый плавучий завод "Адмирален" с двумя китобойными судами. 1905 год надо считать началом пелагического промысла в Антарктике. Он получил широкое развитие.

В сезон 1910-1911 гг. в атлантическом секторе Антарктики 14 плавучих завода и 6 береговых станций с 48 китобойными судами добыли более 10 тысяч китов, из них 8 тысяч - горбатые киты. Начали применяться танкеры для вывоза китового жира с плавбаз на материк.

В 1912 году только Норвегия имела в Антарктике 37 плавучих заводов и 27 береговых баз и получала 500 тыс. баррелей жира, который широко использовался в производстве нитроглицерина для военных нужд.

В 1924 году был изобретен слип для вытаскивания убитых китов на палубу плавучих баз. Китобойные флотилии теперь не были привязаны к берегу, и китобойный промысел распространился на все воды Антарктики и на все виды китов.

В 1925 году в Антарктике начала работу первая современная плавбаза, в связи с чем пропала необходимость разделывать китов на берегу. В результате антарктический китобойный промысел стал быстро развиваться, и в 1937-38 годах добывалось уже около 46000 китов за сезон. Это продолжалось до тех пор, пока и эти популяции не были выбиты до того уровня, когда промысел стал нерентабельным. Самый крупный и, соответственно, наиболее коммерчески ценный из полосатиков синий кит преобладал среди добытых животных в 1930-х годах, но его численность резко упала к началу 1950-х, и в 1965 году его промысел был полностью запрещен. По мере падения численности внимание китобоев переключалось на следующего по размеру полосатика, и так далее.



Подготовка кашалота к разделке

За норвежцами в воды Антарктики устремились китобои Англии, затем США, Дании, Германии и Японии. Началось хищническое, ничем не ограниченное истребление китовых стад. Так в сезон 1930-1931 годов в Антарктике было добыто 40,2 тыс. китов и выработано свыше 3,6 млн. баррелей жира.

Возникло перепроизводство китового жира, и остро встал вопрос об ограничении промысла. 24 сентября 1931 года в Женеве была подписана представителями 26 государств 1-я Международная конвенция по регулированию китобойного промысла в Антарктике. Стали устанавливаться квоты на добычу китов. Так, на 1933 год была установлена квота 17 074 условных (голубых) китов. Условный (голубой) кит = 2 финвалам = 2,5 горбатым китам = 6 сейвалам. Начиная с 1955 года, промысловый сезон в Антарктике был ограничен с 1 декабря по 15 марта.

Кашалотов добывали и после падения их численности в 1850-х годах, однако до 1948 года ежегодно добывалось около 5000 животных. После этого объемы добычи резко возросли до 20000 в год, преимущественно в северной части Тихого океана и в Южном полушарии, пока 1985 году вид не был взят под охрану.

До середины 20 века лидерами китобойной индустрии были Норвегия и Великобритания, за которыми шли Голландия и США, также принимавшие активное участие в промысле. Однако после Второй Мировой Войны эти страны прекратили пелагический промысел, и им на смену пришли Япония и Советский Союз, хотя прибрежный промысел продолжался еще во многих странах. Данные по добыче китов, которые Советский Союз предоставлял в Международную Китобойную Комиссию, полностью фальсифицировались, и лишь недавно были официально опубликованы фактические данные по советскому китобойному промыслу.

Российский китобойный промысел

В водах русского Дальнего Востока китобойный промысел на гладких и серых китов зародился еще в древность у населения Чукотки и Камчатки по, некоторым исследованиям даже ранее, чем в водах Бискайского залива.

Российско-американская компания, основанная в 1789 году, помимо промысла на бобра и котика, занималась и добычей китов. За одного убитого кита компания платила местному населению 25 руб., в то время как стоимость продукции от убитого кита составляла порядка 15-20 тыс. рублей. Но постепенно руководство Компании промысел китов свело к нулю, сконцентрировав все внимание на промысле бобров и котиков. Этим сразу же воспользовались американцы, которые начали вести массовый промысел китов в водах русского Дальнего Востока.



Дом китобойной флотилии "Слава" в самом центре Одессы, на пересечении Дерибасовской и Екатерининской (Карла Маркса). Построен в начале 50-х годов.

Летом 1848 года американский капитан Ройс на судне "Супериор", успешно проведя промысел китов в Охотском море, вызвал "китовую лихорадку".
Русский морской офицер Збышевский, служивший на корвете, крейсеровавшим в Охотском море, указывает, что американские китобои за 14 лет, с 1847 по 1861 гг., получили продукции из добытых в русских водах китов на сумму 800 млн. долларов. Цена жира в то время была 30-40 долларов за баррель и 70 центов за фунт китового уса. В Охотском море ежегодно вело промысел не менее ста иностранных судов, каждое из которых получало за сезон не менее 1 тыс. баррелей жира и не менее 9600 фунтов китового уса. Основным рынком сбыта китовой продукции был порт Гонолулу.

Первое отечественное китобойное судно "Суоми" принадлежащее российско-американской компании, в сезон 1852-53 гг. выработало 1908 баррелей жира и 43,8 тыс. фунтов китового уса, получив чистой прибыли 13,6 тыс. рублей плюс корабль со всем снаряжением.
Российский подданный, финн по национальности, капитан Фридольф Гек сыскал на Дальнем Востоке славу умелого капитана и удачливого китобоя. В 1869 году он успешно промышлял китов в Японском и Охотских морях.

В 70-е годы 19 века русский моряк, также финн по национальности, Линдгольм организовал в устье р. Тугур, впадающей в Охотское море, китовую факторию. В течение 20 лет Линдгольм вел успешный промысел.

Ему на смену пришел другой соотечественник - лейтенант Дадымов,пожертвовавший успешную карьеру морского офицера ради китобойного промысла. С капиталом в 130 тыс. рублей Дадымов начал промысел китов. Уже в первый промысловый 1889 год Дадымов на китобойном судна "Г.Невельский" добыл 23 кита, из которых получил 12 тыс. баррелей жира и 5 тонн китового уса, а прибыль составила свыше 20 тыс. рублей. В 1890 году Дадымов добыл уже 50 китов, но на пути в Японию он погиб вместе со своим судном при таинственных обстоятельствах. Попытки шкипера Гека отыскать следы гибели Дадымова оказались тщетными.


В 1894 году в б. Гайдамак была образована Тихоокеанская китобойная компания Г.Г.Кайзерлинга, также бывшего морского офицера, имевшая два китобойных судна и базу "Михаил". За 10 лет компания добыла порядка 1 тыс. голов китов (по 100 голов ежегодно) и имело чистый доход за это время 220 тыс. рублей, но в русско-японскую войну 1904 года суда были захвачены японцами, и компания была ликвидирована. До 1929 года отечественного китобойного промысла не было.

В 1929 году Акционерное Камчатское общество (АКО) закупило в США транспортное судно "Глен Ридж" и направило его в Норвегию на переоборудование. Однако норвежцы, не желая иметь конкурентов, запросили баснословную цену за переоборудование, и от контракта пришлось отказался. Судно, переименованное в "Алеут", пришло в Ленинград, где в течение двух лет было переоборудовано в китобазу и летом 1932 года "Алеут" с тремя китобойными судами: "Авангард", "Трудфронт" и "Энтузиаст", закупленными в Норвегии, вышел на Дальний Восток. Добыв по пути 22 кита "Алеут" в феврале 1933 года прибыл во Владивосток. С этого времени и по 1967 год к/ф "Алеут" работала в водах северной части Тихого океана.

На этой флотилии выросла целая плеяда прославленных китобоев: это капитан-директоры: А.И. Дудник, А.Д. Поляков, И.Т. Люлько, В.М. Олейников, гарпунеры: И.Г. Коновалов, А.Н.Пургин, Ф.Д. Прокопенко и многие другие, которые стали костяком экипажей последующих, вступивших в строй, китобойных флотилий. Большинство из вышеназванных китобоев впоследствии стали Героями Социалистического Труда.


Вторая Дальневосточная китобойная флотилия была организована в 1947 году. В ее состав вошло 15 китобойных судов, переоборудованных их военных тральщиков и 3 береговых китокомбината: "Подгорный" на о. Парамушир, "Скалистый" на о.Симушир и "Касатка" на о.Итуруп. Китобойные суда добывали китов вдоль Курильской Гряды и доставляли их для переработки на береговые базы. Флотилия не имела возможности маневрировать и ограничивала свою деятельность радиусом действия китобойных судов.

Флотилия просуществовала до 1964 года, затем китокомбинаты были закрыты, а китобойные суда списаны. На этой флотилии выросла также целая плеяда опытных китобоев, направленных впоследствии на новые флотилии. Это Г.В. Вайнер, Н.Н. Мартынов, женщина-капитан китобойного судна Орлик А.И., Борисов Ю.И. и многие другие.

Китобойная флотилия "Слава", доставшаяся нам по репарации после разгрома фашисткой Германии, была организована в Одессе в 1946 году. В состав флотилии вошли 18 устаревших паровых китобойных судов. В первом промысловом рейсе флотилию возглавлял опытный полярный капитан Воронин, а затем до 1959 года ею руководил известный капитан, Герой Социалистического Труда Соляник А.Н.

В 1956 году флотилии были переданы 20 современных дизельэлектрических китобойцев, что резко повысило эффективность ее работы. В сезон 1956-1957 гг. флотилия "Слава" добыла 3282 кита и получила 28.314 тн. жира, 1965 тн. кормовой муки, 500 тн. мяса, 506 тн. печени, всего 31.285 тн. продукции. В 1966 году китобаза "Слава" была передана на Дальний Восток и проработав 6 сезонов в северной части Тихого океана, была списана и продана на металлолом.

В 1959 году в г. Николаев на судостроительном заводе им. Носенко была построена китобойная база "Советская Украина", а на заводе им. 61 коммунаров - 20 дизельэлектрических судов. Местом базирования флотилии стал п. Одесса. До 1970 года флотилию возглавлял А.Н. Соляник, переведенный с флотилии "Слава".


В 1960 году вступила в строй китобойная база "Юрий Долгорукий",переоборудованная из доставшегося нам по репарации немецкого пассажирского лайнера "Гамбург". Флотилия имела 15 дизельэлектрических китобойных судов и вела промысел китов в водах Антарктики. Местом ее базирования стал порт Калининград.

В 1961 году в г. Николаеве на тех же заводах была построена еще одна китобойная флотилия - "Советская Россия" в составе китобазы и 21 китобойного судна с базированием на порт Владивосток, который стал столицей китобойного промысла страны.

Водоизмещение этих китобаз - 45 тыс. тонн каждая. Предназначались базы для работы в любых широтах Мирового океана. Производственная мощность китобазы позволяла обработать 75 китов в сутки общим весом свыше 4 тыс. тонн, вырабатывать 1 тыс. тн. жира и 200 тонн китовой муки при 100 % утилизации сырья. Эти китобазы были самыми мощными в мире.

В 1963 году вступили в строй среднетоннажные китобазы "Владивосток" и "Дальний Восток", построенные западногерманскими фирмами. Водоизмещение каждой китобазы - 28 тыс. тонн. Китобазам придавалось по 12 китобойных судов каждой. Предназначены они были для работы в северной части Тихого океана. В межпромысловый период китобазы использовались на приемке и переработке рыбного сырья, для чего на них было установлено соответствующие оборудование.
Таким образом, к середине 60-х годов прошлого столетия в СССР была создана целая китобойная отрасль, а ареной ее деятельности стал весь Мировой океан.
СССР занял 1-е место в мире по добыче китов, на его долю приходилось 43 % их улова (на долю Японии - 41 %).



Китобойные суда «Рекордный» и «Ведущий» в порту Владивостока, 1979год.

Антартическая китобойная флотилия "Советская Россия"

Как участнику первых рейсов этой флотилии, на ее деятельности мне бы хотелось остановиться подробнее. Флотилия состояла из китобазы и 21 китобойного судна. Все китобойные суда имели порядковый номер и названия на букву "В": (кроме № 5 "Комсомолец Приморья"): Важный, Вдохновенный, Ведущий, Великодушный, Величавый, Верный, Взыскательный, Видный, Вкрадчивый, Властный, Влиятельный, Внушительный, Волевой, Вольный, Восторженный, Восхитительный, Вразумительный, Встречный, Выносливый и Выразительный.

20 китобойных судов промысловые и 1 судно учебно-поисковое, которое занималось подготовкой гарпунеров и разведкой скоплений китов. Разумеется, самым сложным было подготовка и проведение первого промыслового рейса.

По штатному расписанию, утвержденному Минрыбхозом СССР, экипаж китобазы на первый рейс был определен в количестве 640 человек, а экипаж каждого китобойного судна - 31 человек. Полный состав флотилии почти 1300 человек. Кроме того, на китобазе находилось 15 человек специалистов завода-строителя.

С флотилии "Алеут" было направлено на "Советскую Россию" свыше. 120 опытных китобоев, порядка 100 человек со 2-й Дальневосточной флотилии, 15 человек с флотилии "Советская Украина", то есть порядка 250 человек были опытными специалистами.

Свыше тысячи человек надо было принять со стороны. По ходатайству Министерства РХ СССР, Правительство разрешило досрочную демобилизацию из вооруженных сил лицам, изъявившим желание работать на китобойной флотилии. Ряд специалистов были приняты с судоремонтных предприятий Приморья. Несколько выпускников Дальневосточного политехнического института было направлено для работы на флотилии, но так как у них не было необходимого плавательного ценза, они были зачислены мотористами на плавбазу. В их числе был и будущий заместитель председателя Государственного Комитета по рыболовству В.Г.Рудников.
После оформления в отделе кадров Управления китобойных флотилий во Владивостоке все вновь принятые немедленно направлялись в г. Николаев, где в процессе строительства и приемки китобазы и китобойных судов они постигали азы своей будущей работы. Все китобойные суда были укомплектованы капитанами уже имеющие опыт работы на промысле китов.

Большую сложность представляла комплектация китобойных судов гарпунерами и особенно помощниками гарпунеров. На все китобойные суда были подобраны гарпунеры во Владивостоке. Не все они имели достаточный опыт, но некоторые навыки они имели, а вот помощников гарпунеров не было. Нами была подобрана группа будущих гарпунеров в количестве 15 человек из числа демобилизованных офицеров- артиллеристов.

Руководил учебой этой группы гарпунер-наставник флотилии Герой Социалистического Труда И.Г. Коновалов. Следует заметить, что из их числа только несколько человек смогли стать гарпунерами в процессе промысла. Лучшие гарпунеры получались из бывших таежных охотников - промысловиков, которые умели стрелять "навскидку".

Министерство потребовало, чтобы капитан-директор и замполит имели высшее специальное образование и соответствующий опыт работы на флоте. В составе УКФ таких не было, (большая группа капитанов училась заочно, но дипломов о высшем образовании еще не имела).

Поэтому капитаном-директором (он же капитан китобазы) был назначен опытный капитан Дальневосточного пароходства Н.Ф. Буянов и замполитом тоже работник Дальневосточного морского пароходства А.Е. Рухляда, имевший достаточный опыт работы на крупнотоннажных судах, в том числе на самом крупном судне страны -пароходе "Советский Союз". Капитаном-дублером (он же 1-й заместитель), отвечающим за добычу китов, был назначен опытный китобой, ранее руководившим 2-ой ДВ китобойной флотилией - Г.В. Вайнер. Заместителем капитана-директора отвечающим за переработку китов и выпуск продукции бал назначен, технолог по образованию, начальник производственного отдела Управления китобойных флотилий А.И. Самовтор, а главным механиком флотилии был назначен, также опытный специалист, бывший главный механик базы "Алеут": Г.П. Доруховский. По штатному расписанию эти 5 человек составляли командование флотилией.

Старшим помощником китобазы был назначен И.М. Каменев, ранее работавшим капитаном китобойного судна на флотилии "Алеут", главным технологом, отвечающим за выпуск продукции, назначен был работник управления китобойной флотилии Орел И.Н. и старшим механиком китобазы - Голубь Г.М. Постепенно удалось укомплектовать специалистами все китобойные суда и китобазу.


Параллельно с окончанием строительства китобазы и китобойных судов шло материально-техническое и продовольственное обеспечение флотилии на предстоящий рейс. Для ускорения поставок в различные ведомства и на заводы-поставщики направлялись лица командного состава флотилии." Так мне неоднократно пришлось бывать у Министра рыбного хозяйства А.А.Ишкова, в различных управлениях ВСНХ (в то время он руководил экономикой страны), у руководителей пензенского дизельного завода, в Брянском обкоме КПСС для решения поставки картофеля и овощей и др.
Когда китобаза и часть китобойных судов были приняты от завода в эксплуатацию, флотилия перешла в п. Туапсе, где было сконцентрировано все снабжение для флотилии.

Приняв все снабжение, продовольствие, топливо и воду, флотилия в составе плавбазы и 7 китобойных судов 10 октября 1961 года вышла в свой 1-й промысловый рейс. 3 китобойных судна ранее были направлены в Антарктику для разведки скоплений китов. Остальные китобойные суда, после выхода из завода, догоняли флотилию уже в Антарктике. Последний китобоец присоединился к флотилии только в конце декабре.

Для большинства работников флотилии это был их первый выход в море. Для экипажа китобазы по радиотрансляции были организованы радиопередачи о местах, мимо которых проходило судно: проливы Босфор и Дарданеллы, Стамбул, солнечное Средиземное море, где героически сражались российские эскадры под командованием адмиралов Ушакова и Сенявина, Гибралтар и др.

На переходе весь экипаж трудился над освоением судового промыслового и технологического оборудования, настилались фальшпалубы под разделку китов и других работах.

27 октября флотилия пересекла экватор. По этому случаю было организовано традиционное празднование с песнями, плясками, Нептуном, купанием и другими атрибутами по заранее разработанному сценарию.

В целях получения практических навыков по разделке и переработки китового сырья, китобойным судам было дано указание при встрече с китами добыть несколько голов и передать на китобазу, что и было сделано.

Когда были подняты на палубу два финвала, весь экипаж собрался впервые в жизни поглядеть на них. Под руководством опытных мастеров туши китов были разделаны, заработали жиротопные котлы, мучные линии, рефотделение. Первые навыки были получены.


Флотилия прошла ревущие сороковые и неистовые пятидесятые широты и в ноябре начались промысловые будни. На промысле производственный персонал китобазы работал в две смены: 12 часов через 12 без выходных и праздников. Экипажи китобойных судов работали практически круглосуточно с перерывом для короткого сна. Следует отметить, что на китобазе были созданы хорошие условия и для отдыха: одно и двухместные каюты, кондиционированный воздух, клуб, хорошая библиотека, ежедневно демонстрировались кинофильмы, работала средняя школа, консультации для заочников вузов, на переходах играли в волейбол, шахматы, шашки, фехтование, была создана художественная самодеятельность, создан оркестр.

После первого рейса в Сингапуре были приобретены музыкальные инструменты, равным, которым, в то время во Владивостоке не было.
По решению Правительства для экипажей антарктических китобойных флотилий было организовано отличное питание. Свежие овощи, фрукты, мясопродукты, были на столе постоянно.

На флотилии работали общественные организации. Было организовано соревнование за высокое качество выпускаемой продукции, быстрейшую разделку китов, на китобойных судах - за обнаружение китов.

Все свободные от вахт члены экипажей китобойцев выходили на верхний мостик и в бинокли каждый в своем секторе наблюдали за горизонтом с целью обнаружить фонтан кита. Этот вид соревнования стимулировался и материально. Некоторые члены экипажей китобойцев обнаруживали фонтаны китов даже раньше, чем марсовый матрос в "Вороньем гнезде" на мачте.

В течение первого рейса флотилия полностью обошла вокруг Антарктиды.

Сырьевая база еще не была подорвана и китобойные суда часто добывали и гладких китов и голубых (отдельные блювалы весили свыше 100 тонн), а горбатых китов было добыто несколько тысяч. С ростом мастерства гарпунеров начали добывать быстроходных финвалов и сейвалов.
В отдельные дни китобаза поднимала на борт по 100 и более китов.

На китобазе было быстро освоено все технологическое оборудование по выпуску жиров, пищевого и кормового мяса, кормовой муки и россыпью и в гранулах.
Из печени и эндокринных желез китов вырабатывался витамин "А", заготавливался спермацет и амбра (уже в первом рейсе ее было добыто свыше 150 кг.)
Флотилия работала в закрытом режиме. Связь с берегом была только шифрованной.

Китобойные суда в эфир не выходили, а связь с китобазой осуществлялась по УКВ кодами, которые дважды в сутки менялись. Информации о промысле и отечественных и иностранных флотилий практически не было. Одновременно с нами в Антарктике работало еще 3 советских, 5 японских, 1 норвежская и 2 английские флотилии.
Дважды китобойные суда теряли лопасти винтов.


Требовалось отвлечь с промысла еще одно китобойное судно для буксировки в ближайший порт для замены в доке винта. В итоге 2 судна теряли минимум по 20 суток. Главный механик флотилии Г.П. Доруховский предложил сделать замену винта китобойного судна непосредственно на промысле. Китобойное судно подходило к айсбергу, дважды стреляло в него из гарпунной пушки, крепилось к нему. Опытный водолаз Петухов А.И. спускался за борт, отвинчивал стопорные гайки, закладывал взрывной патрон и взрывом сдвигал винт с посадочного места. Лебедкой поднимали его на борт, запасной винт лебедкой опускали за борт. Водолаз закреплял его, и судно было готово к промыслу. Экономилось промысловое время двух китобойных судов и значительные средства.

К концу второго рейса на китобазе была утеряна лопасть правого винта. По решению Министерства флотилия после окончания работы в Антарктике, должна была продолжить промысел на севере в Бристольском заливе. Из-за утери лопасти, во избежание вибрации и деформации гребного вала, правый дизель мог работать только на малых оборотах, и скорость китобазы снизилась до 10 узлов, вместо 16.

Было принято решение буксировать китобазу. Для этого 3 китобойных судна "цугом" (один за другим) тащили китобазу вдоль всего Тихого океана от Магелланова пролива до Бристольского залива, и флотилия двигалась с заданной скоростью в 16 узлов.

Не обходилось и без трагических случаев. Во время разделки китов матрос-раздельщик Баландин по неосторожности был затянут вместе с внутренностями кита в жиротопкий котел. Его быстро оттуда вытащили, но он получил сильнейшие ожоги всего тела. Главный врач Шевченко проявил высочайший профессионализм при его лечении. По предложению Шевченко было изготовлено специальное приспособление, чтобы обваренные части тела не соприкасались с простыней, над кроватью был сделан навес с постоянным подогревом, тело матроса непрерывно смазывалось свежим спермацетом и матроса удалось спасти, а через короткое время он приступил к работе.




Но особенно интересен был заход флотилии после 2-го рейса в Монтевидео (Уругвай). Примечательно, что почти 20 лет в этом порту не было русских судов и вдруг - заход огромной армады. Интерес жителей к нам был необычайным. Китобаза была поставлена к причалу и с раннего утра выстраивались огромные очереди для посещения судна. Все газеты на первых полосах печатали доброжелательные статьи о заходе в порт советских китобоев. В одном из больших клубов был организован совместный вечер. Желающих попасть в этот клуб было столько, что были запружены все ближайшие улицы и для них по радио транслировались приветственные речи, а также концерт художественной самодеятельности флотилии, который специально был для этого случая подготовлен.

Навсегда останется в памяти китобоев встреча с Владивостоком после 1-го антарктического рейса. Суда флотилии на подходе были все покрашены, почищены. В середине дня 5 июля 1962 года флотилия начала входить в бухту Золотой Рог. Впереди шли 3 китобойные судна, занявшие 1-е места на промысле, за ними китобаза и далее двумя колоннами все 18 судов. По команде Г.В. Вайнера все китобойные суда одновременно сделали по три выстрела из гарпунных пушек. Абсолютно все суда, стоящие у причалов торгового и рыбного портов, а также на рейде, гудками приветствовали прибытие китобойной флотилии.

Десятки тысяч владивостокцев вышли встречать флотилию. Прибыли встречать китобоев все руководители края и города, родные и близкие, репортеры всех газет я журналов, играл большой духовой оркестр. Газеты отмечали, что подобная встреча была только в 1937 году, когда прибыли во Владивосток спасенные челюскинцы.
Несмотря на все трудности, задание на первый промысловый рейс было перевыполнено. Большая группа работников флотилии была награждена орденами и
медалями, а капитану китобойного судна "Вкрадчивый" Сергееву Ю.Г. и гарпунеру Береко В.И было присвоено звание Героя Социалистического Труда.


Шли годы. Интенсивность промысла китов, как в водах Антарктики, так и в северной части Тихого океан была очень высокой, особенно со стороны Японии и СССР. Поголовье китов начало резко сокращаться. Если в первые рейсы флотилия "Советская Россия" добывала много гладких китов, голубых (блювалов) и тысячами горбатых, то в последующие годы они добывались единицами, основным китом для промысла стал финвал, а через несколько лет и их поголовье также резко сократилось и основным промысловым китом стал сейвал, а в последующие годы - малый полосатик (минке).

Эффективность промысла стала резко падать. Биологи многих стран забили тревогу, к ним присоединилось движение "зеленых". В 1982 году был объявлен мораторий на добычу китов, а в 1987 году пелагический промысел-повсеместно во всех районах Мирового океана был прекращен.
Последняя эпоха китобойного промысла закончилась.

Только для малых народов крайнего севера, традиционно добывающих китов, для пищевых целей, стала выделяться небольшая квота пищевых китов, обитающих у их побережий, (у нас - для жителей Чукотки 20 голов серых китов).

Китобойные базы "Советская Россия", "Владивосток" и "Дальний Восток" были переоборудованы под прием и переработку рыбы, а китобойные суда практического применения не нашли и постепенно все были списаны и ушли на металлолом.

С началом перестройки в 90-х годах постепенно были выведены из эксплуатации и списаны бывшие китобазы. Китобойный промысел ушел в прошлое, но в сердцах китобоев, многих жителей Владивостока и Одессы, где базировались китобойные флотилии, память об этом периоде останется навсегда.

источники

Киты стали жертвами охоты в водах североамериканского побережья в семнадцатом столетии. Еще тогда эти млекопитающие стали интересовать людей. Целью было добывать жир китовый. Для этого годились самые различные виды этих созданий.

Способы применения

Вплоть до второй половины девятнадцатого века китовый жир играл роль продукта, который единственный был в состоянии удовлетворить любую потребность в жировых волокнах. Его использовали для многих процессов. Обильно жир китовый применяли для варения мыла и для того, чтобы производить марганец. Определенные породы могли быть поставщиками сырья для химической промышленности.

Вообще, в то время был довольно широкий спектр того, для чего использовали китовый жир. Его добывали из животных, которых отлавливали на просторах Арктики и Антарктики. Наиболее благоприятным для этого временем считались весна и лето.

В это время жир китовый особенно концентрирован в упитанных телах животных. Если рассмотреть голубого представителя вида, он может снабдить добытчиков 19 тысячами литров жировых волокон. Коль удастся выловить кашалота, вы станете счастливым обладателем 7,9 тысяч л.

Необходимость сохранить вид

С большой интенсивностью добывался китовый жир, применение которого находило все новые интересные варианты. Однако это не отразилось позитивно на популяции, ведь количество голубых, белых и серых представителей данного вида критически упало. Они практически полностью исчезли. В виду ажиотажа, который породил жир китовый, создали специальную международную комиссию, занимавшуюся охраной этих животных.

Таким образом, удалось установить контроль за численностью. Конечно, есть много вещей, для чего нужен китовый жир, но если не заниматься отловом в меру, то и использовать в скором времени будет некого.

Международная китобойная комиссия появилась 2 декабря 1946 года. Поначалу эффекта не последовало, и темпы охоты на млекопитающих были такими же убийственными. Становилась все более малочисленной популяция голубого, горбатого вида. Практически полностью прекратил свое существование плавниковый кит.

Актуален и сегодня

В наше время на вопрос "зачем китовый жир современному человеку?" тоже найдется масса ответов. Его до сих пор используют во многих отраслях. Так же остро стоит и вопрос ограничения охоты. Ведь с течением столетий животных становилось все меньше. Чтобы они не вымерли, нужно регулировать этот вопрос.

Важность действительно сложно переоценить. Множество полезных вещей возможно извлечь из его продуктов. Если вникнуть внимательнее, мы увидим, что многие ценные вещества, что получают по результатам вылова кита, действительно имеют большое значение. Например, ворвань (так называют жиросодержащую подкожную ткань) пригодна для добычи отличного жира. Его используют, чтобы работал светильник или когда изготавливают мыло.

Прочие полезные вещества

Кроме ценного жира, китовые семейства являются поставщиками вкусной мясной продукции. Кость этого животного пригодна для изготовления удобряющих землю веществ. Кашалоты полезны спермацетом - жиром, который расположен в голове. Это вещество хорошо использовать для приготовления мазей, косметических средств и свечных изделий.

Кашалот - отличный поставщик такого полезного материала, как серая амбра, что вырабатывается у этих животных внутри кишечника. Ее используют, изготавливая парфюмерную продукцию. Бивни и зуб, которыми обладает нарвал, являются весьма ценной костью, что не уступает слоновьей. Шкура, которую носит белый кит, годится для изготовления кожевенных изделий.

Интересным фактом является то, что любое существо из китовых является млекопитающим. Предшественники этих животных были сухопутными. Даже у плавников их вид похож на руки с пятью пальцами. На протяжении многочисленных веков подводной жизни среда способствовала приспособлению к подобному образу существования.

Борьба с браконьерством

В рамках борьбы с чрезмерным уничтожением китов было запрещено использовать их жир для косметологических целей.

Торговые ряды, которые заполняют мировой рынок, должны несколько очистить себя от средств косметики, содержащих действенный и редкий компонент под названием «спермацет». Он очень похож на человеческий сальный покров под кожей. Действие его просто потрясающее. Раны мгновенно заживляются вместе с любым Омолаживается и фундаментально увлажняется кожный покров. Еще в восемнадцатом веке его добывали, чтобы изготавливать косметику.

В наши дни большое количество животных бывают убиты для добычи спермацета. охлаждают и отфильтровывают, положив на прессовку. 1986 год принес принятие запрета, не разрешающего добывать это вещество. Однако браконьеров это не остановило, и они продолжили охоту и незаконно продают жир. Сейчас работают организации, которые занимаются борьбой с преступной деятельностью охотников на ценное вещество.

Преступная охота

Россию можно уверенно назвать основным экспортером нелегально добытого жира. Больше всего запретной продукции исходит из Приморского региона. Aroma Jazz - бренд отечественного производства, производящий косметику, которая включает в состав спермацет.

Производители кремов не хотят отказываться от этого вещества, потому что синтетическим аналогам не подвластно оказать столь поразительный эффект. Так утверждают косметологи-дерматологи. Состав настолько сложен, что ученые пока не нашли способ в полной мере воссоздать его в лабораторных условиях. Из-за этого никто не спешит исключать спермацет из состава своих косметических товаров. Разумеется, столь действенный продукт пользуется популярностью у потребителя.

Эликсир молодости

При желании изучить спермацет в чистом виде вы увидите застывшие бруски жира. Как бы ни было прискорбно, браконьеры не стремятся скрыть свои намерения и активно выкладывают объявления о продаже на сайтах городов Владивостока и Хабаровска.

Дело это прибыльное и недешевое. За 1 килограмм нужно выложить не менее ста долларов. Не один торговец может попытаться заверить вас, что действия его легальны и законны, но это в подавляющем числе случаев просто банальная ложь ради наживы. Могут также утверждать, что эта продукция из старых партий. Есть совсем небольшой процент вероятности того, что это не вранье, потому что спермацет дает возможность хранить его многие годы.

Порчи в таком случае не происходит. Однако подумайте, ведь при таком обильном спросе и хороших ценах старые запасы были бы уже давно распроданы и вымазаны на лица потребителей, желающих сохранить собственную молодость.

Подобную продукцию приобретают как компании, не желающие нести ответственность за свои действия, так и косметологи, делающие кремы на дому для собственного использования или личного маленького бизнеса. Некоторые же могут просто мазать кожу спермацетом без всякой обработки, считая, что так эффективнее, и они уж точно будут вечно молодыми.

В любом случае при покупке данного товара внимательно все изучите.

Недавно мы с другом смотрели документальный фильм о голубых китах, когда он вдруг сказал: «А ты знаешь, что японцы по-прежнему охотятся на китов из-за их жира. Они используют его в качестве смазки для новых автомобилей. А также китовый жир считается лучшей смазкой, чем смазки, сделанные на основе бензина». Давайте разберемся, так ли это?

Когда-то китовый жир действительно использовался в качестве смазки для новых автомобилей в США и в Японии. Тем не менее, в начале 1970-х он был запрещен для автомобилей, продаваемых в США из-за экологических проблем. У автоматических коробок передач сразу же начались проблемы, некоторые даже утверждают, что их качество уже никогда не станет таким, как раньше. Поэтому вам следует поторопиться купить волшебный китовый жир как можно скорее, пока не стало слишком поздно, и он совсем не исчез.

Неужели вы принимаете это утверждение за чистую монету? Не то, чтобы промоутеры коммерческих продуктов когда- либо врали, но, тем не менее, они умалчивают определенные нюансы.

Давайте начнем с китового жира. Удивительно, но несмотря на то, что его использование достигло своего пика в 1850 году после изобретения керосина, китовый жир продолжал использоваться в коммерческих целях на протяжении длительного времени (однажды он даже был использован для производства маргарина). Особенно любили использовать в автомобильной промышленности смазку из жира кашалотов, которая на самом деле представляет из себя жидкий воск, полученный из жира кашалотов, который в сочетании с серой дает отличную автомобильную смазку, не теряющую своих свойств при высоком давлении и низкой температуре, а также защищает от коррозии. Когда возникла потребность в надежных автоматических коробках передач, использование смазки из жира кашалотов в качестве «модификатора трения» стало очевидным выбором.

К несчастью кашалотов, полученная смазка была очень качественной. Отчасти в результате спроса со стороны автомобильной промышленности огромные млекопитающие оказались на грани исчезновения. В 1970 году США объявили, что кашалоты и семь других видов китов находятся под охраной государства, а это означает не только то, что американцы не могли охотиться на них, но и то, что продукты китового происхождения не могли быть импортированы. Начиная с 1973 года, американские автопроизводители перешли на новые смазочные жидкости для автоматических коробок передач, которые не содержали жир китов.

Так что же произошло в итоге? По крайней мере, 5500 автоматических трансмиссий в автомобилях, произведенных между 1973-м и 1975-м годами, сломалось без возможности ремонта. Коррозия паяных соединений в системе охлаждения коробки передач способствовала смешиванию антифриза и жидкости для коробки передач, что привело к плачевным последствиям. В новостях того времени компания «General Motors», производитель автомобилей с дефектными коробками передач, объявила проблемой отсутствие китового жира. Подразумевая, что виной этому не были действия самой компании, а скорее защитников природы.

Если вы прочитаете новости внимательно, то вы заметите, что коробки передач, произведенные компанией «General Motors» не были автоматическими. Это были два других специфических типа: Turbo Hydra-Matic 350 и 400. Плохие трансмиссии составили всего одну шестую часть одного процента этих устройств, установленных компанией «General Motors» в то время. В поисках подтверждения сбоев в работе автоматических коробок передач в середине 1970-х мы просмотрели техническую литературу, а также опросы о частоте ремонта в журнале «Customer Reports», но ничего не обнаружили.

Отсюда следует, что реальной проблемой был дефект к конструкции коробок передач, выпущенных компанией «General Motors», а не отсутствие жира китов, как это было заявлено. Как бы то ни было, компания «General Motors» перевыпустила паяные соединения и поменяла смазочную жидкость, и проблема исчезла.

Тем не менее, вы все еще можете найти людей, которые считают, что автоматические коробки передач не настолько надежны, как те, которые были произведены во время использования жира китов. Я считаю, что это все чушь. В начале 1960-х, например, типичная автоматическая коробка передач, произведенная компанией «General Motors», могла заглохнуть после прохождения от 25 000 до 40 000 миль (от 40 233 до 64374 км); к 1980-м эта норма возросла до 100 000 миль (161 000 км). К счастью, промышленностью найдены равные или даже лучшие по качеству заменители смазок на основе китового жира.

До сих пор мы говорили о США, a как насчет Японии? Так как японцы «себе на уме», я бы не удивился их ингредиентам в смазочных жидкостях. Тем не менее, Международная китобойная комиссия утверждает, что с 1993 года по 2009 год японцы убили 47 кашалотов. За это время японские автопроизводители построили 178 000 000 транспортных средств. Предполагая, что (а) половина произведенных автомобилей имела автоматические коробки передач, (б) средний кашалот дает 30 баррелей масла, и (в) весь этот жир тратится на трансмиссионную жидкость (хотя это только предположение), следовательно, на каждый автомобиль идет менее половины чайной ложки жира.

Долгое время китовый жир применялся во многих областях жизнедеятельности человека. До середины 19 столетия он применялся для освещения, в качестве смазочного материала, им обрабатывали кожу и др. Такое его повсеместное применение было основной причиной для возникновения китобойного промысла. Этот жир получают из всех видов китов.

Следует сказать, что в древние времена китовый жир назывался иначе. В Скандинавии, Дании, Исландии и некоторых других странах его называли ворвань, а в Древней Руси – ворвонь.

Сложные эфиры глицерина и жирные кислоты являются основными компонентами китового жира.

Данный жир вытапливают из сала-сырца, который вырезается из убитого кита. Его характерной особенностью является наличие запаха, который очень неприятен для обоняния. Китовый жир при комнатной температуре жидкий. Он легко растворяется во многих растворителях органического происхождения, окисляется на воздухе и полимеризуется. Если его нагревать со свободным доступом воздуха, то он потемнеет, а при достижении 200 градусов он становится черным.

Саломас из данного вида жира может использоваться для изготовления маргарина. Но так как не его добычу затрачивается очень много времени, то эффективнее и выгоднее применять для его производства жиры растительного происхождения.

Саломас также используют для производства туалетного мыла.

Следует сказать, что из внутренних органов кита и его костей можно получать китовый жир технического назначения. Его добывают путем вываривания органов в полностью закрытых котлах.

Качественные характеристики жира от китов находятся в прямой зависимости от условий его вытапливания и хранения.

У китового жира много полезных свойств. После гидрогенизации он хорошо усваивается, обладает замечательными питательными свойствами и качествами.

Ученые доказали, что жиры группы омега-3, содержащиеся в китовом жире, оказывают благотворное влияние на болезни сердечно-сосудистой системы и сердечную недостаточность в хронической форме. Эти вещества способствуют ровному ритму сердца.

В китовом жире также есть полиненасыщенные жиры, которые оказывают противовоспалительное воздействие на организм человека. А также улучшают состояние волос, кожи и ногтей, способствуют повышению иммунитета, снижают давление и уровень холестерина в крови, являются профилактическим средством от возникновения раковых клеток, выводят токсины из организма человека и ускоряют метаболизм, помогают при депрессии и многое другое.

Также в китовом жире содержится множество витаминов и микроэлементов, которые без жира практически не усваиваются.

Не верится, но факт – китовый жир помогаем похудеть. Снижение веса достигается за счет правильного и оптимального сочетания здорового питания, физических нагрузок и употребления китового жира. Ведь как уже было сказано, китовый жир помогает нормализации обменных процессов в организме, улучшению метаболизма и уменьшает возможность появления депрессии во время диеты.

Как же правильно выбрать хороший продукт, содержащий китовый жир?

Саломас (производный компонент от китового жира) можно купить в аптеке в виде витамина А, в магазине или на рынке в виде маргарина.

Для сохранения всех полезных свойств китового жира его нужно правильно хранить. В морозилке маргарин можно держать больше полугода, а в холодильнике не более 2 месяцев. Так как он впитывает посторонние запахи, его лучше держать в масленке.

Китовый жир вреден людям, у которых перенасыщение организма кальцием и витамином D, есть заболевания щитовидки и желудочно-кишечного тракта, язва.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для здоровья нужен оптимальный баланс в потреблении полиненасыщенных жиров.

Киты в прошлом веке чуть было не исчезли из-за того, что люди активно охотились на этих морских гигантов. В азиатских странах их мясо ценилось как деликатес, а китовый ус становился основой для изготовления различных предметов. Основная ценность этих млекопитающих заключается в их жире. Его считают чуть ли не эликсиром молодости и средством от всех недугов. Разумеется, значимость китового жира в этом плане несколько преувеличена, но все же он действительно полезен при ряде заболеваний.

От чего помогает жир кита?

Жир этого морского млекопитающего может помочь при следующих недугах:

  1. Аритмия . В китовом жире весьма высокая концентрация омега-3. Эти жиры помогут при проблемах с сердцем, выравнивая его ритм. Сердечная мышца становится более здоровой, снижается вероятность инфаркта. Кстати, омега-3 содержится не только в китовом жире. Данный элемент присутствует в большом количестве в жире многих северных рыб, включая лосось и скумбрию;
  2. Повышенный холестерин ;
  3. Астма ;
  4. Депрессия . Удивительно, но китовый жир справляется не только с физическими, но и психическими проблемами. Это также обусловлено наличием в нем омега-3 . Как сообщает авторитетный журнал Translational Psychiatry, пациенты с депрессивными расстройствами, значительно лучше справляются со своим заболеванием, если в дополнение к антидепрессантам им давали омега-3. Также есть данные о том, что жирные кислоты помогают предотвращать другие психические расстройства. При этом не обязательно дожидаться депрессивного состояния. Достаточно начать употреблять жир кита в период повышенного стресса, чтобы не допустить развития невроза или депрессии;
  5. Облегчают состояние больного при диабете . В этом случае жир принимают в небольших количествах как поддерживающее средство, но оно не сможет заменить инъекции инсулина и другое традиционное лечение;
  6. Гипотензия ;
  7. Повышенная утомляемость .

Вред китового жира

Многие компоненты средства плохо усваиваются в том случае, если в рационе человека мало продуктов с жирными кислотами. Организм попросту не принимает такой жир как нормальную пищу, плохо его переваривая.

В некоторых случаях вообще может появиться тошнота , что говорит об индивидуальной непереносимости. Поэтому лечение жиром кита надо начинать с минимальных доз.

Чтобы организм справился с усвоением сложных составляющих жира, необходима здоровая система пищеварения. Поэтому от китового жира однозначно должны отказаться язвенники и люди, у которых диагностированы патологии желчного.

В противном случае жир не только плохо усвоится, но и даст дополнительную нагрузку на больные органы. При авитаминозе жир кита также стоит исключить из рациона.

Для чего применяют жир кита?

Жир, помимо лечения болезней, используется в следующих случаях:

  • Похудение . Многие недоумевают, когда узнают о том, что такой калорийный продукт как китовый жир способен снизить вес. На самом деле важно лишь правильно его употреблять, а точнее верно отмеривать нужное количество и совмещать с диетой. Выпив немного жира с утра, человек будет чувствовать себя прекрасно. Даже если в течение дня ограничивал себя в еде. Ведь он снабдил организм нужной дозой полезных веществ. Если к умеренной диете добавить еще и спортивные нагрузки, то скорость накачивания мышц увеличится. То есть жир кита сглаживает стресс, который испытывает организм при ограничениях в еде, а также нормализует метаболизм, полезные вещества, поступающие в желудок, усваиваются активнее. Получается, что похудение при помощи жира не должно быть «пассивным». То есть недостаточно просто употреблять его понемногу с утра. Следует сесть на щадящую диету и повысить нагрузки на мышцы;
  • Косметология . Китовый жир способствует увлажнению кожи, она становится более свежей уже после нескольких применений. Правда, приобрести легально средства с таким жиром не получится. Компаниям запрещено использовать любые части тела китов при производстве косметики;
  • Укрепление иммунитета . Китовый жир улучшает работу органов, восполняет нехватку важных элементов и выводит токсины;
  • Предупреждение онкологии .

Преувеличенная значимость средства

Жир кита, безусловно, полезный во всех отношениях продукт. Но нельзя считать его средством, которое может заменить таблетки при определенных заболеваниях.

Фактически, жир кита должен выступать в качестве поддерживающей терапии . И то лишь с одобрения врача. Некоторые же почему-то решают, что этим средством можно полноценно лечиться.

Стоимость жира достаточно высока. Связано это с тем, что во многих странах его добыча запрещена. Не факт, что приобретенная желтая жидкость в баночке окажется именно целебным продуктом, а не низкопробной имитацией.

К тому же спрос на жир кита, который до сих пор стабилен за счет желающих омолодиться и поправить здоровье, создает условия для браконьерства.

Для чего использовали жир кита раньше?

Не только целебные свойства жира привлекали внимание человечества к морским гигантам. До появления керосина он применялся для освещения жилищ , так как долго горел и не сильно коптил.

С развитием машиностроения жир китов нашел свое применение для смазки различных механизмов . Правда, его вскоре вытеснили более доступные и эффективные синтетические масла.

До середины прошлого века Европа закупала тонны китового жира для производства маргарина . Затем ученые научись извлекать из него крайне востребованное в медицине вещество – глицерин .

Жир кита до сих пор ценится сторонниками народной медицины. В умеренных дозах его допустимо применять и в диетологии для более легкого перенесения периода диеты.

Но не следует забывать, что это весьма специфическое средство, которое не подойдет пациентам с определенными заболеваниями.

Видео: жир кита от морщин

В этом ролике косметолог Татьяна Юсупова расскажет, как применяется китовый жир для разглаживания носогубных складок: